Непокорный водород

Задача N 37. Суть эффекта Рассела, открытого в начале века, состоит в том, что фотопластинка, поднесенная в темноте к очищенной от окисной пленки поверхности металла, оказывается засвеченной. Выяснилось, что в этом повинен атомарный водород, возникающий при взаимодействии металла с парами воды. Далее выяснилось, что пластинку чернела даже на расстоянии в десятки миллиметров от поверхности. Но атомарный водород не может пролетать такие расстояния! Он должен объединяться в молекулы задолго до цели. В чем же причина непонятного поведения атомарного водорода?

 

Работоспособность

Выдающиеся творческие личности прежде всего были великими тружениками, обладали высокой работоспособностью. Нет особой необходимости подчеркивать, что без этого качества физически невозможно достижение поставленных Целей.

Работоспособность складывается из …
способности много работать 0и умения хорошо организовать свою работу0.

Удивительной способностью много работать обладал известный русский геолог и писатель В.А.Обручев. За 70 лет творческой работы более 44 000 страниц написанных книг, статей, дневников, сотни учеников. Общая протяженность его геологических маршрутов превысила 30 тыс. км.

Рабочий день Ж.Верна на протяжении всей жизни составлял в среднем 16 часов. Когда его спрашивали, как ему удается сохранять столь высокую работоспособность, он искренне удивлялся: "Не надо меня хвалить. Труд для меня источник единственного и подлинного счастья… Это моя жизненная функция. Как только я кончаю очередную книгу, я чувствую себя несчастным и не нахожу покоя до тех пор, пока не начну следующую. Праздность является для меня пыткой."

Известно, что Т.Эдисон и О.Хэвисайд могли сутками не выходить из своих лабораторий. И подобным примерам нет конца.

1Такое фантастическое трудолюбие 0не дается от рождения, а, в первую очередь, 1есть следствие сильнейшей поисковой актив1ности, высочайшей верности своей Цели. 0Оно развивается еще на стадии становления творческой личности, 1в процессе0 1систе1матического самообразования0, а в дальнейшем 1непосредствен1но в процессе творческой работы0.

Однако сама по себе способность много работать еще не означает высокой работоспособности в смысле ее продуктивности, мало что значит без умения хорошо организовать свою работу.

В настоящее время существует большое количество литературы, посвященной вопросам повышения эффективности своего труда. Поэтому лишь кратко остановимся на важных моментах.

Хорошая организация работ по достижению поставленной Цели невозможна без рационального планирования0. Многие выдающиеся творческие личности уделяли этому первостепенное внимание. Планы достижения Цели должны быть конкретными, выполнимыми, поддающимися контролю за их выполнением. О некоторых особенностях построения таких планов см. Приложение 3.

Для достижения Цели необходимо проделать большой объем

работы. Следовательно, надо развивать в себе навыки рационального использования времени0. Рассмотрим опыт некоторых творческих личностей по "сжатию" времени.

Известный зоолог А.А.Любищев разработал 1систему учета 1времени0, помогающую стать хозяином своего времени. Все затраты времени он разделил на полезные (творческая работа, самообразование, выполнение служебных обязанностей), необходимые (сон, еда, личная гигиена, занятия физкультурой и т.п.), и на так называемые "отбросы времени" (собрания, совещания, поездки в транспорте, ожидание на остановках, на вокзалах и т.п.). В течение 56 лет он вел письменный учет этих затрат.

Систематический учет затрат времени позволяет: а) 1обрести 1личный опыт объективной оценки затрат на различные виды дея1тельности, следовательно, строить реальные планы.;0 б) 1выяв1лять нерациональные потери полезных и необходимых затрат 1времени, сокращать их, постепенно устраняя причины потерь; в) 1сокращать или полезно использовать "отбросы времени".

Простейший способ превращения "отбросов" в полезное время: 1сформировать пакет неспешных дел, проблем, которыми мож1но заниматься в подобный условиях0. Так, А.А.Любищев в трамваях, в поездах, в ожидании приема врача, в очередях… изучил английский, немецкий и французский языки.

Дополнительно "спрессовать" время помогает 1прием совмеще1ния0. Суть его в том, что 1освоение новых знаний, необходимых, 1но вспомогательных, навыков надо стремиться совмещать с 1основной творческой работой0. То есть следует стремиться выполнять какую-либо работу таким образом, чтобы ее результаты оказались полезными сразу для нескольких целей. Например, Любищев, будучи специалистом по насекомым, изучал немецкий

язык по новому немецкому определителю насекомых.

Задача N 38. 0Вы считаете себя занятым человеком? Попробуйте в течение всего одной недели провести полный учет затрат времени на все свои дела и увлечения. В конце недели сравните, какая доля времени расходовалась полезно. Как соотносятся эти затраты с вашими планами на будущее? Подумайте, что следует изменить в вашем бюджете времени?

Подробнее с системой Любищева можно ознакомиться в повести Д.Гранина "Эта странная жизнь".

Анализ творческих биографий позволил выявить необычайно эффективный путь сокращения возможных потерь времени 1прин1цип аккумуляции знаний0. Суть его в том, что 1для достижения 1поставленной Цели необходимо стремиться использовать ВСЕ 1знания и навыки, обретенные ранее и обретаемые вновь, даже 1"посторонние", "случайные".

Вспомним уже упоминавшиеся примеры. А.Л.Чижевский сумел использовать все свое многообразие юношеских интересов для создания основ гелиобиологии. Многообразные детские и юношеские увлечения Ж.-И.Кусто кино, литература, плавание, конструирование все их он в дальнейшем направил на достижение поставленных Целей. И это в большой степени способствовало его успеху. Тафономия создавалась И.А.Ефремовым на базе его обширных познаний в зоологии, палеонтологии, геологии, истории, философии.

Великий Чарли Чаплин вообще не планировал свои будущие фильмы: становился перед киноаппаратом, не имея даже набросков сценария, и на ходу начинал импровизировать. Колоссальная часть отснятого материала, нередко оригинального по замыслу, при этом шла в отход. И, не смотря на такой

"кошмарный" метод работы, он снял огромное количество замечательных фильмов. Как?!

Секрет был раскрыт в фильме английской телекомпании "Thames television" "Неизвестный Чаплин": практически все забракованные сюжеты использовались в последующих фильмах.

Иными словами, у подлинной творческой личности, как у гоголевского Плюшкина, НИЧТО не пропадает даром. Наиболее выдающихся результатов добивались те, кто следовал этому принципу! Кстати, нетрудно заметить, что по сути он близок условию преемственности при выборе новой Цели (см.главу 7).

Ничто так не выбивает из колеи, как мучительные попытки вспомнить пришедшую ранее мысль, идею и т.п. потери времени, связанные с этим, могут быть невосполнимы. Канадский биолог Г.Селье рекомендует во избежание этого 1ВСЕГДА иметь при 1себе маленькую записную книжку и карандаш, 0чтобы сразу на ходу сделать соответствующую заметку. Даже самая хорошая память может подвести в самый неподходящий момент!

Чрезвычайно сильный способ сокращения затрат времени и повышения эффективности творческой работы, тесно связанный с двумя предыдущими, формирование и ведение личного информационного фонда0.

Такой фонд позволяет накапливать полезную для достижения Цели информацию, всегда иметь ее под рукой, чтобы не кидаться каждый раз в библиотеку в поисках важнейшего факта, прочитанного в давно забытой книге, статье и т.д., не тратить времени на лихорадочные поиски. Да и не возможно удержать в памяти накопленный за долгие годы объем информации.

Так, после смерти Ж.Верна сохранилось около 20 000 карточек с выписками по многим разделам науки и техники, сделан-

ным писателем при подготовке своих знаменитых "романов о науке". При знакомстве с биографией И.А.Ефремова мы уже узнали о его "премудрых" тетрадках. Открытием периодического закона Д.И.Менделеев во многом был обязан своему информационному фонду множеству карточек с данными о свойствах химических элементов. Достаточно будет упомянуть о знаменитых записных книжках Леонардо да Винчи, о записях, которые на протяжении жизни вели М.В.Ломоносов и Ч.Дарвин…

Некоторые рекомендации по организации простейшего личного информационного фонда см. Приложение 3.