Не передаст эти улучшения арендодателю 11 страница

 

11.2. Обучение физических лиц,

не являющихся работниками организации

 

Налоговый кодекс предоставляет организациям возможность учитывать в составе прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на обучение физических лиц, не являющихся их работниками.

Для того чтобы учесть в расходах затраты на обучение такого физического лица, организация должна заключить с ним договор, в котором будут зафиксированы следующие обязательства этого физического лица:

1) не позднее трех месяцев после окончания обучения заключить с организацией трудовой договор;

2) после заключения трудового договора отработать в организации не менее года.

Заключив с физическим лицом такой договор, организация получает право включать в состав прочих расходов суммы, уплаченные за обучение этого физического лица. При этом речь …
идет об обучении по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональной подготовке и переподготовке, которое осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.

И конечно же, нужно помнить о требованиях ст. 252 НК РФ. В организации обязательно должны быть документы, подтверждающие тот факт, что обучение производится в интересах организации. В противном случае налоговые органы будут оспаривать правомерность учета затрат на обучение в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Итак, в процессе обучения физического лица организация оплачивает обучение и включает суммы оплаты в состав прочих расходов.

После того как обучение будет закончено, физическое лицо должно выполнить те обязательства, которые оно приняло на себя, заключив с организацией договор на оплату обучения, т.е. не позднее трех месяцев с момента окончания обучения заключить с организацией трудовой договор и отработать в ней не меньше года.

 

Примечание. Если физическое лицо нарушит условия договора, то организации придется включить во внереализационные доходы всю сумму платы за обучение, которая ранее была учтена в составе прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

 

Включение платы за обучение в доходы производится в следующих случаях:

1) по истечении трех месяцев после окончания обучения трудовой договор между физическим лицом и организацией не был заключен. В этом случае доход признается в том периоде, когда истек указанный трехмесячный срок для заключения трудового договора;

2) гражданин заключил с организацией трудовой договор, но проработал в организации менее года. В этом случае доход признается в том периоде, когда трудовой договор был прекращен.

 

Примечание. Включать сумму платы за обучение в доход не нужно в случае увольнения гражданина по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Эти обстоятельства перечислены в ст. 83 ТК РФ.

 

Согласно ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

 

Обратите внимание! В п. 3 ст. 264 НК РФ установлены сроки хранения документов, подтверждающих расходы на обучение.

 

Примечание. Организация должна хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока обучения, а также одного года работы физического лица в данной организации по трудовому договору. При этом минимальный срок хранения документов составляет четыре года.

 

11.3. НДФЛ и страховые взносы

 

Согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы платы за обучение физического лица по основным и дополнительным образовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Таким образом, суммы, уплаченные организацией за обучение физического лица (неважно, является он работником организации или нет), НДФЛ не облагаются.

В частности, не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные организацией за обучение детей своих работников (Письмо Минфина России от 18.04.2013 N 03-04-06/13324).

При этом неважно, каким способом организация производит оплату обучения физического лица — непосредственно образовательному учреждению или путем возмещения физическому лицу понесенных им расходов (на основании документов, подтверждающих расходы физического лица) (Письмо Минфина России от 16.04.2013 N 03-04-06/12870).

Для целей исчисления НДФЛ не важно, учитываются суммы, уплаченные за обучение, в расходах по налогу на прибыль или нет.

Не важно и то, какое образование получает физическое лицо (высшее, среднее специальное).

Единственное, что имеет значение, — это статус образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 10.09.2009 N 03-04-06-02/67).

Если речь идет о российском образовательном учреждении, то оно обязательно должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Если обучение проходит в иностранном образовательном учреждении, то оно должно иметь статус образовательного учреждения по законодательству соответствующего государства.

Суммы, уплаченные за обучение работников, не облагаются и страховыми взносами.

Соответствующая льгота предусмотрена п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Согласно этому подпункту не облагаются взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников. При этом неважно, учитываются эти суммы в расходах по налогу на прибыль или нет.

Что касается сумм, уплаченных за обучение физических лиц, не являющихся работниками организации, то они в принципе не являются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

 

Глава 12. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ

 

12.1. Общие правила признания

 

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся представительские расходы.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, в том числе:

— расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

— транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

 

Обратите внимание! Если в мероприятии принимают участие только работники организации, то расходы на проведение такого мероприятия нельзя учесть при исчислении налога на прибыль как представительские.

Например, предприятие, имеющее много филиалов, собирает работников этих филиалов на производственное совещание. Расходы на проведение такого мероприятия не являются представительскими (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2006 N А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1).

 

Обратите внимание! Налоговое законодательство специально выделяет расходы, которые не могут быть отнесены к представительским.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактику и лечение заболеваний.

 

В бухгалтерском учете представительские расходы учитываются в составе расходов на обычные виды деятельности (дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") в сумме фактически произведенных затрат (без какого-либо нормирования).

Для признания представительских расходов в целях налогообложения прибыли необходимо, чтобы они соответствовали требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. были обоснованными, документально подтвержденными и связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

На практике довольно часто налоговые органы, ссылаясь на п. 1 ст. 252 НК РФ, настаивают на неправомерности учета в целях налогообложения понесенных расходов, связанных с официальным приемом, в том случае, если по результатам проведения переговоров не были достигнуты конкретные результаты.

Однако достижение конкретных результатов не является необходимым условием для включения представительских расходов в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Главное — доказать, что тема переговоров была связана с деятельностью организации, направленной на получение дохода.

 

Примечание. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% суммы расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

 

Таким образом, для определения предельного размера представительских расходов необходимо правильно рассчитать сумму расходов на оплату труда.

В целях налогообложения прибыли в состав расходов на оплату труда включаются выплаты, поименованные в ст. 255 НК РФ.

При определении норматива представительских расходов в расчет принимаются расходы на оплату труда, начисленные в данном отчетном (налоговом) периоде.

Для организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления, представительские расходы относятся к косвенным расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ). То есть сумма представительских расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме (в пределах рассчитанного норматива) относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

В соответствии с пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления представительских расходов признается дата утверждения авансового отчета.

В том случае, если организация определяет доходы и расходы кассовым методом, представительские расходы признаются только после их фактической оплаты (ст. 273 НК РФ).

 

12.2. Документальное подтверждение

 

В соответствии со ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 252 НК РФ все расходы должны быть документально подтверждены.

Соответственно, включение представительских расходов в состав расходов организации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете возможно только при наличии первичных учетных документов.

Для начала в организации следует составить смету представительских расходов на текущий год. Данная смета может утверждаться на общем собрании участников (акционеров) организации либо руководителем организации.

Помимо этого, следует издать внутренние организационно-распорядительные документы (например, это может быть положение о проведении представительских мероприятий, утвержденное приказом руководителя организации), в которых могут быть отражены следующие моменты:

— порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;

— порядок расходования средств на представительские расходы;

— порядок документального оформления представительских расходов;

— порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы;

— нормирование отдельных видов представительских расходов (например, в организации могут быть установлены предельные размеры расходов на одного человека при проведении представительских мероприятий в ресторане).

В дальнейшем решение о проведении каждого конкретного представительского мероприятия можно оформлять следующими документами:

— приказом руководителя о проведении мероприятия и о назначении ответственного за его проведение. В этом приказе также отражается цель проведения мероприятия;

— программой проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения мероприятия, фамилии, имени, отчества участников со стороны принимающей организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов.

На основании этих документов осуществляется выдача денег под отчет.

После проведения каждого мероприятия лицо, ответственное за его проведение, оформляет и представляет в бухгалтерию документы, подтверждающие как сам факт проведения мероприятия, так и сумму фактических расходов на его проведение.

В гл. 25 НК РФ конкретный перечень документов, подтверждающих представительские расходы, не определен. В этой связи в Письме ФНС от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852 "О документальном подтверждении представительских расходов" указано, что для целей налогообложения прибыли для документального подтверждения представительских расходов помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения товаров, работ услуг (в том числе прилагаемых к авансовому отчету), достаточно любого первичного документа, отвечающего критериям ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете", из содержания которого следует, что данные приобретения использованы организацией при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ.

Таким первичным документом может быть, например, отчет о представительских расходах (см. Письмо Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288) или отчет о проведенном мероприятии, в котором отражены следующие сведения: перечень лиц, присутствовавших на мероприятии; название организации, которую они представляют (если встреча была с представителями организации <*>); круг рассматриваемых вопросов (цель встречи); расходы, понесенные в связи с организацией мероприятия. Форму отчета можно разработать самостоятельно с учетом требований ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" и закрепить ее использование для оформления представительских мероприятий в учетной политике (см. с. 21).

———————————

<*> Клиентами организации могут быть не только другие организации, но и физические лица. Соответственно, организация может проводить деловые встречи и переговоры не только с представителями других организаций, но и с физическими лицами, являющимися клиентами или потенциальными клиентами. Расходы на проведение переговоров с физическими лицами также могут быть отнесены к представительским расходам (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/2/20149).

 

Расходы на представительские цели могут подтверждаться следующими документами, прилагаемыми к авансовому отчету:

— счетами предприятий общественного питания;

— товарными чеками;

— чеками ККТ;

— документами, подтверждающими оплату транспортных расходов;

— документами, подтверждающими оплату услуг переводчика;

— накладными, торгово-закупочными актами и т.п.

 

12.3. Расходы на проведение официального приема,

буфетное обслуживание

 

Представительские мероприятия могут проводиться как на территории самой организации, так и в каком-нибудь ином месте, например в кафе, ресторане, клубе и т.п.

При проведении мероприятия на территории организации в состав представительских расходов могут быть включены не только расходы на приобретение продуктов питания, но и расходы на приобретение одноразовой посуды (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.2), бумажных салфеток, скатертей и т.п.

Как правило, все это закупается подотчетными лицами за наличный расчет. Поэтому для документального подтверждения таких расходов в организации обязательно должны быть авансовые отчеты с приложенными к ним кассовыми и товарными чеками.

Если мероприятие проводится на стороне (например, в ресторане или на теплоходе), то документальным подтверждением расходов будут служить счет и кассовый чек, подтверждающие расходы на питание.

При этом включение в состав представительских расходов затрат на аренду ресторана или какого-то иного помещения может привести к спору с налоговым органом, поскольку налоговики, как правило, настаивают на том, что перечень представительских расходов, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является закрытым. Расходы, которые в нем не поименованы, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Судьи, как правило, не поддерживают такой "узкий" подход налоговых органов.

Например, ФАС Московского округа неоднократно подтверждал правомерность учета затрат на аренду помещения для проведения представительских мероприятий.

В Постановлении от 12.09.2005 N КА-А40/8426-05 сделан вывод о правомерности включения в состав представительских расходов затрат на аренду ресторана для проведения официального приема, в Постановлении от 03.09.2013 N А40-22927/12-107-106 — затрат на аренду теплохода для проведения приема иностранной делегации, а в Постановлении от 29.12.2010 N КА-А40/14430-10 — затрат на аренду специального помещения для проведения встречи с дилерами.

Подобные решения есть и в практике ФАС других округов. Например, ФАС Северо-Западного округа признал правомерным учет затрат на аренду помещений для проведения деловой встречи, притом что организация представила документы об отсутствии у нее помещений, пригодных для приема делегаций потенциальных клиентов, ведения переговоров и заключения сделок (Постановление от 19.06.2008 N А13-7506/2006-28).

Однако следует отличать представительские расходы от расходов на организацию развлечений и отдыха.

Вот реальная ситуация. Организация для проведения официальных переговоров арендовала банкетный зал. В данном банкетном зале находились боулинговые дорожки. Организация не использовала боулинговые дорожки, однако оплатила их аренду, так как одним из условий аренды данного банкетного зала являлась аренда боулинговых дорожек.

По мнению ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 27.10.2005 N А56-3124/2005), расходы на аренду боулинговых дорожек относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха и, соответственно, не могут быть отнесены к представительским расходам.

Бывает, что официальные мероприятия — деловые переговоры проводятся в течение нескольких дней. Организация оплачивает завтраки, обеды и ужины, которые не носят официального характера, представителей сторонних организаций.

Минфин России в своем Письме от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157 разъяснил, что расходы на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет собственных средств.

В то же время, если завтраки, обеды и ужины носят официальный характер, т.е. организуются в рамках проведения переговоров, то понесенные расходы могут быть учтены в составе представительских расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26).

При этом все в конечном итоге упирается в первичные документы. Из представленных документов (приказа руководителя, сметы, отчета о переговорах) должно однозначно следовать, что переговоры проходили в течение нескольких дней и питание участников переговоров организовывалось именно в процессе проведения переговоров. Тогда проблем с учетом расходов на питание быть не должно.

 

12.4. Расходы на алкоголь

 

Отдельного внимания заслуживает вопрос относительно возможности отнесения к представительским расходам затрат на приобретение спиртных напитков, потребляемых при проведении официального приема.

В течение ряда лет налоговые органы однозначно утверждали, что подобные затраты не относятся к представительским расходам, поскольку они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.

Однако в последние годы, в том числе под влиянием сложившейся арбитражной практики, позиция контролирующих ведомств изменилась.

Минфин России в Письме от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разъяснил, что расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, если они соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).

Арбитражные суды при возникновении споров относительно возможности отнесения к представительским расходам расходов на приобретение алкогольной продукции для проведения официального приема также поддерживают налогоплательщиков (Постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N А55-14189/2012, Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А56-15358/2007, Северо-Кавказского округа от 30.10.2008 N Ф08-6557/2008, Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18, Уральского округа от 03.03.2010 N Ф09-1131/10-С3).

 

12.5. Расходы на проезд и проживание участников мероприятия

 

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Актуальным для многих организаций является вопрос о возможности отнесения к представительским расходам расходов на оплату проживания (гостиничных услуг) представителей сторонних организаций, прибывших для участия в официальных мероприятиях.

Налоговые органы при ответе на этот вопрос пользуются своим стандартным аргументом. Данные расходы не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ, поэтому не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235, ФНС России от 18.04.2007 N 04-1-02/306@, УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115).

Однако арбитражные суды при возникновении споров по данному вопросу, как правило, придерживаются противоположного мнения.

Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что "…понятие "обслуживание"в смысле пункта 2 статьи 264 НК РФ имеет широкий спектр, куда в соответствии с положениями статьи 11 НК РФ можно отнести в том числе и обеспечение жильем как нормальное существование человека, прибывшего из другого населенного пункта" (Постановление от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27)).

Суды других округов также приходят к выводу, что содержание ст. 264 НК РФ позволяет организациям учитывать в составе представительских расходов расходы на гостиничное обслуживание представителей других организаций, участвующих в официальных мероприятиях (Постановления ФАС Московского округа от 26.04.2010 N КА-А40/3669-10, Северо-Западного округа от 17.05.2004 N А56-21571/03 и от 23.09.2008 N А56-33426/2007).

Пунктом 2 ст. 264 НК установлено, что к представительским расходам относится транспортное обеспечение доставки официальных лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

По мнению налоговых органов, под действие этого пункта не подпадает оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором состоится официальное мероприятие (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 14.06.2006 N 28-11/62271).

Налоговики считают, что на основании данной нормы к представительским расходам относится лишь оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например от места нахождения принимающей организации или от гостиницы.

Таким образом, включение в состав представительских расходов затрат на оплату проезда участников из других городов (стран) в город проведения представительского мероприятия приведет к спору с налоговым органом. При этом анализ судебной практики показывает, что судьи в этом вопросе налоговиков не поддерживают (Постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А65-18519/2005-СА2-22, Северо-Западного округа от 23.09.2008 N А56-33426/2007).

Имейте в виду. Если ваша организация все же берет на себя расходы на оплату проезда и проживания представителей других организаций, приехавших на переговоры, проблема может возникнуть не только с учетом этих расходов для целей налогообложения прибыли.

Налоговые органы расценивают оплату таких расходов как выплаты в пользу физических лиц. Соответственно, они настаивают на том, что стоимость проезда и проживания должна быть включена в доход соответствующих физических лиц, который облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (Письма ФНС России от 18.04.2007 N 04-1-02/306@, УФНС России по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271).

 

12.6. Цветы и подарки

 

Обычна ситуация, когда партнерам, приехавшим на переговоры, дарят какие-то подарки: цветы, письменные принадлежности, конфеты и т.п.

Цветами можно украсить помещение для переговоров.

Налоговики в целом возражают против учета таких затрат в целях налогообложения прибыли.

Так, например, в Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 указано, что затраты на приобретение сувениров для деловых партнеров не могут быть учтены в целях налогообложения в составе представительских расходов.

А в Письме Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176 говорится о том, что расходы на приобретение призов, изготовление дипломов, оформление зала п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

В то же время чиновники допускают возможность учета в составе представительских расходов стоимости сувенирной продукции с символикой организации, вручаемой во время официального приема в соответствии с обычаем делового оборота представителям организаций-контрагентов (Письма Минфина России от 16.08.2004 N 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).

Судебная практика по вопросу включения в состав представительских расходов стоимости цветов и (или) подарков на сегодняшний день неоднозначна.

В большинстве случаев суды считают, что данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения в составе представительских расходов (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40), Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17593-10 и от 03.09.2010 N КА-А40/10128-10, Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16, Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18).