Место дисциплины в учебном процессе.


Читайте также:
  1. Adverbes pronominaux (местоименные наречия) en, y
  2. Fonctions des pronoms personnels toniques (Функции личных ударных местоимений)
  3. I. Классификация всех нейронов по местонахождению их аксонов
  4. I. Корешки спинного мозга и местоположение спинномозговых узлов
  5. I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  6. I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  7. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
  8. II. Содержание тем дисциплины
  9. III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  10. PIN вместо пароля
  11. Pronombres Posesivos (Притяжательные местоимения)
  12. Pronoms personnels (Личные местоимения)

 

Дисциплина относится к …
циклу дисциплин специализации.

Курс носит теоретический характер и излагается в проблемном ключе. При изложении проблем, внимание студентов акцентируется на дискуссионности некоторых понятий и концепций социологии и психологии.

Успешное изучение данного курса обеспечивается целым рядом предшествующих дисциплин: «Социальная психология», «Социальная философия», «Культурология», «История социологии», «Методика и техника социологического исследования», «Психология и педагогика» и др.

Данная дисциплина является теоретической основой для ряда специализированных дисциплин социологической направленности (учебно-исследовательская работа, социально-психологическая диагностика, психологическое консультирование, и т.д.), конкретизирует и уточняет социальные процессы и закономерности, выделяемые в целом ряде психологических, философских и социологических дисциплин («Социальная антропология», «Социология труда и экономическая социология», «Анализ данных в социологии», «Социальная экология», «Основы менеджмента», «Социология образования», «Этносоциология» и т.д.).

 

2. Содержание дисциплины «Социология личности»

 

№ п/п   Название раздела и темы Всего часов В том числе
Лекции Семинары
Раздел I. Общество и личность – предметное поле социологии
1. Введение в проблематику курса
Раздел II. Концепции личности
2. Личность как мера эволюции общества
3. Теории личности в социологии и психологии
Раздел III. Структура и типология личности
4. Структура и типология личности в социологии, философии и психологии.
5. Личность и фундаментальные ценности общества, социальное взаимодействие
Раздел IV. Социализация личности
6. Представление о социализации личности в психологии и социологии
7. Гармоничное развитие личности
Раздел V. Социологическое исследование личности
8. Особенности и основные направления исследования личности в социологии
  Всего:

 



2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах

лекционных занятий (общий объем – 17 часов)

 

  №   Раздел, тема учебного курса, содержание лекции Кол-во часов
Раздел I. Общество и личность – предметное поле социологии
1. Тема1. Введение в проблематику курса.Человек как микрокосм. Основные стороны человеческого существа – природная (анатомия, физиология), духовная (сознание, воля, нравственность, эмоции, интеллект), социальная (речь, труд). Категории человек – индивид – личность – индивидуальность. Парные категории: индивид – популяция, человек – человечество, личность – общество. Многозначность употребления понятия «личность» в философии, социологии и психологии. Личность и общество: специфика изучения личности в социологии.
Раздел II. Концепции личности
2. Тема 2. Личность как мера эволюции общества. Общественное развитие и социологическая проблематика личности. Примеры теоретически возможного конструирования личности. Биологизаторские и социологизаторские направления в развитии теории личности.
3. Тема 3. Теории личности в социологии и психологии. Теории личности в социальной психологии: психоаналитические, бихевиористические, экзистенциональные и диспозициональные подходы. Теории личности в социологии: эволюционный функционализм, интеракционизм, культуроцентристские теории, ролевая концепция личности, структурный функционализм, сетевые теории.
Раздел III. Структура и типология личности
4. Тема 4. Структура и типология личности в социологии, философии и психологии. Социологические, психологические и философские концепции структуры личности. Основания для типологии и основные социологические типы личности.
5. Тема 5. Личность и фундаментальные ценности общества, социальное взаимодействие. Социальный статус и роли личности. Понятие ценность. Эмпирический и теоретический подходы к выявлению основных групп социальных ценностей. Социальная норма и девиация. Теории девиации (Э.Дюркгейм, Р.Мертон), основные формы девиации. Социальный контроль.
Раздел IV . Социализация личности
6. Тема 6. Представление о социализации личности в психологии и социологии. Понятие и содержание процесса социализации личности. Основные факторы, условия, агенты и этапы социализации. Социализация, ресоциализация и десоциализация.
7. Тема 7. Гармоничное развитие личности. Понятие гармонично развитой личности. Особенности социализации личности в современном российском обществе. Проблема свободы личности. Самореализация личности.
Раздел V Социологическое исследование личности
8. Тема 8. Особенности и основные направления исследования личности в социологии. Методология, методы, методики и процедуры социологических исследований личности в различных парадигмах социологического знания.

 

 

2.2.Практические (семинарские) занятия,

их наименование, содержание и объем в часах

 

№ занятия   Наименование темы. Практические занятия. Раздел, тема дисциплины Объем часов
1. Личность как мера эволюции общества. Теории личности как описание единичных или комплексных характеристик человека. Примеры теоретически возможного конструирования личности. Философские, социологические. Социально-психологические концепции. Раздел I I. Тема 2.
2. Теории личности в социологии и психологии. Психологические теории личности: психоаналитические (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Салливан и др.), бихевиористические (Б.Скиннер, Дж.Доллард, А.Бандура и др.), экзистенциональные (К.Роджерс, А.Маслоу, К.Левин и др.), диспозициональные (Г.Оллпорт, Дж.Келли и др.). Социологические теории личности: эволюционный функционализм (Л.Гумплович, А.Гобино, Ш.Эйзенштадт и др.), интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид, Р.Мертон, Р.Дарендорф и др.), ролевая концепция личности в отечественной социологии (И.С.Кон, В.А.Ядов ). Раздел I I. Тема 3.
3. Структура и типология личности в социологии, философии и психологии. Социологические, философские и социально-психологические структуры личности. Специфика изучения структуры личности с позиции философии, социологии и психологии. Раздел I I I. Тема 4.
4. Личность и фундаментальные ценности общества, социальное взаимодействие. Регуляция и саморегуляция. Самореализация и свобода личности. Проблема высших человеческих ценностей и их иерархии. Основные проблемы человечества: возможные способы их решения. Раздел I I I. Тема 5.
5. Представление о социализации личности в психологии и социологии. Содержание, агенты, этапы, структура социализации. Концепции социализации. Связь между процессом социализации и типом общества. Раздел IV. Тема 6.
6. Гармоничное развитие личности. Особенности социализации личности в современном российском обществе. Раздел IV. Тема 7.
7. Особенности и основные направления исследования личности в социологии. Полипарадигмальность социологического знания и проблема личности. Конструирование исследовательских программ изучения личности. Раздел V. Тема 8.

 

 

2.3. Самостоятельная работа студентов (32 часа)

 

Основной целью самостоятельной работы студентов является освоение и закрепление навыков своей будущей профессиональной научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов также включает с себя:

а) Самостоятельное изучение теоретического материала с привлечением дополнительных источников (см. распределение по темам ниже) – 10 часов;

Форма контроля – конспекты монографий и статей, собеседование с преподавателем.

б) Углубленную проработку лекционного материала (см. распределение по темам ниже) – 10 часов;

Форма контроля – конспекты монографий и статей, тексты докладов.

в) работа с классическими текстами монографий и статей ведущих отечественных и зарубежных социологов и социальных психологов, чтение и конспектирование (см. распределение по темам ниже) – 12 часов;

Форма контроля — конспекты монографий и статей, рефераты.

 

Содержание и объем самостоятельной работы студентов

  Разделы и темы рабочей программы   Перечень заданий и вопросов для самостоятельного изучения Кол-во часов
Раздел I. Тема 1. 1. Человек как многомерное явление, соотношение его сторон в жизни: а) природная сторона человека; б) духовная сторона человека; в) социальная сторона человека. 2. Человек, как структурная единица и его суммарные проявления: а) человек – человечество; б) индивид – популяция; в) личность – общество. 3. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность» в: а) философии; б) психологии; в) социологии. 4. Предмет социологии личности.
Раздел II. Тема 2. 1. Связь между типом общества и типом личности. Рассмотрите основные типы общества и тип личности, который характерен для каждого типа общества. 2. Сущность и назначение конструирования теорий личности, для научной мысли. 3. Концепции личности в: а) философии; б) психологии; в) социологии.
Раздел II. Тема 3. 1. Социологические теории личности. 2. Психологические и социально-психологические теории личности. 3. Выделите особенности социологических, психологических и социально-психологических теорий личности.
Раздел III. Тема 4. 1. Структура личности в контексте социологии. 2. Социологическая типология личности. 3. Современное состояние типологизации личности в социологии.
Раздел III. Тема 5. 1.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевой набор, ролевой конфликт и ролевая напряжённость. 2.Связь между социальными ценностями и ценностными ориентациями личности. 3.Теории девиации. Классификация девиантного поведения в социологии. 4.Проблема социального контроля в разных типах общества.
Раздел IV . Тема 6. 1.Зависимость между типом общества и типом социализации человека. 2.Особенности социализации личности в современном обществе. 3.Роль культуры, СМИ в социализации личности. 4.Особенности процессов социализации, ресоциализации и десоциализации.
Раздел IV . Тема 7. 1. Гармонично развитая личность как этап развития общества. 2. Соотношение свободы и ответственности личности. 3. Факторы, влияющие на самореализацию личности.
Раздел V. Тема 8. 1. Социологический подход к исследованию личности. 2. Достоинства и недостатки качественных и количественных методов в изучении личности. 3. Роль социологических исследований личности для макросоциологических теорий.

 

 

3. Учебно-методические материалы