М. Берислав

Раздел 4. Типология культуры.

Раздел 3. Культура как объект исследования в культурологии.

Раздел 2. Направления, школы, концепции в культурологии.

Раздел 1. Культурология в системе социо- гуманитарного знания.

Краткое описание содержания теоретической части разделов и тем дисциплины.

Содержание

Рис. 90

История Экономики

Построение развертки призмы.

Наклонная призма (рис. 91) расположена так, что ее боковые …
ребра параллельны плоскости П2 и проецируются на нее в натуральную величину. Стороны оснований являются горизонталями и проецируются на плоскость П1 без искажения. Таким образом, длины сторон каждой грани известны, однако этого еще недостаточно для построения развертки.

Боковые грани наклонной призмы являются параллелограммами, которые не могут быть построены по четырем сторонам. Для построения параллелограмма необходимо помимо длины сторон знать еще его высоту. Для определения высот граней пересечем призму плоскостью Σ перпендикулярной к ребрам, и определим натуральную величину сечения способом замены плоскостей проекций. Для построения развертки на свободном месте чертежа проводим горизонтальную прямую nи откладываем на ней отрезки 1 2 = 1424,2 З = 2434и3 1 = 3414.

Через точки 1, 2, 3, 1 проводим перпендикуляры к прямой n и откладываем на них величины боковых ребер так, чтобы А1 = А212и1К = 12К2,В2 = В222и2L = 22L2 и т. п.

?

Соединив концы построенных отрезков, получим развертку боковой поверхности призмы. Присоединив к ней оба основания, получим полную развертку призмы.

Рассмотрим построение точки D, принадлежащей поверхности призмы.

Также развертку можно построить методом раскатки.

 

 

 

Рис. 91

3 ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРТОК КРИВЫХ РАЗВЕРТЫВАЮЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

?

Развертка прямого кругового конуса (рис. 92), образующая которого равна l и радиус основания r, имеет форму кругового сектора с радиусом равным l и центральным углом α = 360o.

Построить развертку конуса.

 
 

Рис. 92

 

Развертка боковой поверхности прямого кругового цилиндра (рис. 93) представляет собой прямоугольник со сторонами, соответственно равными 2πr и l, где r –радиус окружности основания цилиндра, а l – его высота.

 

 

Рис. 93

 

?

Обычно строят приближенные развертки поверхностей, вполне пригодные для практических целей. Основным способом построения приближенных разверток развертывающихся поверхностей (кроме цилиндрических) является способ триангуляции.

Рассмотрим применение способа триангуляции к построению развертки эллиптического конуса (рис. 94).

Триангуляция конической поверхности осуществляется вписыванием в нее пирамидальной поверхности, которая определяется ломаной 1 2 3 4 …, вписанной в направляющую кривую конуса, и вершиной S. Развертка этой n-угольной пирамиды и принимается за развертку конуса. Все построения на рис. 94 выполняются аналогично построениям на рис. 90. Ломаная линия 1 2 3 4 …, полученная на развертке пирамиды, заменяется плавной кривой, проходящей через те же точки.

 

 

Рис. 94

 

Цилиндрическая поверхность заменяется (аппроксимируется) вписанной в нее призматической поверхностью, которая определяется ломаной 1 2 3 4 …, вписанной в направляющую кривую цилиндра, и направлением образующих. Развертка этой n-угольной призмы и принимается за развертку цилиндра (рис. 95). Ломаная линия 1 2 3 4 … на развертке призмы заменяется плавной кривой, проходящей через те же точки. Развертку данной поверхности можно построить, как показано на рис. 91.

?

Рассмотрим построение развертки цилиндрической поверхности методом раскатки.

 

 

 

 

Рис. 95

 

7.1. Краткий обзор

7.2. Настройка звуковой карты

7.3. Звук MP3

7.4. Воспроизведение видео

7.5. Настройка ТВ тюнеров

Предоставил Moses Moore. Перевод на русский язык: Александр Коваленко, Денис Пеплин.

Краткий обзор

FreeBSD поддерживает большое количество различных звуковых карт, что позволяет вам насладится высококачественным звуком. Также это дает вам возможность записывать и воспроизводить звуковые файлы в формате MPEG Audio Layer 3 (MP3), WAV, Ogg Vorbis, а также во множестве других форматов. Коллекция Портов FreeBSD также содержит ряд приложений, позволяющих редактировать записанные звуковые файлы, добавлять звуковые эффекты, управлять подключенными MIDI устройствами.

Также FreeBSD может поддерживать воспроизведение видеофайлов и DVD. Количество приложений, позволяющих кодировать, преобразовывать и воспроизводить различные форматы видео, существенно меньше количества приложений для работы со звуком. Например, на время написания этого документа в Коллекции Портов FreeBSD не существовало хорошего приложения для преобразования видео, которое могло бы быть использовано для преобразований между разными форматами, как, например, audio/sox. Впрочем, ситуация в этой области меняется быстро.

загрузка…

Внимание: Попытка смонтировать аудио CD при помощи команды mount(8) как минимум, сообщит об ошибке и, как максимум, может привести к панике ядра. Эти носители имеют специальные форматы, которые отличны от обычной файловой системы ISO.

Настройка звуковой карты

Предоставил Moses Moore.

Определение вашего устройства

Перед тем как начать, определите модель вашей карты, процессор, который она использует, и интерфейс карты: PCI или ISA. FreeBSD поддерживает множество разных PCI и ISA карт. Если вы не увидели вашу карту в следующем списке, загляните в руководство pcm(4). Нижеследующий список неполон, но, всё-таки, в нём перечислено большинство наиболее часто используемых карт.

· Crystal 4237, 4236, 4232, 4231

· Yamaha OPL-SAx

· OPTi931

· Ensoniq AudioPCI 1370/1371

· ESS Solo-1/1E

· NeoMagic 256AV/ZX

· SoundBlaster® Pro, 16, 32, AWE64, AWE128, Live

· Creative ViBRA16

· Advanced Asound 100, 110, и Logic ALS120

· ES 1868, 1869, 1879, 1888

· Gravis UltraSound

· Aureal Vortex 1 или 2

Для того, чтобы использовать звуковую карту, вы должный загрузить соответствующий драйвер устройства. Этого можно достигнуть двумя путями. Простейший способ — это просто загрузить соответствующий вашей карте модуль ядра используя kldload(8), что можно сделать или из командной строки:

# kldload snd_emu10k1.ko

или добавлением соответствующей строки к файлу /boot/loader.conf:

snd_emu10k1_load="YES"

Эти примеры приведены для звуковой карты Creative SoundBlaster Live!. Другие имеющиеся модули драйверов звуковых карты приведены в /boot/defaults/loader.conf Если вы не уверены, какой драйвер использовать, попробуйте загрузить snd_driver, который является метадрайвером, загружающим сразу все наиболее распространенные драйверы, это повышает скорость поиска правильного драйвера.

Другой способ подразумевает добавление статического драйвера в ваше ядро. В последующих разделах дана более подробная информация о том, что вам нужно сделать для добавления поддержки оборудования. Более подробно о конфигурация ядра описана в Гл. 8.

Карты Creative, Advance, и ESS Sound

Если у вас одна из этих карт, вы должны добавить:

device pcm

в конфигурационный файл вашего ядра. Если у вас PnP ISA карта, добавьте также

device sbc

Для не-PnP ISA карт, добавьте:

device pcm

device sbc0 at isa? port0x220 irq 5 drq 1 flags 0x15

в конфигурационный файл вашего ядра. Здесь указаны настройки по-умолчанию. Возможно вам придётся изменить IRQ или другие параметры в соответствии с настройками карты. Смотрите руководство sbc(4) для получения более подробной информации.

Замечание: Sound Blaster Live не поддерживается в FreeBSD 4.0 без исправления, которую этот документ не включает. Рекомендуется обновить систему до последней версии -STABLE перед использованием этой карты.

Карты Gravis UltraSound

Для карты PnP ISA, вы должны добавить:

device pcm

device gusc

в конфигурационный файл ядра. Если у вас не-PnP ISA карта, следует добавить:

device pcm

device gus0 at isa? port 0x220 irq 5 drq 1 flags 0x13

в конфигурационный файл вашего ядра. Возможно вам придётся изменить IRQ или другие параметры в соответствии с настройками карты. Обратитесь к странице справочника gusc(4) для получения более подробной информации.

Карты Crystal Sound

Для карт от Crystal, вы должны добавить:

device pcm

device csa

в конфигурационный файл вашего ядра.

Прочая поддержка

Для PnP ISA или PCI карт, вам следует добавить:

device pcm

в конфигурационный файл вашего ядра. Если у вас не-PnP ISA карта, не имеющая bridge driver, добавьте:

device pcm0 at isa? irq 10 drq 1 flags 0x0

в конфигурационный файл вашего ядра. Возможно вам придётся изменить IRQ, и прочие параметры, в соответствии с аппаратной конфигурацией.

Поддержка интегрированных карт

Некоторые системы с интегрированными в материнские платы звуковыми картами требуют включения дополнительной опции в конфигурацию ядра:

options PNPBIOS

Замечание: Если вы работаете с FreeBSD 5.0 или более современной, параметр PNPBIOS не нужен. Теперь соответствующий код всегда включен, и параметр был удален из файла настройки.

Создание и тестирование устройства

После перезагрузки, зарегистрируйтесь в системе и проверьте наличие устройства в файле /var/run/dmesg.boot при помощи команды:

# grep pcm /var/run/dmesg.boot

pcm0: <SB16 DSP 4.11> on sbc0

Результат на вашей системе может отличатся. Если упоминания об устройстве pcm отсутствует, то что-то перед этим было сделано неверно. Если это произошло, просмотрите файл конфигурации ядра еще раз и убедитесь, что вы выбрали правильное устройство. Наиболее часто встречающиеся проблемы описаны в Разд. 7.2.2.1.

Замечание: Если у вас установлена FreeBSD 5.0 или более поздняя, вы можете не читать всё, что описано далее в этом разделе. Эти версии FreeBSD используют devfs(5) для того, чтобы автоматически создавать файлы устройств.

Если ошибок нет и в вашей системе присутствует устройство pcm0, выполните su для получения прав пользователя root и сделайте следующее:

# cd /dev

# sh MAKEDEV snd0

Если ошибок нет и в вашей системе присутствует устройство pcm1, то повторите указанные выше действия, заменив snd0 на snd1.

Пожалуйста, помните, что эти команды не создают устройство /dev/snd!

MAKEDEV создает группу устройств, включающую в себя:

Устройство Описание
/dev/audio Sparc®-совместимое звуковое устройство
/dev/dsp Аналого-цифровой преобразователь голоса
/dev/dspW Тоже, что и /dev/dsp, но 16 бит на сэмпл
/dev/midi Устройство доступа к MIDI
/dev/mixer Устройство управления миксером
/dev/music Интерфейс секвенсора второго уровня
/dev/sequencer Устройство секвенсора
/dev/pss Программируемый интерфейс устройства

Если всё пройдет удачно, звуковая карта заработает. Если CD-ROM или DVD-ROM привод правильно подключён к звуковой карте, вы можете вставить CD в привод и воспроизвести его при помощи cdcontrol(1).

% cdcontrol -f /dev/acd0c play 1

Различные приложения, например audio/workman предлагают лучший пользовательский интерфейс. Вы можете также захотеть установить приложения для прослушивания звуковых файлов MP3, как например audio/mpg123.

Часто встречающиеся проблемы

Ошибка Решение
«unsupported subdevice XX» Одно или более устройств не были правильно созданы. Повторите приведенные выше шаги.
«sb_dspwr(XX) timed out» Порт ввода-вывода указан неправильно.
«bad irq XX» IRQ установлен неправильно. Убедитесь, что настройки в системе и на карте одинаковы.
«xxx: gus pcm not attached, out of memory» Для использования устройства недостаточно памяти.
«xxx: can't open /dev/dsp!» Проверьте с помощью fstat | grep dsp, не занято ли устройство другим приложением. Создать проблемы могут esound и поддержка звука в KDE.

Использование нескольких источников звука

Предоставил Munish Chopra.

Достаточно часто встречается необходимость иметь несколько источников звука, которые должны воспроизводить одновременно, например когда esound или artsd не поддерживают совместное использование звукового устройства с некоторым приложением.

FreeBSD позволяет делать это при помощи виртуальных звуковых каналов, которые могут быть настроены с помощью sysctl(8). Виртуальные каналы позволяют вам мультиплексировать каналы воспроизведения звуковой карты, смешивая звук в ядре.

Для установки количества виртуальных каналов вы можете использовать две переменные sysctl, которые, если вы пользователь root, могут быть установлены таким образом:

# sysctl hw.snd.pcm0.vchans=4

# sysctl hw.snd.maxautovchans=4

В этом примере выделяются четыре виртуальных канала, чего вполне достаточно для повседневного использования. hw.snd.pcm0.vchans это количество виртуальных каналов устройства pcm0, оно может быть установлено сразу же, как только устройство было подключено. hw.snd.maxautovchans это количество виртуальных каналов, которые выделяются новому аудиоустройству, когда оно подключается при помощи kldload(8). Так как модуль pcm может быть загружен независимо от аппаратных драйверов, hw.snd.maxautovchans может указывать количество виртуальных каналов для любых устройств, которые будут подключены позже.

Если вы не используете devfs(5), необходимо будет указать приложениям /dev/dsp0.x, где x это число от 0 до 3, если hw.snd.pcm0.vchans установлено в значение 4. Для системы, использующей devfs(5), вышеуказанные настройки будут сделаны автоматически прозрачно для пользователя.

Установка значений по умолчанию для каналов mixer

Предоставил Josef El-Rayes.

Значения по умолчанию для различных каналов mixer жестко прописаны в исходных текстах драйвера pcm(4). Существует множество различных приложений и даемонов, которые позволяют устанавливать значения для mixer, которые они запоминают и выставляют каждый раз при запуске, но это не совсем правильное решение, нам нужны значения по умолчанию на уровне драйвера. Они могут быть установлены путем указания в /boot/device.hints. Например:

hint.pcm.0.vol="100"

Установит значение для канала volume в значение по умолчанию 100, как только будет загружен модуль pcm(4).

Замечание: Только FreeBSD 5.3 и более свежие релизы поддерживают эту возможность.

Звук MP3

Предоставил Chern Lee.

MP3 (MPEG Layer 3 Audio) достигает качества звука, близкого к CD, и нет причин не воспользоваться им на вашей рабочей станции.

Проигрыватели MP3

На данный момент наиболее популярным MP3-проигрывателем для XFree86™ является XMMS (X Multimedia System). Скины приложения WinAMP могут быть использованы для XMMS так как графический интерфейс пользователя практически идентичен интерфейсу программы WinAMP от Nullsoft. XMMS поддерживает также собственные расширения.

XMMS может быть установлен из порта или пакета multimedia/xmms.

Интерфейс XMMS интуитивно понятен и включает в себя список песен, графический эквалайзер и многое другое. Те, кто знаком с WinAMP найдут XMMS очень простым в использовании.

Порт audio/mpg123 является альтернативой, это MP3-проигрыватель для командной строки.

mpg123 может быть запущен с указанием звукового устройства и файла MP3 в командной строке как показано ниже:

# mpg123 -a /dev/dsp1.0 Foobar-GreatestHits.mp3

High Performance MPEG 1.0/2.0/2.5 Audio Player for Layer 1, 2 and 3.

Version 0.59r (1999/Jun/15). Written and copyrights by Michael Hipp.

Uses code from various people. See ‘README’ for more!

THIS SOFTWARE COMES WITH ABSOLUTELY NO WARRANTY! USE AT YOUR OWN RISK!

 

 

Playing MPEG stream from Foobar-GreatestHits.mp3 …

MPEG 1.0 layer III, 128 kbit/s, 44100 Hz joint-stereo

/dev/dsp1.0 должно быть заменено соответствующим устройством dsp для вашей системы.

Копирование аудиодорожек с CD

Перед тем как преобразовывать CD или дорожку CD в MP3, аудиоданные на CD должны быть скопированы на жёсткий диск. Это можно сделать путём копирования данных CDDA (CD Digital Audio) в файл WAV.

Утилита cdda2wav, которая является частью пакета sysutils/cdrtools, может быть использована для копирования аудиоинформации с CD, а также различной связанной информации.

Когда музыкальный CD находится в приводе, следующая команда может быть выполнена под root для того, чтобы скопировать весь CD в отдельные (один на каждую дорожку) WAV файлы:

# cdda2wav -D 0,1,0 -B

cdda2wav поддерживает ATAPI (IDE) приводы CDROM. Для копирования с IDE привода, укажите имя устройства вместо номеров SCSI. Например, для того, чтобы скопировать 7-ую аудиодорожку с IDE-привода:

# cdda2wav -D /dev/acd0a -t 7

Параметр -D 0,1,0 указывает устройство SCSI 0,1,0, соответственно результату работы cdrecord -scanbus.

Для того, чтобы копировать отдельные дорожки, используйте параметр -t как показано ниже:

# cdda2wav -D 0,1,0 -t 7

Этот пример показывает как скопировать 7-ю дорожку музыкального CD. Для того чтобы скопировать набор дорожек, например, с первой по седьмую, укажите диапазон:

# cdda2wav -D 0,1,0 -t 1+7

Утилита dd(1) также может быть использована для копирования аудиодорожек на приводах ATAPI, для того, чтобы узнать больше об этом, прочитайте Разд. 16.6.5.

Создание (encoding) файлов MP3

На сегодняшний день наилучшим выбором программы для создания mp3 является lame. Lame находится в дереве портов в подкаталоге audio/lame.

Используя скопированные файлы WAV следующая команда преобразует audio01.wav в audio01.mp3:

# lame -h -b 128

—tt "Foo Song Title"

—ta "FooBar Artist"

—tl "FooBar Album"

—ty "2001"

—tc "Ripped and encoded by Foo"

—tg "Genre"

audio01.wav audio01.mp3

Частота 128 килобит является стандартом "де факто" для MP3. Многие, однако, используют более высокие частоты для получения лучшего качества, 160 или 192 килобита. Чем выше частота, тем больше дискового пространства будет занимать получаемый MP3, но качество будет выше. Параметр -h включает режим «лучшее качество, но меньше скорость». Параметры, начинающиеся с —t указывают теги ID3, которые обычно содержат информацию о песне, включаемую в файл MP3. О дополнительных настройках преобразования можно узнать, прочитав страницу руководства lame.

Декодирование MP3

Для того, чтобы записать музыкальный CD из файлов MP3, они должны быть преобразованы в несжатый формат WAV. Как XMMS, так и mpg123 поддерживают вывод MP3 в распакованный формат файлов.

Запись на диск в XMMS:

1.Запустите XMMS:

2.Нажмите правой кнопкой мыши в главном окне XMMS для того, чтобы показать меню.

3.Выберите Preferences (либо Свойства, если у вас локализованная версия XMMS) в Options.

4.Измените расширение вывода на «Disk Writer Plugin» (или «Расширение записи на диск», если у вас локализованная версия XMMS).

5.Нажмите Configure (или «Настройка», если у вас локализованная версия XMMS).

6.Введите (или выберите при помощи обзора) каталог, в который следует сохранять распакованные файлы.

7.Загрузите файл MP3 в XMMS как вы это делаете обычно. Установите громкость на 100% и отключите эквалайзер.

8.Нажмите ВоспроизвестиXMMS будет выглядеть так же как и при обычном воспроизведении MP3, но самой музыки слышно не будет. На самом деле MP3 воспроизводится в файл.

9.Убедитесь, что вы установили расширение вывода таким, как оно было до этого, для того, чтобы снова слушать MP3.

Запись в stdout в mpg123:

1.Запустите mpg123 -s audio01.mp3 > audio01.pcm

XMMS записывает файл в формате WAV, в то время как mpg123 преобразовывает MP3 в простые аудиоданные PCM. Оба формата могут быть использованы cdrecord для создания музыкальных CD. Для использования burncd(8) вам потребуются простые аудиоданные PCM. Если же вы будете использовать файлы в формате WAV, то заметите небольшой щелчок в начале каждой аудиодорожки, этот щелчок — заголовок файла в формате WAV. Вы очень просто можете избавиться от него путём удаления заголовка WAV при помощи утилиты SoX (она может быть установлена из порта audio/sox или соответствующего пакета:

% sox -t wav -r 44100 -s -w -c 2 track.wav track.raw

Прочтите Разд. 16.6 для того, чтобы узнать больше о записи CD в FreeBSD.

Воспроизведение видео

Предоставил Ross Lippert.

Воспроизведение видео является очень новой и быстро развивающейся областью применения. Будьте терпеливы. Не всё будет работать так беспроблемно, как это было со звуком.

Прежде, чем вы начнёте, определите модель видеокарты и чипсет, который она использует. Хотя XFree86™ поддерживает множество различных видеокарт, только их малая часть показывает хорошую скорость воспроизведения видео. Для того, чтобы получить список расширений, поддерживаемых X-сервером, который используется вашей видеокартой, используйте команду xdpyinfo(1) во время работы X11.

Неплохо также иметь небольшой файл MPEG, который бы использовался как тестовый файл для проверки различных проигрывателей и настроек. Так как некоторые проигрыватели DVD будут искать носитель DVD как /dev/dvd по умолчанию или быть жёстко настроены на него, возможно будет полезно сделать символические ссылки на правильные устройства:

# ln -sf /dev/acd0c /dev/dvd

# ln -sf /dev/racd0c /dev/rdvd

Для FreeBSD 5.X, которая использует devfs(5) рекомендуется немного другой набор ссылок:

# ln -sf /dev/acd0 /dev/dvd

# ln -sf /dev/acd0 /dev/rdvd

Обратите внимание, природа devfs(5) такова, что такие созданные вручную ссылки не сохраняются при перезагрузке системы. Для автоматического создания символических ссылок при каждой загрузке системы добавьте в /etc/devfs.conf следующие строки:

link acd0 dvd

link acd0 rdvd

Кроме того, раскодирование DVD требует доступа к специальным функциям DVD-ROM, поэтому должен быть доступ на запись для устройств DVD.

Некоторые из обсуждаемых портов полагаются на наличие некоторых параметров ядра для правильной сборки. Перед тем, как собирать порты, добавьте эти параметры в файл конфигурации ядра, пересоберите ядро и перезагрузите систему:

option CPU_ENABLE_SSE

option USER_LDT

Замечание: option USER_LDT в FreeBSD 5.X не существует.

Для того, чтобы улучшить работу разделяемой памяти X11, рекомендуется увеличить значения некоторых переменных sysctl(8):

kern.ipc.shmmax=67108864

kern.ipc.shmall=32768

Определение возможностей видео

Существует несколько возможных путей отображения видео под X11. Что именно будет действительно работать, во многом зависит от аппаратного обеспечения. Каждый из описанных методов будет работать с различным качеством на разном аппаратном обеспечении. Во-вторых, воспроизведение видео в X11, это тема, которой уделяется достаточно много внимания последнее время, и с каждой новой версией XFree86 могут наблюдаться значительные улучшения.

Список наиболее часто используемых видеоинтерфейсов:

1.X11: обычный вывод X11 с использованием разделяемой памяти.

2.XVideo: расширение интерфейса X11, которое поддерживает видео в любом объекте X11.

3.SDL: the Simple Directmedia Layer.

4.DGA: the Direct Graphics Access — Прямой Доступ для Графики.

5.SVGAlib: низкоуровневый доступ к графике на консоли.

7XVideo

XFree86 4.X включает в себя расширение, называющееся XVideo (также известное как Xvideo, Xv и xv), которое позволяет отображать видео прямо на объектах при помощи специального ускорения. Это расширение предоставляет очень хорошее качество воспроизведения даже на low-end машинах (например на моём ноутбуке с процессором PIII 400МГц). К сожалению, список видеокарт, которые поддерживают эту возможность «прямо из коробки» на данный момент включает в себя только:

1.3DFX Voodoo 3

2.Intel® i810 и i815

3.некоторые видеокарты на чипсете S3 (такие как Savage/IX и Savage/MX)

Если вашей видеокарты нет в этом списке, ещё не следует расстраиваться. В XFree86 4.X появляются всё новые и новые возможности xv с каждой новой версией [1] Для того< чтобы проверить, работает ли это расширение, используйте команду xvinfo:

% xvinfo

XVideo поддерживается вашей видеокартой, если результат выглядит приблизительно так:

X-Video Extension version 2.2

screen #0

Adaptor #0: "Savage Streams Engine"

number of ports: 1

port base: 43

operations supported: PutImage

supported visuals:

depth 16, visualID 0x22

depth 16, visualID 0x23

number of attributes: 5

"XV_COLORKEY" (range 0 to 16777215)

client settable attribute

client gettable attribute (current value is 2110)

"XV_BRIGHTNESS" (range -128 to 127)

client settable attribute

client gettable attribute (current value is 0)

"XV_CONTRAST" (range 0 to 255)

client settable attribute

client gettable attribute (current value is 128)

"XV_SATURATION" (range 0 to 255)

client settable attribute

client gettable attribute (current value is 128)

"XV_HUE" (range -180 to 180)

client settable attribute

client gettable attribute (current value is 0)

maximum XvImage size: 1024 x 1024

Number of image formats: 7

id: 0x32595559 (YUY2)

guid: 59555932-0000-0010-8000-00aa00389b71

bits per pixel: 16

number of planes: 1

type: YUV (packed)

id: 0x32315659 (YV12)

guid: 59563132-0000-0010-8000-00aa00389b71

bits per pixel: 12

number of planes: 3

type: YUV (planar)

id: 0x30323449 (I420)

guid: 49343230-0000-0010-8000-00aa00389b71

bits per pixel: 12

number of planes: 3

type: YUV (planar)

id: 0x36315652 (RV16)

guid: 52563135-0000-0000-0000-000000000000

bits per pixel: 16

number of planes: 1

type: RGB (packed)

depth: 0

red, green, blue masks: 0x1f, 0x3e0, 0x7c00

id: 0x35315652 (RV15)

guid: 52563136-0000-0000-0000-000000000000

bits per pixel: 16

number of planes: 1

type: RGB (packed)

depth: 0

red, green, blue masks: 0x1f, 0x7e0, 0xf800

id: 0x31313259 (Y211)

guid: 59323131-0000-0010-8000-00aa00389b71

bits per pixel: 6

number of planes: 3

type: YUV (packed)

id: 0x0

guid: 00000000-0000-0000-0000-000000000000

bits per pixel: 0

number of planes: 0

type: RGB (packed)

depth: 1

red, green, blue masks: 0x0, 0x0, 0x0

Следует заметить, что перечисленные форматы (YUV2, YUV12 и т.п.) не присутствуют в каждой реализации XVideo и их отсутствие может быть помехой для некоторых проигрывателей.

Если результат выглядит так:

X-Video Extension version 2.2

screen #0

no adaptors present

то, возможно, XVideo не поддерживается для вашей видеокарты.

Если XVideo не поддерживается вашей видеокартой, то это всего лишь означает, что будет сложнее получить приемлемые для воспроизведения видео вычислительные мощности. В зависимости от вашей видеокарты и процессора, возможно, вы сможете получить удовлетворительный результат. Возможно, вы должны будете прочитать о путях улучшения производительности здесь: Разд. 7.4.3.

Simple Directmedia Layer

SDL был задуман как уровень абстракции для разработки кросплатформенных приложений под Microsoft® Windows®, BeOS и UNIX®, позволяя им эффективно использовать звук и графику. SDL предоставляет низкоуровневые абстракции для аппаратного обеспечения, что, зачастую, может быть более эффективным чем интерфейс X11.

SDL есть в Коллекции портов FreeBSD: devel/sdl12.

Прямой доступ для графики (DGA)

DGA это расширение XFree86 которое позволяет программам напрямую изменять кадровый буфер (framebuffer) без участия X-сервера. Поскольку DGA основывается на низкоуровневом доступе к памяти, программы, которые используют его должны исполняться от пользователя root.

Расширение DGA может быть протестировано при помощи dga(1). Когда dga запущена, она изменяет цвета на экране при каждом нажатии клавиш. Для того, чтобы выйти из неё, используйте q.

Порты и пакеты для работы с видео

Этот раздел обсуждает программное обеспечение для работы с видео из Коллекции Портов FreeBSD. Воспроизведение видео является очень активной сферой разработок программного обеспечения и возможности различных приложений могут несколько отличаться от описанных здесь.

Во-первых, важно помнить, что многие приложения для работы с видео, которые работают на FreeBSD, были разработаны как приложения Linux. Многие из этих приложений все еще бета-качества. Вот некоторые проблемы, которые могут встретиться в работе видео пакетов на FreeBSD:

1.Приложение не может воспроизвести файл, который создало другое приложение.

2.Приложение не может воспроизвести файл, который создало само.

3.Одно и то же приложение на разных машинах, скомпилированное на каждой машине специально для неё, воспроизводит один и тот же файл различно.

4.Кажущийся тривиальным фильтр, например фильтр изменения размеров изображения, приводит к очень плохим «артефактам» из-за неправильной функции изменения размера.

5.Приложение часто не работает (оставляет core-файл).

6.Документация не устанавливается вместе с портом и может быть найдена лишь на сайте или в каталоге порта work.

Многие из этих приложений могут также проявлять «линуксизмы». Так, это могут быть некоторые проблемы, связанные со способом реализации некоторых стандартных библиотек в дистрибутивах Linux, или некоторыми дополнительными возможностями ядра Linux, которые авторы приложений посчитали существующими везде. Эти проблемы не всегда могут быть обнаружены людьми, поддерживающими порт (порты), вследствие чего могут возникнуть проблемы, сходные с нижеперечисленными:

1.Использование /proc/cpuinfo для того, чтобы определить характеристики процессора.

2.Неправильное использование нитей (threads), которое может привести к зависанию программы при завершении вместо нормального выхода.

3.Программного обеспечения, которое обычно используется совместно с данным приложением, ещё нет в Коллекции Портов FreeBSD.

Таким образом, разработчики этих приложений должны сотрудничать с людьми, поддерживающими порты, для того, чтобы минимизировать количество обходных путей, необходимых для портирования.

MPlayer

MPlayer это недавно разработанный и быстро развивающийся проигрыватель видео. Задачами команды разработчиков MPlayer являются скорость и гибкость при работе на Linux и других Unix-системах. Проект был начал, когда его основатель стал сыт по горло плохой производительностью и качеством проигрывателей того времени. Некоторые могут сказать, что графический интерфейс был принесён в жертву рационализированному дизайну. Однако, как только вы привыкнете к опциям командной строки MPlayer и его управлению с клавиатуры, всё будет хорошо.

Компиляция MPlayer

MPlayer находится в multimedia/mplayer. MPlayer производит различные тесты аппаратного обеспечения во время процесса компиляции, в результате чего полученные исполняемые модули не могут быть перенесены с одной системы на другую. Поэтому важно собирать его из портов, а не использовать бинарный пакет. Также, при сборке вы можете указать различные установки при помощи параметров командной строки make, как описывается в начале сборки.

# cd /usr/ports/multimedia/mplayer

# make

You can enable additional compilation optimizations

by defining WITH_OPTIMIZED_CFLAGS

You can enable GTK GUI by defining WITH_GUI.

You can enable DVD support by defining WITH_DVD.

You can enable SVGALIB support by defining WITH_SVGALIB.

You can enable VORBIS sound support by defining WITH_VORBIS.

You can enable XAnim DLL support by defining WITH_XANIM.

Если в вашей системе установлен x11-toolkits/gtk12, вы также можете включить поддержку GUI (графического интерфейса пользователя). В противном случае это не стоит усилий. Если вы собираетесь воспроизводить (возможно закодированные CSS) DVD при помощи MPlayer, вам потребуется включить поддержку DVD [2]:

# make WITH_DVD=yes WITH_SVGALIB=yes

На время написания данного документа порт MPlayer’а собирает и устанавливает свою документацию в формате HTML и один исполняемый файл, mplayer. Также его можно заставить собрать кодировщик, mencoder, который является инструментом для перекодировки видео. Это можно сделать при помощи модификации Makefile. Также это, возможно, будет включено по умолчанию в последующих версиях порта.

Документация к MPlayer очень информативна. Если читатель найдет информацию этой главы о аппаратном обеспечении для поддержки видео и интерфейсам недостаточной, то документация MPlayer будет очень хорошим дополнением. Обязательно уделите время чтению документации MPlayer, если вам нужна информация о поддержке видео под UNIX.

Использование MPlayer

Каждый пользователь MPlayer должен создать подкаталог .mplayer в своем домашнем каталоге. Для того, чтобы его создать, выполните следующие действия:

% cd /usr/ports/multimedia/mplayer

% make install-user

Параметры для mplayer перечислены в страничке руководства mplayer. За более подробной информацией вы можете обратиться к документации в формате HTML. В этом разделе мы опишем несколько самых распространённых случаев использования mplayer.

Для того, чтобы воспроизвести файл, например testfile.avi через один из многих видеоинтерфейсов, используйте параметр -vo:

% mplayer -vo xv testfile.avi

% mplayer -vo sdl testfile.avi

% mplayer -vo x11 testfile.avi

# mplayer -vo dga testfile.avi

# mplayer -vo ‘sdl:dga’ testfile.avi

Стоит испробовать все варианты интерфейсов, так как их производительность зависит от множества факторов и будет заметно меняться в зависимости от аппаратного обеспечения.

Для того, чтобы воспроизвести DVD, замените testfile.avi на -dvd N DEVICE, где N является номером дорожки, с которой следует начать воспроизведение и DEVICE файл устройства привода DVD. Например, для того, чтобы воспроизвести дорожку 3 с /dev/dvd:

# mplayer -vo dga -dvd 3 /dev/dvd

Для того, чтобы остановить, приостановить или продолжить воспроизведение, воспользуйтесь привязкой клавиш, информация о которой может быть получена посредством запуска mplayer -h, либо на страничке документации.

Дополнительные, достаточно важные параметры воспроизведения: -fs -zoom, которые включают полноэкранный режим и -framedrop, который улучшает производительность на медленных системах.

Для того, чтобы командная строка запуска mplayer не становилась слишком большой, пользователь может создать файл .mplayer/config и установить параметры по умолчанию там:

vo=xv

fs=yes

zoom=yes

Также mplayer может быть использован для копирования дорожек DVD в .vob файлы. Для того, чтобы скопировать вторую дорожку DVD необходимо выполнить следующую команду:

# mplayer -dumpstream -dumpfile out.vob -dvd 2 /dev/dvd

Полученный файл, out.vob, будет представлять собой MPEG, с которым можно производить различные действия при помощи программ, которые будут описаны далее в этом разделе.

mencoder

Если вы установили mencoder во время установки MPlayer, имейте в виду, что это всё ещё экспериментальный компонент. Перед использованием mencoder, было бы неплохо ближе ознакомится с его параметрами, используя документацию в формате HTML. Также существует страничка справочника mplayer, но она не очень полезна без HTML документации. Существует бесчисленное множество способов улучшения качества, снижения битрейта и изменения формата; и некоторые из этих приёмов могут влиять на производительность. Ниже приведено несколько примеров использования mencoder. Во-первых, простое копирование:

% mencoder input.avi -oac copy -ovc copy -o output.avi

Неправильная комбинация параметров командной строки привести к появлению файлов, которые невозможно будет воспроизвести даже mplayer. Поэтому, если вы хотите скопировать в файл, лучше использовать только параметр mplayer -dumpfile.

Для того, чтобы преобразовать input.avi в MPEG4 со звуком в формате MPEG Audio Layer 3 (MP3) (требуется audio/lame):

% mencoder input.avi -oac mp3lame -lameopts br=192

-ovc lavc -lavcopts vcodec=mpeg4:vhq -o output.avi

Эта команда создаст файл, воспроизводимый mplayer и xine.

input.avi может быть заменён на -dvd 1 /dev/dvd и mplayer, запущенный от пользователя root, будет преобразовывать дорожку DVD напрямую. Так как первый раз, скорее всего, вы будете недовольны полученными результатами, всё же рекомендуется копировать дорожку в файл и работать затем с файлом.

Проигрыватель хine

xine — это большой проект, в задачи которого входит не только создание решения для видео все-в-одном, но и создание базовой библиотеки с возможностью расширения возможностей путем использования плагинов (расширений). Поставляется он как в виде порта, так и в виде пакета, multimedia/xine.

xine все еще несовершенен, но, все-таки это хорошее начало. На практике xine требует либо быстрого процессора с быстрой видеокартой или поддержку расширения XVideo. Графический интерфейс можно использовать, но он все еще немного неуклюж.

На время написания этого документа в поставке xine не существовало модуля ввода, который бы мог воспроизводить DVD, закодированные по алгоритму CSS. Существуют сборки, в которых есть такой модуль, но ни одна из них не входит в Коллекцию Портов FreeBSD.

По сравнению с MPlayer, xine является более дружелюбным к пользователю, но, в то же время, скрывает более тонкие настройки и управление от пользователя. Также xine лучше работает на XVideo интерфейсах.

По умолчанию, xine запускается с графическим интерфейсом. Для открытия файлов используются меню.

% xine

В качестве альтернативы можно использовать его для запуска файла непосредственно, без GUI, следующей командой:

% xine -g -p mymovie.avi

Утилиты transcode

Приложение transcode не является проигрывателем. Это набор инструментов для преобразования .avi и .mpg файлов. При помощи transcode можно объединять видеофайлы, исправлять поврежденные файлы, использовать инструменты командной строки для работы с потоками ввода/вывода stdin/stdout.

Так же, как и MPlayer, transcode является очень экспериментальным программным продуктом, который необходимо собирать из порта multimedia/transcode. Этот порт имеет огромное количество параметров для команды make при сборке. Я бы рекомендовал:

# make WITH_LIBMPEG2=yes

Если вы планируете установить multimedia/avifile, то добавьте параметр WITH_AVIFILE в строку запуска make как показано ниже:

# make WITH_AVIFILE=yes WITH_LIBMPEG2=yes

Ниже приводятся два примера использования transcode для преобразования видео, в результате которого изменяется размер изображения. Первый пример преобразовывает данные в openDIVX AVI файл, в то время как второй использует более переносимый формат MPEG.

% transcode -i input.vob -x vob -V -Z 320×240

-y opendivx -N 0x55 -o output.avi

% transcode -i input.vob -x vob -V -Z 320×240

-y mpeg -N 0x55 -o output.tmp

% tcmplex -o output.mpg -i output.tmp.m1v -p output.tmp.mpa -m 1

Существует страничка справочника для transcode, но для различных утилит tc* (таких как tcmplex), которые тоже устанавливаются в систему, документации очень немного. Тем не менее, для получение краткой справки по использованию команд, может быть задан параметр -h.

По сравнению с mencoder, transcode работает заметно медленнее, но имеет больше шансов создать более переносимый файл, который можно будет воспроизвести на большем количестве систем. Например MPEG, созданные при помощи transcode, воспроизводятся в Windows Media® Player и Apple Quicktime®.

Дальнейшее чтение

Различные пакеты видео программ для FreeBSD интенсивно разрабатываются. Очень возможно, что в ближайшем будущем многие обсуждаемые здесь проблемы разрешатся. Это займет время, и те, кто желает получить максимум от аудио/видео возможностей FreeBSD, должны будут собирать необходимые знания из нескольких списков часто задаваемых вопросов и обучающих статей, а также использовать различные приложения.

Документация MPlayer очень содержательна в техническом плане. Возможно, эти документы должны использоваться любым человеком, желающим получить высокий уровень знаний о видео на UNIX системах. Список рассылки MPlayer враждебен для любого, кто не потрудился прочитать документацию, так что, если у вас есть желание сообщать о найденных ошибках, прочитайте вначале документацию.

xine HOWTO содержит главу об улучшении производительности, которая применима к любому проигрывателю.

Наконец, существует несколько многообещающих приложений, которые читатель может испробовать:

· Avifile, для которого также существует порт multimedia/avifile.

· Ogle, для которого также существует порт multimedia/ogle.

· Xtheater

· multimedia/dvdauthor, пакет с открытыми текстами для распространения DVD контента.

Тема 1. Культурология в системе социо- гуманитарного знания.

 

Слово cultura (лат.) означает «обработка», «земледелие», иначе говоря – это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и искусственно созданной человеком «второй природы» — культуры.

Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической области гуманитарного знания относится к Новому времени и связывается с философскими концепциями Дж.Вико, Й.Гердера и Г.Гегеля.

Становление культурологи как науки в середине-конце ХIХ – начале ХХ вв. происходит под влиянием целого ряда научных идей, среди которых можно выделить два основных подхода к определению культуры – адаптационизм (рассматривает культуру как специфический, присущий исключительно человеку способ деятельности, взаимодействия с окружающей средой) и идеационизм (трактует культуру как область «идеального», т.е. как совокупность духовного творчества человека, устойчивую систему знаний, идей и ценностей, существующих в обществе).

Однако в полном смысле – и по названию, и по сути – культурология родилась только в ХХ столетии. Значительный вклад в ее рождение внес американский ученый Л.Уайт своей книгой «Наука о культуре»(1949). Он предложил выделить культурологию как самостоятельную науку в комплексе социальных наук. Также он поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

Л.Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы:

технологическую (орудия производства и отношения между человеком и природой),

социальную (общественные отношения и соответствующие им типы поведения, а

также системы родства, экономических, политических, военных и др. отношений),

идеологическую (идеи, мифы, верования и знания).

В настоящее время существует множество культурологических концепций.

В целом, культурология – это область социо-гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры.

В культурологи выделяются – философия культуры, теория культуры, история культуры, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология.

Фундаментом культурологии является философия культуры, изучающая культуру в контексте философских проблем – бытия, сознания, общества, личности. Свои концепции культуры выработали практически все значительные течения современной философии: философия жизни, позитивизм, неокантианство, неогегельянство.

Теория культуры определяет понятие «культура», вскрывает природу, сущность и специфику феномена «культура», обозначает основные категории «культуры», изучает базовые культурологические проблемы, процессы, явления, закономерности развития «культуры».

Большую роль в развитии современной культурологи сыграли антропологические исследования, опирающиеся на большой материал, предоставленный полевой антропологией.

Предмет исследования культурантропологии – адаптация человека к культурной среде на разных этапах его жизни и в разных условиях, т.е. в поле ее зрения – взаимоотношение культур разного типа, процессы аккультурации, инкультурации, социализации, ассимиляции.

В компетенцию социологии культуры входит исследование социальных закономерностей развития культуры, влияние внутренних социальных связей и общества на культуру, изучение культуры социальных групп ( этническая культура, национальная культура, элитарная культура, массовая культура, молодежная субкультура и т.д.).

Предметом истории культуры может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например, эпоха Возрождения.

Важно уяснить общее и особенное в культурах отдельных стран и народов.

Целями прикладной культурологи являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни. Важное направление прикладной культурологии – охрана и использование культурного наследия. Решением прикладных проблем занимаются государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации. Важнейшей задачей является выработка общей культурной политики государства и общества.

Таким образом, специфика культурологии состоит именно в системном подходе к изучению культуры, в осознании всего мира человеческой культуры как системного единства.

Культурология, таким образом, является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

 

Тема 1. Научные направления в культурной антропологии.

1.1.Первые эволюционистские теории культуры.

 

После эпохи «великих географических открытий» перед взором изумленных европейцев открылся целый новый мир, полный многообразия культурных форм и особенностей образа жизни. Колониальная экспансия, осуществляемая Англией, Францией и др. государствами, расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений, к необходимости исследования культур народов для обеспечения управления ими.

В атмосфере живейшего интереса к жизни народов в условиях других культур почти одновременно в Германии ( А.Бастиан, Т.Вайц), Франции (Ш.Летурно), Англии (Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж.Фрезер и др.) и США (Л.Г.Морган) появились первые эволюционистские концепции культуры.

Основные черты этого подхода: идеи линейности, единства человеческого рода и единообразия, стадиальности, прогресса в развитии культуры от простого к сложному.

Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснения причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

Одним из первых эволюционную концепцию культур создал А.Бастиан(1826-1905). Его центральный труд — «Человек в истории»(1860).По мнению автора, единство человеческой культуры обусловливается единством человеческой психики. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые, которые побуждают к новым формам деятельности. В основе всех явлений лежат «элементарные идеи», своего рода «клетки», которые давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных районах земного шара в виде «этнических идей» более высокого уровня организации, чем «элементарные идеи». Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляло его теоретическую конструкцию.

Английский ученый Э.Б.Тайлор (1832-1917) свою эволюционистскую концепцию развития культур наиболее полно изложил в книге «Первобытная культура» (1871)

По Тайлору, все предметы и идеи развиваются «одни из других», образуя непрерывные «цепи» превращений от менее совершенного к более совершенному и сложному. Все великие умы и таланты человечества так или иначе продолжают и совершенствуют духовные и материальные достижения своих предшественников и опираются на них. Однако, общий прогресс культуры не исключает ее местных и временных «попятных движений» и «отступлений».

В своих исследованиях Э.Тайлор делал акцент на анализе духовной стороны культуры, религии, магии и связанных с ними обрядов. В основе религиозных верований и обрядов, по мнению Тайлора, лежит вера в существование души – тонкого невещественного человеческого образа, нечто, вроде тени или воздуха, наличие которого объясняет такие состояния, как жизнь, смерть, болезнь, сон, сновидения. «Она способна покидать тело и переноситься с места на место… Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.»

Веру в духовные существа Тайлор обозначил термином «анимизм». Из первичной идеи души постепенно развились более сложные религиозные представления – о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Анимизм есть »минимум религии», первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства животных и появлением культуры. Эволюционное развитие религиозных представлений подтверждали еще и сохранившиеся в более поздних формах культуры «обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые… остаются живым свидетельством или памятником прошлого»

Теория анимизма вызвала определенную дискуссию среди ученых. Некоторые исследователи (Р.Маррет, Дж.Фрезер и др.) обратили внимание на древний пласт верований и обрядов, не выводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Подобные взгляды в истории получили название «преанимизм».

Крупнейшим представителем критики анимизма являлся шотландец Дж.Фрезер (1854-1941) – автор блестящих работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. Наиболее известны из них «Золотая ветвь»(1890) и «Фольклор в Ветхом завете»(1918). Отличительной особенностью исследований Дж.Фрезера является стремление понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Каждому явлению он хотел найти место в иерархии элементов культуры. Везде он видел осмысленность в существовании того или иного мифа или обряда. Одновременно он является автором оригинальной концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества. Согласно Фрезеру существует три стадии такого развития: магия, религия, наука. На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить врагу вред на расстоянии, вызывать дождь и т.д. По каким-то причинам человек разуверился в своих силах и стал приписывать сверхъестественные способности уже богам, духам. К ним он стал обращаться с просьбами, молитвами. На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни божества, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы. Но так ли это на самом деле? Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Дж.Фрезером.

Эволюционной концепции в изучении культуры придерживались и такие видные представители антропологической науки, как английский социолог Г.Спенсер и американский антрополог Л.Морган.

Существенным отличительным положением теории Г.Спенсера было неприятие единообразного линейного прогресса, когда все культуры Земного шара представляются различными ступенями одной и той же формы. «Истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы». Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста – увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого. Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединяя в некую целостность.

Американский ученый Л.Г.Морган (1818-1881)в своих исследованиях утверждал, что »человечество начало свой путь с низших форм существования и развилось от дикости к цивилизованности посредством медленного накопления экспериментальных знаний… Можно…утверждать…что дикость предшествовала варварству… равно как варварство, как известно, предшествовало цивилизованности» («Древнее общество», 1877).Л.Морган доказывал, что родовая организация является универсальной для первобытного общества, обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным, об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным.

В начале ХХ в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Он выполнил свое назначение – утвердил новый взгляд на развитие культур. Идеи эволюционизма в последующую эпоху вновь и вновь востребовались исследователями культур. Они составили основу концепции основателя культурологии Л.Уайта, в обновленном виде предстали в теории Дж.Стьюарда и М.Салинса.

 

Тема 2. Диффузианистское, функцианалистское направления культур.

Диффузионистское направление в изучении культур.

Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце ХIХ в. Понятие «диффузия» означает «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами – торговлю, переселение, завоевание.

Основатель диффузионизма – немецкий ученый Ф.Ратцель (1844-1904). В его работах «Антропогеография» и «Народоведение» сформулированы основные положения диффузионизма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования – предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг). Ратцель отводил человеку второстепенную роль (носитель этнографических предметов) и предполагал относительную независимость культуры от него.

Народы, по мнению Ратцеля, изменяются, гибнут, а «предмет остается тем, чем он был». Одни предметы легко передаются от народа к народу (например, украшения, одежда), другие (упряжь, изделия из металла) – с трудом. Ученый выделял два способа перемещения элементов культуры: 1)полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он называл аккультурацией; 2)перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Теорию культурных кругов поддерживал Л.Фробениус (1873-1928), крупнейший специалист по исследованию материальной культуры народов Африки («Происхождение африканских культур»-1898г.) По Фробениусу, «культурная провинция» (культурный круг)- это совокупность предметов материальной культуры с определенными признаками, характеристиками. Он, например, выделял «западноафриканский культурный круг», признаками которого являлись прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, барабан в форме песочных часов и др.

Культура для Фробениуса есть некое органическое существо, она рождается из природных условий, живет, умирает, как другие живые существа. Как организм, культура может быть пересажена на другую «почву», и в новых условиях она приобретает иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. Человек – носильщик культуры.

Позднее, развивая свой тезис об аналогии культур и организма, Л.Фробениус разделил культуры на мужские (растущие из земли вверх) и женские (углубляющиеся корнями в землю). Впоследствии, расширяя свою концепцию двух типов культуры, он заменил патриархальную и матриархальную культуры на «Восток» и «Запад». «Востоку» присуще «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной судьбы, а «Западу» — «чувство далекого», динамичность, идея личности и свободы.

Существенным дополнением этой теории явились работы американских и английских ученых.

Американец К.Уисслер пришел к выводу, что путем диффузии распространяются не только материальные и нематериальные элементы культуры, но и антропологические черты.

А.Кребер выдвинул понятие «диффузия стимула», содержание которого состояло в описании обстоятельств, обеспечивающих внедрение в новую культуру комплекса идей.

В принципе, основная идея диффузионизма была правомерной и продуктивной. В противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему в эволюционизме, диффузионисты поставили вопрос о конкретно-исторических связях и взаимовлияниях культур различных народов. В исследованиях отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляющих культуру. Именно диффузионисты исследовали вопрос о пространственно-временных характеристиках культур. Главный недостаток этой теории – отрыв явлений культуры от их создателя – человека и народа.

1.3. Функционалистское направление в изучении культур.

Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами английских ученых Б.Малиновского (1884-1942) и А.Рэдклифф-Брауна (1881-1955).

Основой концепции культуры Малиновского стала теория потребностей. Культура, по мнению ученого, первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности человека, например, в еде, жилище, продолжении рода. Для выделения человека из царства животных Малиновский делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой. К производным относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т.д. Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности. Культура также есть некое целое,