Методы определения понятия «рынок». Феноменологический метод


 

Сторонники этого метода предполагают, что для того, чтобы вывести определение рынка, нужно узнать, что понимают под рынком его участники. То есть, необходимо исследовать структуру субъективных значений, которые вырабатываются участниками рынка, и далее исследовать смыслы, которые они вкладывают в свои повседневные действия на рынке.

 

Далее может использоваться следующая схема анализа:

Участники рынка ежедневно совершают определенные типические действия, синхронизированные во времени и пространстве. В результате …
таких действий появляется их общий опыт, из которого потом складывается разделяемое всеми, понимание рынка (что представляет собой рынок, в каком направлении он развивается, кто является лидером и определяет его движение, как действовать самому участнику, чтобы занять или расширить либо удержать свою позицию на рынке). И постепенно из такого общего понимания возникают правила, которые регулируют поведение участников рынка. Ведущую роль в выработке этих правил играют лидеры рынка, а остальные участники под них подстраиваются. Соответственно, считают сторонники данного подхода, Рынок – это то, что считают таковым его ведущие участники. То есть, таким образом, можно определить и вывести понятие рынка.

 

Как отмечает Радаев, у данного подхода есть ряд существенных недостатков:

Когда выясняют у ведущих участников, что такое рынок, то получают такой разнобой мнений, который сложно привести к общему знаменателю. И, соответственно, на основании этих формулировок очень сложно строить теоретические модели. Соответственно, исследователю нужно сначала предложить какие-то свои собственные теоретические построения, потом сравнить и соотнести с субъективными мнениями самих участников. И в итоге, предложить какое-то общее определение и общую теорию.

 

Радаев предлагает обратиться к историко-генетическому методу.