Литературный сказ Урала

Народная сказка. Виды народной сказки

План

1. Определение народной сказки. Место сказки в системе фольклора. Виды сказок.

2. Анализ композиционной структуры сказок о животных.

3. Бытовая сказка: особенности языка, конфликта. Анализ сказки “Каша из топора”.

4. Волшебная сказка и миф. Отличие сказки от мифа.

5. Структура волшебной сказки.

6. Мифологические герои волшебных сказок и их роль в поэтике сказки:

— Баба-Яга;

— Кащей Бессмертный;

— Яблонька, печка, гребешок и пр.

7. Анализ сказки по выбору студентов (из учебников для начальной школы).

Примечание

· Иметь при себе сборник русских народных сказок

Практическое занятие № …
2

Детская литература от истоков до XYIII века

План

1. Первая рукописная книга для детей.

2. Первые печатные книги для детей.

3. Начало детской поэзии. Симеон Полоцкий.

4. Творчество Кариона Истомина для детей.

5. Детская литература первой четверти XYIII века. “Юности честное зерцало”.

6. Детские пьесы А.Болотова.

7. Начало детской журналистики. “Детское чтение для сердца и разума” Н.Новикова.

Практическое занятие № 3

Русская литературная сказка

План

1. Народность и реализм сказок Пушкина. Анализ сказки о золотой рыбке.

2. Образ снегурочки и его трансформация в сказках А.Н.Островского «Снегурочка» и В.Каверина «Легкие шаги». Проанализировать оба текста и указать, как изменение главного персонажа сказалось на идее произведения.

3. Новаторский характер сказок для малышей К.Чуковского. Анализ сказки «Тараканище». Какие из творческих установок писателя, высказанные в «Заповедях детским поэтам», нашли свое отражение в сказке. Какую идею несет малышам «Тараканище»? Роль каламбура и перевертыша.

4. Сказки С.Прокофьевой, Ю.Томина и пр. Роль фантастики в развитии сюжета.

5. «Обучающие» сказки И.Токмаковой, Л.Гераскиной. Особенности сюжета и композиции. Роль игры в усвоении учебного материала.

 

Задание

· Прочитать тексты сказок, перечисленные в плане практического занятия.

· Отметить, какие сказочные произведения включены в учебники для начальной школы (программы, классы).

· Каждый из студентов должен уметь показать идейно-тематическое своеобразие сказочных текстов и доказать свою мысль.

Методическое обеспечение

Основной: 3, 4

Дополнительный: 2-4

Вспомогательный: 5, 8, 19-25, 27, 28, 30, 40

 

Практическое занятие № 4

Современная сказка для малышей и подростков

План

  1. Своеобразие сказок Г.Циферова и С.Козлова. Анализ сказки «Козленок, который считал до десяти» или любой другой.
  2. Анализ сказки Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Отметить принцип очеловечевания животных, изображения взрослых как детей (в чем это проявляется?).
  3. Фантастика сказки Ю.Томина «Шел по городу волшебник». Указать эволюцию характера Толика.
  4. Анализ сказки А.Волкова «Волшебник изумрудного города» и сказки Ф.Баума «Волшебник страны Оз». Чем отличается философская направленность сказок? Что заимствовано, а что изменено А.Волковым?

Задание

· Прочитать и иметь с собой предложенные тексты.

· Подготовить анализ каждой из сказок по плану, данному в практическом занятии №2.

· Отметить, какие сказочные произведения включены в учебники для начальной школы (программы, классы).

Практическое занятие №5

Детская журналистика

План

1.Детские журналы XYII-XIX веков (названия, издатели, тематика и направления, уровень доступности выбранному возрасту).

2. Детская журналистика 20-30-х годов ХХ века. Рассказать о Ленинградских и московских детских журналах (редакторы, тематика, редакторская концепция, писатели, сотрудничающие с журналом и пр.)

3. Сделать обзор современных детских центральных и региональных журналов.

4. Провести презентацию одного из журналов.

Задание

· Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов с обязательным анализом материала одного из журналов за последние 6 лет.

 

 

Практическое занятие № 6)

Классическая детская поэзия ХХ века

План

1. Поэты-классики н. ХХ века для детей.

а) Детский мир Саши Черного.

б) Роль К.Бальмонта, А.Ахматовой, А.Блока и др. поэтов начала ХХ века в развитии поэзии для детей

2. ОБЭРИУты для детей (рассказать о роли объединения в целом и о творчестве Д.Хармса, Ю.Владимирова, А.Введенского и Н.Заболоцкого в частности).

3. А.Барто, С.Маршак, С.Михалков, К.Чуковский, Вл.Маяковский и их произведения для детей и о детях (биографические данные, стилистические и тематические особенности стихотворений).

4. Современные поэты старшего поколения, анализ творчества (В.Берестов, Ю.Мориц, Г.Ладонщиков, В.Приходько, Р.Сеф, Я.Аким, Е.Благинина и пр.).

5. Современная (нетрадиционная и традиционная) поэзия для детей. Имена, анализ литературного процесса.

 

Задание

· Выписать в тетрадь для практических занятий краткие биографические данные каждого из перечисленных поэтов.

· Показать представленность произведений данных авторов в учебниках для начальной школы.

 

Практическое занятие №7

Литературный сказ Урала

План

1. Что такое сказ? Рассмотреть различные точки зрения на проблему. Постараться ответить на вопрос: существовал ли аналог литературного сказа в фольклоре.

2. П.П.Бажов — основатель школы литературного сказа.

а) Биография.

б) Особенности сказовых циклов “Малахитовая шкатулка” и “Медной горы хозяйка”.

в) Образ народного умельца в сказах Бажова.

3. Современные последователи Бажова (о каждом рассказать отдельно):

а) С.Власова, г) Ю.Подкорытов,

б) С.Черепанов, д) Б.Шергин.

в) М.Кочнев

4. В какие программы (и для какого класса) включены произведения сказового характера.

Задание

· Подготовить письменный рассказ о творчестве одного из сказителей.

Методическое обеспечение

1. Антонов С. П.Бажов “Малахитовая шкатулка”// Антонов С. От первого лица. М., 1973.

2. Батин М. Жанр и мастерство. Свердловск, 1970.

3. Батин М. Павел Бажов. Свердловск, 1983.

4. Гельгардт Р. Стиль сказов Бажова. Пермь, 1958.

5. Кузьмичев И. Жанровая природа современного сказа// Русская народная поэзия. Горький, 1961.

6. Лазарев А.И. Устная поэзия рабочих Урала. М., 1970 (с. 11-17).

7. Михнюкевич В.А. Литературный сказ Урала. Иркутск, 1990.

8. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

9. Рыбаков Н.И. Поэтика сказа// Некоторые вопросы русской литературы ХХ века. М., 1973.

10.Саранцев А. П.П.Бажов. Жизнь и творчество. Челябинск, 1967.

11.Скорино Л. Сказы Бажова// Новый мир, 1944, № 6-7.

12.Федь Н. Зеленая ветвь литературы. М., 1981.

13.Федь Н. Путешествие в мир образов. М., 1978.

14.Чистов К. Сказ// КЛЭ, Т. 6.

 

 

Практическое занятие №8

Дети и война

  1. Книги о предвоенном детстве: авторы, тематика, проблематика.
  2. Литература для детей периода ВОВ.
  3. Ребенок-воин; подвиг или трагедия? «Сын полка» Катаева и «Иван» Богомолова – разные взгляды на одну ситуацию.
  4. Дети в концлагере.
  5. Тыл тоже фронт (Лихачев, Лиханов, Алексин, Кассиль и пр.)

 

Практическое занятие №9