Методическое обеспечение опроса: его виды и особенности в различных методах опроса.


Читайте также:
  1. II. Возможности различных почтовых программ.
  2. II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
  3. II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
  4. II. Особенности положения ученика в классе, взаимоотношения с коллективом и учителями.
  5. II. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
  6. II. Особенности функции и структуры
  7. II. Системное программное обеспечение
  8. III. 1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  9. III.2.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
  10. III.2.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. III.3.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  12. III.3.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метод опроса — самый …
распространенный из социологических методов, опре­деляющий «образ» социологии в глазах непосвященных

 

3 Подбор и подготовка интервьюеров. "Эффект интервьюера". Этические нормы проведения опросов.

Прямой контакт с опрашиваемым и психологичес­кие отношения, которые устанавливаются между интер­вьюером и респ-том, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем ан­кетного опроса. К сожалению, эти же преимущества обо­рачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму "возмущающего" влияния личнос­ти интервьюера.

Влияние интервьюера сказывается в самых раз­личных направлениях.

Прежде всего действует эффект стереотипности вос­приятия им респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности постараться макс-но непредвзято и объективно зарегистрировать от­веты респ-та на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя наход­чивость, быстроту реакции и умение "проигрывать" мно­гообразные гипотезы относительно поведения респ-нта.

Если интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое происходит и с опрашиваемым. И он воспринимает беседу сквозь призму установок и стереотипов, активизированных личностью интервьюера.

Способ "сломать" возможный барьер — вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подла­живаться под опрашиваемого: надо держаться спо­койно и естественно.

Замечено, что темп речи интервьюера влияет на по­ведение респ-нта. Если интервьюируемый привык говорить быстро, медленный темп речи интервьюера бу­дет его раздражать. Однако, если опрашиваемый гово­рит размеренно, быстрый темп речи интервьюера его не очень беспокоит. Лучший вариант — выработать при­вычку вести беседу в среднем, не быстром и не слишком медленном, темпе.

На ход беседы влияют соотношение в возрасте и пол участников разговора. Интервьюер при­мерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противо­положного пола обычно добивается лучшего результата.



Обстановка, в которой проходит беседа, должна рас­полагать к спокойному и откровенному разговору. Нельзя проводить интервью в людных помещениях при посторонних.

Как бы ни старались мы снизить искажающее воз­действие личности интервьюера, минимальное в закры­тых и максимальное в открытых вопросах, оно все же останется. Поэтому для сбора массовой информации надо привлекать возможно большее число интервьюе­ров. При должной их тренировке и некотором профес­сионализме индивид-ые ошибки и искажения в массовых данных будут взаимопогашаться.

Интервьюер должен хорошо представлять себе об­щие цели иссл-ния, его замысел, быть общителен по хар-ру, активен, обладать дост-но высокой культурой и образ-ием (интервьюеры со средним и высшим образ-ем — наилучшие сот­рудники, если получили хорошую специальную под­готовку). Луч­ший тип инт-ра — спокойный, уравновешенный. Импульсивные интер-ры вкладывали в дело столько эмоций, что это было причиной всевозможных отклоне­ний от заданного плана беседы.

Обучение интервьюеров — важное условие успеш­ности работы. При краткосрочной подготовке интер­вьюерам объясняют замысел исследования, детали "пу­теводителя интервью", а затем в непременном порядке организуют практикум, т. е. интервьюеры берут интер­вью друг у друга под руководством организатора оп­роса, совместно разбирают допущенные ошибки.

32 На специальных курсах для интервьюеров, которые могут быть организованы научно-исследовательским учреждением, занимающимся опросами общ-го мнения, подготовка и обучение интервьюеров, конечно, более основательна и включает помимо теоретических курсов тренировку необходимых навыков, "ролевые игры", обсуждение видео­записи интервью.

Первые "полевые интервью" целесообразно проводить так, чтобы в качестве ассистен­та интервьюера выступал опытный специалист, кото­рый после 2-3 интервью дает последние наставле­ния стажеру, и только затем ему доверяется самостоя­тельный сбор данных с ассистентом того же уровня подготовки, что и сам интервьюер. Очень удобна комби­нация работы парой, когда два интервьюера меняются ролями ведущего и записывающего беседу. В спорных случаях они обсуждают, как именно следует интерпре­тировать ответы респондентов.