ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Раздел 7. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

7. 1. МЕСТО ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 

Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает решающее значение в философии на рубеже ХIХ–ХХ веков, когда она …
становится, с точки зрения Л. Шестова, «душой философии». Эти оценки подтверждаются тем, что в центре внимания, начиная с выдающихся философов Нового времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.), были проблемы гносеологии. Процесс становления гносеологии как относительно самостоятельной науки начался с XVII века, завершение этого процесса произошло в ХХ веке.

Это обстоятельство обусловливает тот факт, что сам термин «теория познания» появился только в ХIХ столетии у последователей И.Канта. В настоящее время наряду с понятием «теория познания» используются также его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология – в английской.

7. 2. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

 

Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность. Познание – форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Субъектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определённом смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе.

Становление субъекта познания предполагает формулирование познавательной задачи, выбор средств и методов познания.

Рассмотрение познания в единстве с практикой позволяет объяснить, почему познание является не абсолютно самостоятельным видом деятельности, а процессом, детерминированным потребностями практики. Именно запросы практикистимулируют познавательную деятельность. Развиваясь под воздействием практических потребностей жизни общества, познание совершенствуется вместе с развитием общественной практики.

Практика рассматривается также как основа познания.Этим положением иллюстрируется то обстоятельство, что познание формируется на основе всей общественной деятельности людей.

Практика является также источником познания.Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается, обрабатывается, а также – оборудованием и техническими средствами.

Полученные усилиями познания данные используются на практике. Именно практика является областью применения выработанных знаний, сферой воплощения их в конкретные замыслы. Это позволяет говорить о том, что практика выступает как цель познания. Практика в процессе познания выполняет также роль критерия истины, проверяя достоверность полученных знаний.

7. 3. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ

 

Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Восприятие– это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений.

Представление– третья форма чувственного познания.Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти и воображения. Каков механизм возникновения представлений? Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

загрузка…

Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.

Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

 

7. 4. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ

 

Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.

Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Более сложной формой мышления (в сравнении с понятием) является суждение. Суждение – это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. П.

Суждение – одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.

Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.

 

7. 5. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ.

ИСТИНА, ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ЛОЖЬ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

 

Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл

В гносеологии понятие «истина» употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях.

Еще со времен античности существует трактовка истины как знания, которое соответствует действительности (вещам, предметам, явлениям). Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле.

Характеристиками истины являются её абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность. Постижение истины представляет собой процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Однако этот итог не окончательный, а в каждом конкретном случае – промежуточный.

Истина как процесс представляет собой движение знания от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной– к истине абсолютной. Под абсолютной истиной понимается абсолютно точное, полное, верное, под относительной истиной – относительно точное, относительно полное, относительно верное отражение действительности в сознании.

Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина, напротив, может быть охарактеризована как истина вечная, которая никогда не может быть изменена в будущем.

Истину характеризует и такое свойство, как ее конкретность. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места – времени.

 

Истина относительна, во-первых, потому, что отображает определённый, ограниченный во времени и пространстве процесс, то есть получена для определённых условий, конкретна и тем самым не полностью, а лишь частично может быть применена в других условиях. Во-вторых, истина оказывается относительной даже в данных границах. Вследствие бесконечной сложности любого процесса и исторической ограниченности наших знаний в каждую эпоху мы познаём любой процесс, предмет, явление не до конца, но лишь приблизительно точно.

Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективнапо своему содержанию и субъективна по форме выражения. При этом объективность истины является свидетельством того, объективная истина находится в сознании человека, но по своему содержанию не зависит от сознания человека. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Не случайно К. Поппер отмечал, что классическая концепция понимает под истиной нечто, не зависящее от субъективной точки зрения, и поэтому может считаться теорией объективной истины.

 

 

7. 6. НАУКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

7. 6. 1.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Следует различать обыденное и научное познание, так как не все знания, которые соответствуют действительности, носят научный характер. Наряду с научными истинами существуют истины, принадлежащие обыденному знанию. Каковы особенности научного познания в сравнению с обыденным?

Во-первых, обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Поэтому не случайно эти знания называют практическими знаниями. Они регламентируют различные сферы человеческой жизнедеятельности: сохранение здоровья (народная медицина), организацию хозяйственной деятельности (практический опыт обработки земли, растениеводства и т. п.). Научное познание возникает также из потребностей практики.

Во-вторых, обыденное познание ориентировано на описание явлений, в то время как научное познание имеет целью выявление закономерностей. Наука ставит своей целью объяснить законы, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы в процессе человеческой жизнедеятельности.

В-третьих, обыденное познание оперирует знаниями (сведениями, верованиями и др.), истинность которых проверяется наличной практикой, т. е. массовым практическим опытом.

В-четвёртых, научное познание не может осуществляться только средствами обыденного языка и методов каждодневной практической деятельности. Научное познание предполагает разработку и использование специализированных методов и средств познания.

В-пятых, субъект обыденного познания формируется в процессе социализации человека. Субъект научного познания требует специальной подготовки, позволяющей вести освоение методов и средств научного познания. Подготовка субъекта научного познания требует также усвоения им моральных ценностей: установки на необходимость постижения истины, запрета на искажение истины во имя каких-либо целей и др.

 

7. 6. 2. ПОНЯТИЯ «ПРЕДНАУКА» И «НАУКА»

 

Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов действительности. Наука – это особая сфера познавательной деятельности, направленная на выработку, теоретическую систематизацию и обоснование объективных знаний о мире. Как было уже отмечено, формирование науки в собственном смысле связано со становлением математики.

Научные дисциплины, которые в своей совокупности образуют науку, можно подразделить по предмету исследования на науки естественные, общественные (гуманитарные и социально-экономические), технические. По своему непосредственному отношению к практике науку подразделяют на две больших отрасли: фундаментальные науки и прикладные. Задачей фундаментальных наук является изучение законов природы, общества, мышления безотносительно к их возможному практическому использованию. Поэтому фундаментальные науки опережают в своём развитии науки прикладные. Прикладные науки имеют своей целью использование результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных проблем, но и социально-практических.

Итак, наука в её современном виде включает в себя следующие составляющие:

− познавательную деятельность, имеющую целью изучение объективных законов природы, общества и мышления;

− систематизированное объективное знание о мире;

− социальный институт, обеспечивающий функционирование познавательной деятельности.

− . 6. 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО МЕТОДЫ

− Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В основе разделения этих уровней познания лежит выделение в научном познании эмпирического и теоретического исследований. Эмпирическое познание характеризуется непосредственным изучением реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Эмпирическое познание направлено непосредственно на объект. На этом уровне осуществляется накопление информации об объекте путем проведения реального наблюдения и реального эксперимента. Здесь производится первичная систематизация полученных данных. Кроме того, на этом уровне научного познания благодаря обобщению научных фактов достигается возможность формулирования некоторых эмпирических закономерностей.

− Эмпирическое исследование базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с объектом исследования благодаря осуществлению наблюдения и эксперимента. Поэтому средства эмпирического исследования включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального эксперимента. Итак, эмпирическое познание (в отличие от теоретического) характеризуется особыми средствами и методами научного познания.

− Реальное наблюдение является исходным методом эмпирического познания. Реальное наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие, обусловленное задачами исследования. Из этого определения следует, что наблюдение организуется исходя из задач исследования. Поэтому внимание наблюдателя концентрируется только на тех явлениях, которые обусловлены этими задачами.

− Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Описание результатов наблюдений позволяет сделать эмпирические обобщения, сравнивать изучаемые объекты по тем или иным параметрам. Требования, которые предъявляются к научному описанию: оно должно быть объективным, полным, точным.Эмпирическое познаниеспособнообнаружить действие объективного закона, но только в форме эмпирической зависимости, которая является результатом индуктивного умозаключения. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-истинное знание. Многие законы наук вначале были выявлены в форме эмпирической зависимости.

− Многие науки прошли первоначальную, «описательную» стадию своего развития. Наблюдение как метод познания оказывается востребованным в тех науках, которые находятся на описательно-эмпирической ступени развития.

− Реальный эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Реальный эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях осуществляется изучение объекта познания. При проведении экспериментов должны соблюдаться следующие условия: наличие цели и задач исследования, а также определённого уровня технических средств, необходимых для его реализации. Эксперимент осуществляется на основе теории, благодаря которой определяются не только цель и задачи исследования, но и производится интерпретация его результатов.

− Современная наука использует разные виды эксперимента. В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, их подразделяют на исследовательские и проверочные.Исследовательские эксперименты позволяют обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

− Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это процедура, благодаря которой определяются количественные значения свойств изучаемого объекта с помощью специальных технических устройств.

− 7. 6. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО МЕТОДЫ

− Теоретический уровень научного исследования – более высокая ступень научного познания. Как было уже отмечено, эмпирическое и теоретическое познание различаются средствами и методами исследовательской деятельности. В этом смысле в теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории.

− Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы теоретического. Гипотезы и теории формируются благодаря теоретическому осмыслению научных фактов, получаемых на эмпирическом уровне. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без теоретических знаний. Эмпирическое познание основывается на теоретических идеях, которые определяют направление этого исследования, обосновывают применение тех или иных методов, тех или иных ранее известных форм причинной обусловленности явлений.

− Мыслительная деятельность исследователя в процессе теоретического познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализацияпредставляет собой мысленное конструирование понятий о объектах, не существующих в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс идеализации предполагает исключение из рассмотрения свойств, которые присущи реальному объекту. Примером идеализации является, в частности, понятие «точка», под которой понимают тело, лишенное всяких размеров. Этот абстрактный объект, не имеющий измерений, используется при описании движения.

− Специфическим методом теоретического познания является мысленный эксперимент. Его также называют идеализированным экспериментом, потому что в отличие от реального эксперимента здесь оперируют идеализированными свойствами объекта.

− Мысленный эксперимент может иметь самостоятельное значение в научном познании, если существуют весомые ограничения для проведения реального эксперимента. К таковым относятся финансовые трудности, отсутствие материальной базы для проведения эксперимента, внешние воздействия, искажающие его результаты, и др.

− Важным методом теоретического познания является формализация. Под формализацией понимается отображение результатов мышления в точных понятиях. Для осуществления формализации необходимо: наличие определенного набора знаков и наличие правил, по которым из исходных знаков могут быть получены «формулы» и благодаря которым можно переходить к другим формулам.

− Выражение теоретических положений науки в виде знаковой системы имеет большое значение для познания. Но при этом следует иметь в виду, что формализация возможна только при учете ее содержательной стороны. Это означает, что важной ступенью формализации является интерпретация математических формул, то есть выявление их эмпирического смысла.

 

 

[1] Огурцов А. П. Субстанция // Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. – С. 632.

[2] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990.– С. 633.

[3] Ницше Ф. Так говорил Заратустра //Ницше Ф. Соч. В 2-х т. – Т. 2. – М., Мысль, 1990. – С. 9.

 

[4] Камю А. Миф о сизифе. Эссе об абсурде // В сб. «Сумерки богов». – М.: Изд. политической литературы, 1990. – С. 24-25.

[5] Цит. по: Bovone L. Al centro della cultura postmoderna: I nuovi intermedi sociali // Studi di sociologia. Milano, 1993. – №4. – Р. 345–363.

[6] Бауман З. Там же. – С. 90.

[7] Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997. – С. 158.

 

[8] Там же.