Методология, как часть науковедения

Методология — учение о приемах и методах любого научного исследования, принципах построения, формах и способах познавательной деятельности. Не путать с методикой (совокупность методов, направленных на проведение какого-либо исследования, например, методика геологического картирования и т.д). Методология определяет логическую систему (структуру) познания действительности, адекватное отражение ее в сознании в виде понятий, суждений, гипотез, теорий. Методология абстрагируется от специальных методов, специальных познавательных задач, от изучения особенностей объекта, от индивидуальных качеств исследователя. Она устанавливает и формирует общие черты научной деятельности, определяющие оптимальные способы достижения цели научного поиска и является составной частью интеллектуальной культуры специалиста. Если ученый предпринимает специальные усилия, чтобы выявить проблему, поставить новую задачу, или ищет новый метод ее решения, если он дает новую формулировку предмета науки или …
определяет новое правило для некоторой исследовательской работы, создает новые научные программы, он занимается методологической деятельностью. Иными словами, методологическая культура ученого оказывается необходимой предпосылкой его работы и должна стать составной частью интеллектуальной культуры специалиста.

Одной из главных задач методологии является определение логики построения научного исследования. При этом надо иметь в виду, что сама методология ни в коем случае не может подменить собой научный поиск.

Любое научное исследование начинается со стратегии поиска, которая включает определение предмета поиска, постановку проблемы или выбор задачи в рамках существующей проблемы, направление (алгоритм) поиска и его организацию. Результат поиска может быть как положительным, так и отрицательным. При правильно проведенном исследовании отрицательный результат может иметь не меньшую ценность для науки. Сформулировать задачу в рамках проблемы — значит определить цель, средства и методы исследования. Разумеется, задачи исследования и сама реализация их должны быть обоснованны и оправданны в зависимости от наличия средств. Решение задачи, как правило, предполагает конкретный ответ. Если требуются новые методы, то усилия направляются на их создание. При этом работа носит методический характер, поскольку ставятся методические задачи. Методологические задачи предусматривают выработку правил создания самих методов и средств изучения предмета и определяют требования к ним.

Несомненный факт: даже в относительно простых, часто повторяющихся стандартных задачах наблюдения, описания, картирования, приемы и способы решения которых достаточно отработаны, любой геолог, вольно или невольно, но практически всегда выполняет множество процедур, являющихся типичными объектами анализа методологов. Он намечает проблему, выдвигает гипотезу, выводит из нее следствия, осуществляет их эмпирическую проверку, для чего проводит наблюдения и эксперимен­ты, отбирает и анализирует факты, корректирует исходную гипотезу и т.д.

Методологией науки давно установлено, что подтверждение вывода согласующимися с ним фактами корректно лишь в особых, практически нереальных ситуациях. В общем же случае считают, что такие факты лишь не противоречат полученному результату, но никак не могут быть надежным доказательством его правильности, ибо нет гарантий того, что какие-то другие факты не войдут в противоречие с ним. Нельзя исключить и того, что рассмотренные факты согласуются с полученным результатом лишь случайно, в силу действия закономерностей совсем иных, чем те, что подразумевались в проведенном исследовании.

Отсюда следует, что достоверность и объективность любого эмпиричекого факта всегда относительны, при этом научный факт, не тождествен непосредственным опытным данным. Научный факт воникает в результате сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации.

Приходится учитывать и то, что в отличие от простых, стандартных ситуаций для многих более сложных задач непосредственная эмпирическая проверка правильности их решений (прогнозов, реконструкций) невозможна. В этих случаях методология науки предписывает необходимость иной, не эмпирической, а теоретической проверки.

Иными словами, обнаруживается противоречие между имеющимся практическим опытом, существующими теоретическими представлениями, с одной стороны, и новыми фактами — с другой. Подобное противоречие именуют в методологии науки проблемой. Не обнаружив в существующей системе знаний некоторого противоречия, невозможно сформулировать проблему. А без этого нельзя поставить задачу, т.е. нечего исследовать. После откорректрировки теории выдвигают гипотезу. Это – не просто догадка, а согласованное с наличной суммой знаний высказывание, точнее, некоторая предположительная модель взаимосвязей изучаемых геологических объектов. Предположительной она является потому, что пока неизвестно, будет ли она согласовываться с новыми фактами, которые поступят после выдвижения гипотезы. После подтверждения гипотетическое высказывание становится истинным, развернутая гипотеза превращается в теорию.