МирчаЭлиаде: вечное возвращение


Он изучал древние и совр. религии, общества и культуры, стараясь найти наиболее важные признаки, отличающие совр. западную культуру от античных обществ самой Европы, а также от обществ Востока. Элиаде пришел к выводу о том, что традиционное общество, даже в том случае, если оно обладает письменной культурой и высокодифференцированной рациональностью, ориентируется на циклическую модель понимания времени и на симметричную гомологию общества и космоса. Современные же общества строятся вокруг концепта линейного однонаправленного времени и на …
принципе полной ассиметрии между субъектом (культурой) и объектом (природой).

Ключевая тема Элиаде заключается в понятии «сакрального». Именно этот фактор составляет уникальность простых обществ, этносов. Сакральность является основным признаком архаики и традиции, а секулярность, изгнание сакральности, «расколдовывание мира» (М.Вебер), напротив, составляет сущность современности. При этом Элиаде настаивает на том, что для корректного понимания архаических обществ и этносов исследователю необходимо осознать и освоить «опыт сакрального», без чего его наблюдения за институтами, обрядами, установками, статусами, ролями, ценностями «примитивного» общества будут не действительны.

Резюме американской культурной антропологии

— радикальное отвержение всех форм расизма (биологического, эволюционистского, технологического, культурного и т.д.);

— признание дифференциального равенства всех типов общ-ва (простых и сложных, примитивных и высоко дифференц.);

— постижение общества как цельного феномена, суждения о котором могут выноситься только изнутри него;

— непереводимость культур, языков, этносов и обществ (смысл хранится в языковом смысловом контексте).

 

Английская школа этносоциологии.

Английская, как и американская, антропология развивалась изначально на основании прямолинейного эволюционизма. Крайнюю разновидность эволюционизма называют «ортогенезом». Ортогенез утверждает, что эволюция живых видов имеет заведомо заложенную цель и следует в своем развитии прямой логике – переходу от простого к сложному. Проецируя ортогенез на общество, мы получаем социал-дарвинизм как идею того, что все общества движутся от архаических и примитивных форм в сторону современных технологических и индустриальных обществ Модерна.

Подход, основанный на ортогенезе, традиц. свойственен большинству английских антропологов и социологов конца 19 века.