Методические рекомендации преподавателю

Аудиторные занятия по данной дисциплине представлены лекционными и практическими занятиями. Практические занятия посвящены в основном семинарам по темам, наиболее интересным и дискуссионным для студентов. Немаловажное значение отдается и обучению практическим навыкам работы над географической информацией, что и формулируется в задачах курса. Некоторые рекомендации по организации процесса обучения:

1. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

2. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

3. Пакет заданий для самостоятельной …
работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

4. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

— изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

— логичность, четкость и ясность в изложении материала;

— возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

— опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

— тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

5. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным темам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

6. Обязательно необходимо уделить внимание работе с географическими картами как настенными, так и контурными (выполнение различных практических заданий). Одним из навыков, которые приобретаются в ходе прослушивания этого курса, является навык чтения любой географической карты, что заключается в хорошем знании географической номенклатуры.

7. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Конкретные методические указания преподавателю по разделам и отдельным темам дисциплины.

1. Вводная и заключительная лекции курса. Подача географического материала должна идти от простого к сложному с опорой на школьные знания по географии. В заключительной лекции выводы о использовании географических методов, знаний и идей формулируются вместе со студентами на основе их содержательного анализа (хотя затруднение вызывает слабая подготовка студентов в области экологии и природопользования).

2. Раздел 1. История, теория и методология географии. Самая важная часть материала, которая определяет теоретическое содержание основ географии. Важно уделить больше внимания этапам формирования географического знания и методическому аппарату науки.

3. Раздел 3. Основы физической географии. Основное в этом разделе – дать знание студентам экологам об основных законах и закономерностях, об основных глобальных географических процессах в географической оболочке. Необходимо обязательно пользоваться при изложении материала комплексными географическими картами и готовить лекции-визуализации.

4. Раздел 3. Основы социально-экономической географии (СЭГ). С позиции студентов первого курса – самый сложный раздел, поскольку подразумевается не география отдельных отраслей хозяйства, а теоретические концепции, составляющие основу СЭГ – это ТПК, ТСЭС, ТОС, ТОО, а также метод географического районирования, теория географического положения и теория географического разделения труда. Поэтому выходом является работа с учебником (учебным пособием) на лекции, когда студенты сначала сами читают материал, вы его комментируете и отвечаете на вопросы студентов. Получается реализация интерактивного подхода в обучении. К тому же дополнением является самостоятельная работа по этому разделу. Одну из лекций можно посвятить знакомству со странами (как защита самостоятельной работы студентов по составлению комплексной характеристики страны по Машбицу).

5. Раздел. 4 Человек и окружающая его природная среда. Глобальные проблемы человечества. Материал тем этого раздела курса раскрывает взаимосвязь географии, экологии и природопользования. Именно в этом разделе можно четко ограничить область применения географических знаний и методов в экологических исследованиях.