Мир и его значения


Типичное племя восточных славян может быть представлено как классический этнос. Оно являло собой эндогамную общность, объединенную языком, верой в общее происхождение и специфическими обычаями и обрядами.

Этноцентрум обязательно включал в себя и общество, и природу, не делая между ними четких различий. Это наблюдается в семантике древнерусского 1) «крестьянская община», 2) «космос, окружающая среда, природа», 3) «отсутствие войны», «благоденствие» и «спокойствие». До реформы современного русского языка, отменившей ижицу, эти значения разделялись в …
написании «мир» (значения 1 и 3) и «мiр» (значение 2), но в древних текстах и, в частности, в церковно-славянском языке используется единый термин с единым написанием – «мир».

Такое соединение значений в одном слове чрезвычайно показательно. Это понятие описывает три главные хар-ки древнеславянского этноцентрума, оно и означает сам этноцентрум, в котором нет различия между общ-ом (общиной) и природой. Поэтому слово «мир» относится и к тому, и к другому. Внешний мир есть продолжение крестьянского мира, и наоборот – крестьянская община построена по образцу Вселенной. Третье значение указывает на то, какую главную черту древние славяне выделяли в этноцентруме – это «мир» как «покой», «отсутствие войны», «гармония» и «уравновешенность». И вновь мы видим, что именно это является главной чертой этноса как такового, как формы общ-ва, не знающей фигуры другого, не впустившего в себя стихию войны.

В таком тройном отождествлении обнаруживается вся структура древнеславянского самосознания: оно строится на основе мирного труда крестьянской общины, гармонично вписанного в окр. среду, еще не отделенную от самой этой общины, а поэтому оживленную, одухотворенную, персонифицированную.