Нематериальные активы и задачи их учета

УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В БАНКЕ

1. Нематериальные активы и задачи их учета

2. Учет операций по поступлению и созданию нематериальных активов.

3. Учет операций по начислению амортизации нематериальных активов

4. Учет выбытия нематериальных активов.

Нематериальные активы и задачи их учета

Нематериальные активы (далее – НА) — это выраженные в денежной форме затраты банка в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода и приносящие доход.

В состав нематериальных активов входят:

— права пользования землей, водой, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами;

— права пользования зданиями, сооружениями, оборудованием;

— ценность формы (гудвил);

— программное обеспечение;

— …
патенты, лицензии, права на торговые знаки, марки, имущественные права;

— брокерские места на бирже;

— организационные расходы и т.п.

Для учета нематериальных активов в банке используется активный балансовый счет 5400 «Нематериальные активы». Учет капитальных вложений по нематериальным активам, как приобретен­ных за плату, так и созданных банком, осуществляется на балансовом счете 5403 «Капитальные вложения по немате­риальным активам».

! Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионным и авторским договорам, учитываются на внебалансовом счете 99884 «Не­материальные активы, полученные в пользование». Суммы периодических платежей (роялти) за указанные нематериальные активы отражаются на соответствующих балансовых счетах группы 93«Операционные расходы».

Стоимость программ для ЭВМ и компьютерные базы данных, приобретаемых и используемых для собственного потребления, отражается в составе расходов будущих периодов на балансовом счете 6479«Расходы будущих периодов – операционные расходы» с последующим ее отнесением на балансовый счет 9397 «Расходы на приобретение программного обеспечения».

Затраты, направленные на восстановление и поддержание в первоначальном состоянии потребительских свойств программного обеспечения, учитываются на балансовом счете 9397 «Расходы на приобретение программного обеспечения».

Аналитический учет НА ведется по их видам в разрезе лицевых счетов. В учете НА отражаются по первоначальной стоимости, складывающейся из фактических затрат на их приобретение и приведение в состояние готовности к использованию, расходов, связанных с защитой прав и пр.

НА, переданные в виде вкладов в уставный фонд, приходуются на баланс по договорной стоимости.

При оформлении операций с нематериальными акти­вами банки используют типовые унифицированные, фор­мы первичной учетной документации, утвержденные Ми­нистерством финансов РБ:

1 – форма НА-1 "Акт о приеме нематериальных активов";

2 – форма НА-2 "Инвентарная карточка учета нематериальных активов".

Основными задачами учета НА являются обеспечение сохранности и достоверности оценки объектов, а также контроль за их рациональным использованием в банке.