Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

НАУКА — как совокупность организаций и учреждений, ф-ционирующих в соответствии с особыми правилами и императивами; как с-му отношений и ролевых ф-ций возникающих в научных сооб-вах на различных стадиях иссл-го процесса.

17в. – начало процесса институализации в Западной Европе , первые академические учреждения.

1660 г. – Лондонское королевское об-во.

1666 г. – Парижская академия н-к.

1774 г. – Петербургская академия н- к и др.

Затем начинают формироваться различные профессиональные ассоциации и объединения учёных, коммуникация и дея-ть которых определялись, в первую очередь, нормами и правилами научного поиска.

ü Институциональная интерпретация н-и впервые обосновывается в рамках социологии н-и. Формирование социологи н-и происходит в 30-е годы 20 …
в. – Мертон, Дж. Бернал, П. Сорокин, Т. Парсонс.

Особенность н-и как социального института: она дает нам O.ивно-предметное и истинное знание. Основным механизмом, определяющим ф-ционирование н-и, является совокупность норм и императивов (ценностей), регулирующих проф. деят-ть учёных как членов научного сооб-ва –«научный этос», кот. включает 4 «институциональных императива»:

универсализм – предполагает независимость результатов научной дея-ти от Sивно-личностных контекстов научного познания.

коллективизм или общность – предписывает учёному незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, т. е. сразу же после тщательной проверки научных результатов знакомить с ними всех членов сооб-ва без каких бы то ни было предпочтений. Учёный как автор — только на право приоритета, но не собственности.

бескорыстность – означает такое требование к профессиональному поведению учёного, которое не предполагает учитывать никакие интересы, кроме достижения истины.,

организованный скептицизм – требует детальной и всесторонней проверки любого нового научного результата. => ф-циональная цель н-и – продуцирование нового O.ивно-истинного знания и его дальнейшее развитие.

Основополагающей мотивацией является стремление учёного к профессиональному признанию в научном сооб-ве – предположении о полной рац-ности поведения учёного.

Впоследствии, Р. Мертон отказывается от этого идеализированного представления о практике научных исследований (конкуренция, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т. д). => двойственности и противоречивости мотивов и, соответственно, проф. поведения учёного. В работе «Амбивалентность учёного» – ряд противоположно направленных нормативных требований. Так, например, учёный должен как можно быстрее сообщать о своих новых результатах членам научного сооб-ва. Вместе с тем, он обязан тщательно их проверять и не торопиться с публикацией. Четыре основных роли: исследователь, учитель, администратор, эксперт.

ü Во второй половине 20 в. — социо-когнитивная парадигма (М. Малкей, У. Коллинз ) Наука – социок-рный феномен, детерминируемый этнонациональными, коммуникационными и другими социальными и ценностными факторами.

Выделяют «малую» и «большую» науку. Малая наука представляет собой такую совокупность её организационных форм, которая преобладала в классический период её существования. В это время научная деятельность ещё не стала широко распространённой профессией и не выступала в функции основы технологий производства и социально значимых типов деятельности. Лишь в XX столетии, когда формируется развитая инфраструктура науки (широкая сеть научно-исследовательских и информационных центров; система высшего и постдипломного образования, включающая в свой состав различные научно-исследовательские учреждения; промышленные и производственные корпорации, интегрированные со структурами отраслевой науки и др.), возникает «большая» наука. Она приобретает статус одной из самых приоритетных форм деятельности, обеспечивающей современным обществам возможности устойчивого развития и высокого качества жизни.

В середине XX века экспертами ЮНЕСКО была предложена иная классификация форм организации и проведения научных исследований. В рамках этой классификации выделялись: 1) фундаментальные научные исследования; 2) прикладные исследования; 3) опытно-конструкторские разработки. В отечественной традиции вся совокупность этих научно-исследовательских работ обозначалась аббревиатурой НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

6. Научная школа – это интегрированный единой пр-мой и общим стилем мышления коллектив исследователей возглавляемый, как правило, широко известным и признанным учёным, выполняющим в данном коллективе ф-ции лидера и генератора идей. Различают классические и современные научные школы.

7. В современной социологии н-и принято различать «внутреннюю» и «внешнюю» социальность н-и или её микроконтекст и макроконтекст. Первый уровень социальности обычно интерпретируют как стр-рно-ф-циональную зависимость н-и от характеристик научного сооб-ва или исследовательской группы. Второй – рассматривают как форму общей социок-рной детерминации научной дея-ти и её взаимосвязей с экономикой, политикой, бизнесом, к-рой и другими подс-мами социальной жизни.

загрузка…

В социологии рассмотренная дифференциация различных контекстов бытия науки в конкретной социокультурной среде обнаруживает себя как разделение когнитивной и социальной её институализации. Согласно Р. Уитли, когнитивная институализация – в форме интеллектуальной и социально-псих. или ментальной скоординированности членов дисциплинарного сооб-ва и возникающей в связи с этим приверженности к единым эталонам и нормам исследования, а также общему для всей группы учёных стандарту проф. корпоративности. Социальная институализация – это степень интегрированности учёных в рамках формальных стр-р научной дея-ти, таких как дисциплинарные сооб-ва, ведущие журналы, этические кодексы, социально-нормативные с-мы контроля и регуляции профессионального поведения.

8. К направлениям социальной институализации – формы и уровни её взаимосвязи с об-вом:

– н-а и современные инновационные технологии в сфере экономики и бизнеса;

– н-а и динамика социально-полит. процессов на гос. и межгос. уровнях;

–н-а и власть

– н-а и образование

Актуальное направлене исследования н-и как соц. ин-та –социокоммуникативный.

9. Научная коммуникация– это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сооб-ве, а также передачи инф-ции от одного его компонента к другому (в конце 50-х – начале 60-х годов XX века).

10. Благодаря дея-ти известного американского н-оведа Д. Дж. Прайса и его школы была развита особая область исследований н-и, которая получила название «н-ометрия». Основной задачей н-ометрических исследований считалось рассмотрение и анализ стр-ры и особенностей инф-ционных фондов н-и, а также основополагающих направлений профессиональной коммуникации в н-е, специфики инф-ционно-коммуникационных потоков в ней.

11. Формы научной коммуникации:

1) Формальная (первичные и вторичные — рефераты) и неформальная коммуникация. Первая предполагает документальную фиксацию научного знания в виде статьи, монографии или иной публикации. К первичным относятся научная статья, монография, опубликованные тезисы докладов на научных конференциях и др. Вторичные средства включают в себя рефераты различных научных публикаций, аналитические обзоры, рецензии, тематические библиографии и др. Вторая – базируется на таких технологиях общения, которые не требуют письменного оформления и последующего воспроизведения в научной литературе либо электронных средствах информации.

2) Устная и письменная коммуникация.

3) личностную и безличностную, непосредственную и опосредованную, планируемую и спонтанную.