Нахско-дагестанские этносы


Самым крупным среди этой языковой группы является этнос аварцев. Самоназвание этноса – «маарулал». Это оседлый земледельческий и скотоводческий этнос. В качестве религии распространен ислам. Большое влияние имеют суфийские общины и северокавказские нормы «обычного права», известные как «адат».

Второй по численности этнос – даргинцы. По своим социологическим и хоз. особенностям они близки к аварцам. Среди даргинцев и аварцев основой общ-ва являются сельские общины с довольно слабым уровнем соц. дифференциации. Также распространен суннитский …
ислам с многочисленными вкраплениями местных этнических традиций и широким распространением суфийских братств. У обоих этносов распространены мужские союзы воинского типа.

Сходным является этнос лакцев, также основанный на сельских общинах, занятых земледелием и разведением скота. Так же, как и у предыдущих групп, общ-во лакцев слабо стратифицировано, основано на принципе племенной демократии (тухумы). Лакцы мусульмане-шииты шафиитского мазхаба. Религиозные взгляды лакцев имеют множество явных доисламских черт – обряды вызывания дождя, культ огня и т.д.

Отдельными этносами, принадлежащими к сходной этносоциологической структуре, являются малые этносы совр. Дагестана – табасараны , рутульцы, агулы, цахуры и удины. Все они чрезвычайно архаичны. Удины же представляют собой потомков древнего аграрного племени утиев, упоминания о котором встречаются в хрониках древнейшего гос-ва Урарту.

Особый случай составляет этнос лезгин, восходящий корнями к древнейшей группы легов, известных еще с IV века до нашей эры, когда они активно сопротивлялись римлянам, иранцам, а позже византийцам, хазарам и другим завоевателям. Вероятно, совр. лезгины явл-ся потомками народа (лаоса), вернувшимися к гомеостатическому состоянию. Свидетельством этому служат наличие у лезгин самобытного героического эпоса «Шарвили», прославляющего подвиги древних лезгин, боровшихся против пришельцев и защищавших свою землю. У лезгин в большей степени, чем у аварцев и даргинцев, развито скотоводство, что является этносоциологической чертой, указывающей на связь с древней кочевой культурой.

Славяне пришли в соприкосн. с этим этносами довольно поздно, а в состав Российской Империи Дагестан вошел только в 19 веке.