Методология и методика социологического исследования


Читайте также:
  1. E)виды исследования
  2. Http://scepsis.ru/tags/id_127.html — раздел «Методология истории» на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис».
  3. I. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича
  4. II. Виды научного исследования
  5. III. Исследования
  6. III.Основные части и этапы научного исследования
  7. Rg-диагностика рака пищевода (анатомия пищевода, методика исследования, симптомы рака пищевода)
  8. V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
  9. VIII. Методика организации каждого вида игр
  10. VIII. МЕТОДИКА РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ «ЭВРИСТА»
  11. VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Анкетный опрос как инструмент …
получения эмпирических данных. Область применения. Структура анкеты, последовательность вопросов, социально-демографический раздел. 2

2. Интервью — определения, сфера применения, виды интервью. 4

3. Интервью. Область использования. Типы интервью, их разновидности. Надежность данных. Достоинства и недостатки. 5

4. Интервью. Специфика использования в количественных исследованиях. Достоинства и недостатки метода. 6

5. Наблюдение. Определение, требования к этому методу, его возможности. Условия наблюдения. Область применения. 7

6. Метод наблюдения. Роль наблюдателя в различных видах наблюдения. Способы фиксации результатов Область применения. Сильные и слабые стороны метода. 8

7. Социометрия. Истоки метода, его назначение. Объект социометрического измерения. Социометрическая конфигурация. 9

8. Социометрия. Процедура отбора критериев оценки в группе. Измеряемые показатели и их интерпретация. Область применения метода. 10

9. Фокус-группа. Назначение и область применения. Основные принципы организации группы и проведения работы. Функции модератора и требования к нему. Области применения. 11

10. Фокус-группа. Назначение метода. Область применения. Процедура подбора участников фокус-групп. Принципы обработки полученных данных. Область применения….. 13

11. Тесты в социологическом исследовании. Определение. Назначение. Процедуры разработки. Области применения. 14

12. Особенности проведения телефонного опроса. Время общения с респондентом, объем и содержание вопросов. Способ фиксации результатов. Область применения. 16

13. Виды вопросов в анкете и типы используемых измерительных шкал. Форма представления результатов. 17

14. Роль и место документов в социологическом исследовании. Типы документов. Оценка надежности данных. Источники получения документов. 18

15. Метод контент-анализа. Назначение. Процедуры качественной и количественной обработки текстов, этапы работы, единицы анализа и счета. 19

16. Метод кейс стади как изучение случая. Сферы приложения. Получаемые результаты…… 20

17. Перечень основных методов, используемых в социологии. Основания для отбора методов в зависимости от плана исследования, методологического подхода. 22



 


1. Анкетный опрос как инструмент получения эмпирических данных. Область применения. Структура анкеты, последовательность вопросов, социально-демографический раздел.

Анкета — метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых опрос предусматривает регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

 

Иногда делается вступление: нам бы хотелось знать ваше мнение о… Цель взаимодействия: а зачем вам это надо — это естественный вопрос, ответ на который надо включить во введение.

Между теоретической схемой исследования и конкретным оформлением анкеты в виде текстов и вопросов прямого соответствия нет.

 

Хотим выяснить, как студенты относятся к власти.

Как вы относитесь к власти?

Что есть власть в вашем понимании?

При такой концептуальной позиции мы конкретных ответов не получим

Социологи углубляются: власть светская и духовная, политическая, юридическая и тп.

 

Анкетный опрос является инструментом измерения концептуальных положений исследования или отдельного его фрагмента.

 

Конструирование вопроса в анкете — это огромное поле в социологии, гед существуют и теоретические положения, и сложившиеся нормы и правила, и трансляция образцов. Конструирование вопроса базируется на информационной и индикаторной концепциях. Простейшая ситуация конструирования вопроса в анкете состоит в том, что познавательная задача вопроса, его формулировка, восприятие смыслов вопроса респондентом и его способность дать ответ совпадают. Это вопросы фактуального характера: где родились, в какую школу ходили и т.п.

Индикаторная концепция иная по сути: она базируется на следующих предпосылках:

1. Изучаемые переменные не всегда доступны прямому наблюдению. К таким относятся ценности, мотивы, интересы. Но если уенности представлены только одной шкалой, то изучаются не ценности, а они просто важны для понимания. Вопросы задаются не впрямую, не являются лобовыми, а о тех явлениях, которые выступают индикаторами переменной.

2. Индикаторов может быть несколько. В идеале их должно быть столько, чтобы изучаемая переменная была описана достаточно полно.

3. Содержание индикатора (их совокупность) должна презентировать теоретический конструкт, то есть отвечать требованиям полноты и достаточности.

4. Необходимо использовать систему индикаторов, тогда информация будет более надежной.

Социолог сначала должен разобраться, что представляет из себя Петербург, а вот потом уже изучать и составлять анкету.

 

Анкета — совокупность вопросов. Вопрос — включенное в анкету высказывание исследователя, сделанное чаще в вопросительноц форме, адресованное респонденту, и требующее от него более или менее содержательного ответа.

 

В анкете представлены вопросы, содержание которых отражает изучаемую проблему в языке респондента и ни в коем случае не в языке исследователя. Как правило, язык респондента — это язык нашего обыденного сознания. Хотя если респонденты — дети или мигранты, то язык требует особой адаптации. Через анкету освществляется процесс обмена сообщениями между исследователем и респондентом.

Опрос по анкете предполагает жесткую фиксацию порядка вопросов, их содержание и форму, ясное указание способа работы с анкетой и вопросами.

Структура анкет.

Титульыный лист в цетре обычно содержит текст инструкции по работе с анкетой. В этом тексте обозначаются цели и задачи исследования. Они могут точно отражать задачи исследования, а могут отражать их лишь частично, если анкета содержит разделы, которые респонденты не любят заполнять, то есть вопросы, на которые они не захотят отвечать. Иногда вопросы, отвергаемые респондентам можно обсудить до раздачи анкеты. Тогда ситуация будет иной. Вторая часть легенды касается вопроса работы с анкетами. (как действовать): подчеркнуть, проранжировать, обвести в кружок и тп. Как правило, часто это дублируется и в самом вопросе. Как правило, в легенде указывается, является ли опрос анонимным. Неанонимные опросы проводятся крайне редко для специальных задач, ранее оговоренных. Анонимность опроса должна каким-то образом подкрепляться, особенно если это касается индивидуальных данных людей. Легенда: цель, способ работы с анкетами и анонимность.

Как правило, наверху титульного листа ставится название организации (в данном случае СПбГУ). Также наверху ставится тип опрашиваемых респондентов (учителя, студенты и тп). Обязательно время проведения опроса (иногда ставится внизу год, но зачастую требуется и месяц, тк социальные события влияют рареспондентов, поэтому даже неделя может быть важна). Провести зависимость между ответами респондента и событиями. Титульный лист — это тоже документ анкеты. Даже стиль заполнения может повлиять на желание заполнять анкету. (слово, пожалуйста, и тп).