Объектно-субъектная классификация социологических теорий


Социологи могут исследовать социальную реальность под различными углами зрения. Соответственно, и классификация социологических подходов может быть осуществлена по разным основаниям. Мы предлагаем познакомиться с двумя классификациями социологических теорий. Первая основана на выделении в качестве определяющего начала, в одном случае, субъектного (человеческого) фактора, а в другом, – не зависящих от человека объективных социальных факторов. Эти подходы диаметрально расходятся в трактовке причинно-следственной связи между индивидом и обществом. Одни учёные считают индивида всего лишь проекцией общества …
как целостного социального организма, а другие – его творцом-демиургом. Образной иллюстрацией этих подходов могут служить такие строки великого русского поэта Александра Блока: «Мы ли пляшущие тени, Или мы бросаем тень?». В соответствии с этой дилеммой в социологии можно выделить два подхода: субъектный и объектный. В представленной ниже таблице мы предлагаем схему сравнительного анализа этих подходов по различным критериям.

Таблица 1 – Сравнительный анализ субъектного и объектного подходов в социологии

Объектный подход Критерии сравнения Субъектный подход
О.Конт, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р. Мертон и др. Учёные, работающие в рамках подхода М.Вебер, Дж. Мид, Ф.Гидденс, Мак-Дуголл и др.
Структурно-функциональный анализ. Теории, реализующие данный подход «Понимающая» социология. Интерпретативная социология. Герменевтическая социология. Символический интеракционизм
Социоцентризм (общество первично, индивид – вторичен) Основная характеристика подхода Антропоцентризм (индивид первичен, общество – вторично)
Индивид полностью зависит от социальных обстоятельств. Поведение индивида обусловлено объективными социальными законами Роль индивида Человек — активный и самодостаточный деятель.
Приоритет социального целого над его частями — индивидами Приоритет Приоритет индивидов, составляющих социальное целое
Особое внимание уделяется макросоциальной среде Значение микро- и макросоциальной среды Особое внимание уделяется микросоциальной среде
Натурализм (законы общества уподобляются законам природы) Научные ориентации Психологизм (законы общества конструируются на основе законов психики)
Субъективный мир скрыт, не важен и поэтому не исследуется Соотношение субъективного и объективного миров Объективный мир не признаётся, поэтому игнорируется
Единство интересов. Характер взаимодействия интересов Борьба интересов.
Консенсус объявляется нормальным состоянием общества Формулировка социальной нормы Конфликт объявляется нормальным состоянием общества
Оправдание конформизма и «status quo» Оценка социальных конфликтов Оправдание революций и бунтов
Единство социальной жизни обеспечивается единством интересов индивидов и групп Единство социальной жизни Единство социальной жизни обеспечивается единством интерпретаций символических кодов
Конструирование идеального общества Отношение к будущему Игнорирование социальной перспективы

 



Легко увидеть диаметральную противоположность субъектного и объектного подходов. Эта противоположность и породила живительную для социологического знания полемику между представителями этих подходов. Представители объектного подхода, верно отображая социальную обусловленность индивидуального поведения, подвергались жёсткой критике со стороны «субъективистов» за то, что человек в рамках этой концепции уподоблялся марионетке или шестерёнке огромной социальной машины. На самом деле, антагонизм между объективизмом и субъективизмом, на наш взгляд, сильно преувеличен. Он может быть снят путём выделения соответствующих этапов во взаимодействии между обществом и индивидом. Последовательность этих этапов схематично приведена на рисунке.

Рисунок – Этапы взаимодействия индивида и общества

 

Первый этап является исходной точкой для каждого нового поколения людей. Волею судьбы они оказываются в определённой социо-культурной среде, принципы которой сформированы до них и без их участия. На этапе 2 взрослеющие усваивают созданные предыдущими поколениями социальные образцы поведения, мышления и чувствования. С точки зрения индивида, это означает его социализацию, а с точки зрения общества – индивидуализацию социальных норм. Третий этап – деятельностный – может протекать по двум сценариям. Традиционный сценарий характеризуется воспроизведением тех социальных шаблонов, которые индивид усвоил в ходе социализации. В этом случае реализуется объектная логика взаимодействия индивида и общества. Общество осуществляет себя посредством деятельности индивидов. Индивиды на данном этапе лишены активного начала, они всего лишь эманация, проекция, способ существования общества как единого и целостного социального организма. Они по словам поэта – «пляшущие тени» общества, обеспечивающие своей деятельностью его развитие. Парадигма объективизма как раз и отражает такое распределение ролей индивидов и общества на данных этапах их взаимодействия. Однако в ходе общественно значимой деятельности индивид может создавать новые способы мышления, деятельности и чувствования, которые до него не существовали. Если индивидуальные новации оказываются эффективными, они распространяются в социальной повседневности. Будучи востребованными обществом, новые организационные, поведенческие, ментальные и прочие формы «вливаются» в существующую социо-культурную среду, пополняя или замещая арсенал обычаев, традиций, верований, вербальных форм, образцов поведения, юридических законов и моральных норм, модных течений, кулинарных рецептур и прочего множества нормативных требований общества. Вот здесь-то как раз и проявляется активная роль индивида – строителя и преобразователя общества, которую пытаются описать сторонники субъектного подхода в социологии. Таким образом, объектный и субъектный подходы вовсе не противоречат друг другу. Они всего лишь рассматривают различные фазы взаимодействия индивидом и общественного организма.

Для студентов — будущих руководителей – важно понимать свои возможности активно формировать социо-нормативную среду в рамках своих властных полномочий.

И, тем не менее, «столбовой дорогой» социологии выступает всё-таки объектный подход. Так понимали социологию её родоначальники. Так трактуют эту науку и большинство современных социологов. Однако и в рамках объективизма существует множество теорий, школ, гипотез, которые необходимо классифицировать. Наиболее интересной и перспективной нам представляется типологизация социологических теорий в соответствии с тем, какие факторы та или иная теория считает определяющими социальную жизнь человека. Социология, как, впрочем, и любая наука о человеке, занята поиском причин, обусловливающих социальное поведение человека. Учёных всегда интересовало, почему одни народы более успешны в деле созидания своей социальной жизни, а другие отстают, или же вовсе постепенно сходят с исторической арены. В качестве таковых причин обычно называются три главных фактора, обозначенные ещё Эмилем Дюркгеймом: природный, аффективноэмоциональный (психологический) и социальный. В соответствии с этим конструируются три основные парадигмы:

— парадигма натурализма;

— парадигма психологизма;

— парадигма социологизма.

Рассмотрим эти направления на макро и микро-уровнях, каждое из которых будет представлено в качестве примера соответствующими школами и теориями.