Личное пространство. Границы

Этот процесс овладения пространством продолжается очень долго. Первоначальные, как кажется нам, бессмысленные движения ребенка сменяются достаточно целенаправлен­ными, когда он в первые полгода своей жизни научается хватать игрушки и тянуть их в рот. Затем уже наступает очередь игры, особенно игры подвижной. Мир вокруг расширяется в букваль­ном смысле слова. Это уже двор или лужайка, где известен каж­дый камешек и каждый кустик, каждая кочка и выбоина. Но человек взрослеет. Игра сменяется трудом, который есть не только манипуляция с предметами, но и все более тонкое вос­приятие пространства и все более сложная его структурация.

В смене этих типов деятельности возникает то, что можно назвать личным пространством, то есть тот фрагмент простран­ства, который не может быть отделен от данного …
человека. Это не только та часть пространства, которую занимает человек своим телом, но и некоторая область, лежащая вокруг него. Тело чело­века как вы расширяется, пространство вокруг него становится частью этого тела и приобретает чувствительность почти такую же, что и кожа. Проникновение в это личное пространство всегда связано с ощущением дискомфорта и даже опасности. Человек в этом случае начинает обороняться — либо пассивно, отодвигаясь от "агрессора", или как-то иначе выражая недовольство этой непрошеной близостью.