Механизмы участия СМИ в поддержании социальных общностей


Читайте также:
  1. A. Механизмы Взаимодействия
  2. I. Классификация социальных опасностей
  3. II. Некоторые механизмы нейросигнального взаимодействия между особями и популяциями палеоантропов
  4. А процесс формирования / реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.
  5. АГРЕГАТЫ И МЕХАНИЗМЫ ТРАНСМИССИИ
  6. Административные механизмы ордынского владычества
  7. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
  8. Ая группа. Механизмы организации дыхательного акта
  9. Б. – 14 Право в системе социальных норм
  10. БАНДИТИЗМ. ОТЛИЧИЕ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА (ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) ИЛИ УЧАСТИЯ В НЕМ (НЕЙ).
  11. Баннерная и контекстная реклама. Реклама в социальных сетях.
  12. Барабанные ленточные тормозные механизмы.

достаточно разнообразны. Взаимное ознакомление с современниками, живущими в той же или другой стране, поселении; поддержка единого языка — «словаря» с общеразделяемыми значениями, общих ценностей и норм; обмен практиками, моделями поведения, т.е. способами ответа на вызовы жизни. Тем самым обеспечиваются возможность взаимопонимания, развития и вместе с тем интеграция на основе сложившегося порядка70.

Смысл социально-организационной функции — в постоянном цементировании, регулярной актуализации («освежении») тех социальных сцепляющих механизмов (прежде всего ценностей и норм), которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым общностям. Французский коммуникативист П. Сорлин (P. Sorlin) считает, что включенность в аудиторию день ото дня формирует непроизвольный механический тип единения, хотя содержание прямо к этому и не призывает. Здесь в основе — эффект повторения. Это как бы новые ритуалы, о чем ранее писал классик обществоведения Э. Дюркгейм, изучавший, как люди соединяются в общности, т.е. явление и виды социальности71.

Уже в самом начале распространения телевидения в нашей стране один из его первых исследователей заговорил о нем как о «форме обрядового самосознания»72 . То же утверждают и современные российские авторы: «Само беглое упоминание, поверхностное затрагивание значимых вопросов и тем, их калейдоскопическое перетряхивание (без углубленного анализа или обсуждения) является механизмом общественного соединения, современным аналогом интегративных ритуалов, воспроизводства общественного согласия и понимания»73.

Особое значение приобретает социально-организационная функция во времена ломки старой и становления новой социальной структуры.

Нынешняя российская ситуация в этом плане обозначена как идентификационный кризис, т.е. остро проявляющаяся проблема выбора в отнесении себя к той или другой части общества, а значит, и понимания своих социальных, экономических, политических интересов и соответственно выбора ценностей.

В условиях социальной перестройки СМИ могут опережать и стимулировать реальные процессы формирования новой социальной структуры.

Так, «Коммерсантъ» в своих программных обращениях к читателям в 1990-х годах заявлял о намерении способствовать появлению и становлению среднего класса, а не просто ожидать этого. То же в нашей отечественной истории было и с газетами «Искра», «Правда», вокруг которых создавалась партия российских коммунистов. Масштабы нашей страны и отсутствие развитых структур гражданского общества и сегодня, похоже, делают необходимыми социально-организаторскую и социально-креативную роли прессы.



Как уже не раз отмечалось, «стягивающая», интегративная, а значит, социально-организационная, деятельность СМИосуществляется в большинстве стран в условиях усугубляющейся фрагментации

аудитории.В поисках гомогенных (однородных) целевых сегментов населения журналисты, по существу, уходят от традиционного статуса СМИ как каналов, обращенных к гетерогенной аудитории (см. 1.1.3)74. Это создает проблемы как для общества и сложившихся ранее общностей, так и для самих СМИ.