Между различными группами, или между двумя частями группы, или между двумя индивидами благодаря конфликту возникает борьба.


Читайте также:
  1. B) зазор между пластинкой и линзой
  2. D) взаимодействием между молекулами на расстоянии
  3. I. Правоотношения между сонаследниками
  4. II. Некоторые механизмы нейросигнального взаимодействия между особями и популяциями палеоантропов
  5. II. Правоотношения между наследниками и кредиторами наследодателя
  6. IV. Основной конфликт в области идей и приоритетных ценностей между США и Москвой
  7. IX. Сотрудничество между государствами
  8. V. Зависимость между звуковым давлением ( SPL ) и 0 VU
  9. V. Понятие рейха в международном праве
  10. V1: Тема 16. Международно-правовое регулирование налоговых правоотношений.
  11. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву
  12. АВТОМОБИЛИ ДЛЯ МЕЖДУГОРОДНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Чем твеРже> устойчивее шаблоны поведения каждой из враждующих РУпп, тем ожесточеннее и свирепее война, которая кончается лишь Уничтожением одной из враждующих сторон. Примеров подобного ис- особ осо^енно много дает животный мир, где шаблоны поведения вил Устойчивы… Борьба за существование между различными исхода* животных может быть рассматриваема как частный вид этого

Враж ,Человеческая история дает немало примеров данного исхода,ирялДа ДВУХ Р°ДОв в древних общинах на почве кровной мести, сплошь войны М пРив°Дившая к гибели одной или обеих сторон; первобытные лениемМеЖДазличными ГРУ1™*40» кончавшиеся поголовным истреб- сиканц Одно^ вороны; уничтожение целых народов, например мек- *ев и перуанцев, другими народами; все вообще войны народов,

К»ига Бытия. Гл. 13:7—12.

——— г—,————- r ————————————- УбИЙст*л

одним индивидом другого (убийство — месть, дуэль, смертные единки и т. д.) — все это различные иллюстрации данного исхо°~ и решения конфликтов. Таким образом, оба указанных исхода вел^а к распылению и разрушению группы, к ее распадению на две половин Г или же к гибели одной или обеих половин. bI

II. Но возможен и иной исход. Разгоревшаяся борьба кончаете не полным уничтожением более слабой стороны, но насильственны* подчинением ее победителям; победители силой’ принуждают nofo жденных поступать так, как требуют шаблоны поведения первых В этом случае единство группы или общества остается, но оно основывается не на "добровольном" "согласии" всех членов поступать определенным образом, не на консенсусе представлений должного поведения всех членов группы, а на насильственном принуждении одних другими. Равным образом из двух различных столкнувшихся групп может возникнуть одна группа, основанная на том же при- нуждении…

Средствами "принуждения" являются те или иные акции и реакции, положительные или отрицательные, сознательно или бессознательно устанавливаемые.

Существование подобных положительных и отрицательных актов, наказаний и наград, заставляющих одних насильственно поступать "против своей воли" так, как указывают другие, и служит свидетель­ством негармоничной, беспорядочной или конфликтной смены одних шаблонов взаимоотношений другими или одних шаблонных актов, при­спосабливающих к социальной среде, другими.



Сделаем резюме сказанному. Если бы в каждой социальной единице представления должного, запрещенного и рекомендованного поведения и соответствующее этим представлениям поведение были одинаковы у всех членов группы, то внутригрупповая жизнь и ее эволюция совер­шалась бы бесконфликтно* гармонично и не давала бы места никакой борьбе и никаким кризисам…

Но предположение этого единства морального сознания недопусти­мо. В каждый данный момент в "несвободных" социальных группах(то есть таких, выступление и выход из которых не зависят от воли ин­дивида: государство, семья, тотем и т. д.) имеется налицо разнородность понимания должного поведения и в силу этого конфликт "убеждении . Раз этот конфликт дан, то группа может избегнуть конфликта взаимного поведения и тем, что она разделится на две или большее число частей (Аврам, Лот, патриции, плебеи и т. д.),или же в ней начнется борьба антагонистических сторон не на жизнь, а на смерть. Когда однаиз борющихся сторон будет уничтожена — тогда вновь возможно мораль­ное единство и бесконфликтное поведение другой стороны. й Оба эти "выхода", однако, являются более редкими, чем третий исход, а именно: насильственное подчинение одной части группы ДРУ^инасильственное принуждение более слабой части к тому поведеник>’ которое согласно с моральными воззрениями более сильной Средствами принуждения являются карательные инаградные акты. ^

возможным монистически-бесконфликтное поведение внутри деЛат и решаютгетерогенно-конфликтному поведению. Говоря образ­цу111111 служаттеми обручами, которые связывают группу в единство но, оН т возможности ей рассыпаться. Благодаря им делается возмож- и не или менее мирное общение антагонистических единиц.

нЫг едовательно,внутри?рупповая роль кар инаград заключается в со-сохранении иукреплении внутригрупповой солидарности, в недопу-зд<1нии‘^е распада, в подавлении взаимной борьбы ив приведении ее ан-^eHUМистическихэлементов к общему моральному единству, что до- таг°,аемся при посредстве дрессирующе-рикошетного влияния санкций.С/ГШЬтсюдапонятно, почему кары инаграды даны в любой социальной е они неизбежны потому, что всегда в таких группах даны ан­имистическиеэлементы< д раз они есть? неизбежны икары с награда-таГкаК следствие исимптом этого индивидуального антагонизма.МИ Иначеговоря, сами санкции есть скрытый вид борьбы, которая не ализуется, KOJlb СК0р0 нет нарушения "официального" требуемого поведения. Они только как бы висят ввоздухе. Но коль скоро "преступ­ление"совершилось — кары и награды принимают вещественную форму и поражают втех или иных формах действительных или мнимых виновников. Часть их прямо уничтожается, иногда весьма мучитель­ными способами.Часть изгоняется и становится "вне мира", без защиты и покрова.Часть изолируется по местам ссылки и заключения. Частьподвергаетсяменее суровым наказаниям. Вместе с тем для большегоустрашениядругих производится попутно ряд весьма поучительныхдемонстрацийпри этих мерах: выставляются напоказ головы, руки и ноги казненных, указываются те "деликатесы", которые постигнут виновника, и эти "деликатесы" аргументируются действительным их выполнением: сдирается публично кожа с виновников, их голые черепа подставляются под падающую каплями холодную воду, распарываются животы и извлекаются кишки, члены тела уродуются различными пыт­ками: колесованием, вытягиванием жил, отсекаются руки и ноги, выка­лываются глаза и т. д. и т. д.1 С другой стороны, дается ряд наград тем, кто верно и честно исполняет свой долг; эти награды сыплются в самых различных формах, перечислять которые здесь нет надобности.

Такими путями устанавливается и поддерживается внутригрупповая солидарность. Она достигается, с одной стороны, прямым уничтожени- ем‘ Удалением и наказанием главных и наиболее упорных из "диссиден­те*^ к° стороны — устрашением и терроризированием всех тех, то был бы склонен поступать не согласно с нормами более сильной ороны… А с третьей стороны, в том же направлении действуют В ^агРады, побуждая индивида иным путем вести себя "солидарно".

1?ге и получается "худой мир", но мир, а не постоянная борьба, чело аКИМ °^Разом» кары и награды, хотя и довольно дорого обошлись и ПоВечествУ’ хотя и унесли в могилу несметное число жертв, хотя гРУшГИНИЛИ бесконечные страдания, но все же их основная роль внутри ва гоы закл*очалась в установлении, поддержании и укреплении единст- сот1т/ППы‘ взаимного консенсуса в поведении ее членов и вообще ^рности группы.

соцйалЛЮсиРовать сказанное излишне, ибо любая история любой ЬН0Й группы есть сплошная иллюстрация изложенных положений.

^17 М более подробно об этом: Bauer A. Essai sur les revolutions. P., 1906. P.