Культура как система переживаемых ценностей

Во всех перечисленных подходах можно увидеть полезное, а главное — увидеть, что все они приблизительно одинаково очерчивают круг тех явлений, которые мы можем назвать культурой. Однако желательно дать такое общее описание культуры (на строгое определение вряд ли можно пре­тендовать), в котором необходимым образом содержалось бы отношение человека, каждой отдельной личности к культуре.

С этой позиции культура выглядит как система переживаемых ценностей. В этом определении содержатся три пока еще неясных понятия. Рассмотрим хотя бы кратко каждое из них. Понятие ценности по смыслу своему связано с оценкой. Действительно, когда мы говорим, что нечто является ценностью для человека, мы имеем в виду, что человек положительно оценивает это нечто. И не обяза­тельно, чтобы эта оценка имела какой-либо …
материальный смысл, ведь бессмысленно оценивать в какой-либо валюте материнскую любовь, верность друга, красоту и т.п.

Но когда мы говорим о ценностях, мы можем иметь в виду не только те явления, существование которых для нас полезно, желательно, и потому имеет положительный смысл. Возможно существование таких явлений, которые имеют нежелательный для нас характер, и мы также не можем придать им прямой материальный смысл. Это отрицательные ценности: убийство, пре­дательство, хамство, — все это тоже некоторым образом ценности, поскольку связаны с некоторой оценкой, в данном случае — отри­цательной.

Однако ценности могут быть не только абсолютными, то есть такими, которым нельзя сопоставить материальные ценности. Есть и другие, как бы "сниженные". Например, верность фирме, то есть стаж работы на одном предприятии в Японии поощряется вполне материально — добавкой к зарплате. И это вовсе не значит, что сама по себе верность перестает быть некоторой ценностью.

Понятие переживания надо понимать не только и не столько в смысле непосредственного чувственно-образного или эмоцио­нального переживания. Разумеется, и положительные и отрица­тельные ценности каким-то образом переживаются эмоционально

Но человек более сложное существо, и под переживанием мы договоримся понимать всякое погружение некоторой сущности во всю полноту человеческого духовного мира, принятие этой сущности внутрь своего интимного существования. При таком понимании переживания мы не сможем обойти другие области человеческого духовного мира — интеллектуальную и волевую. Человек не только переживает эмоции по какому-то поводу, он также осмысливает этот повод и что-то решает, совершает какое-то волевое движение. Разумеется, в разных случаях эти разные сферы духовного мира человека представлены с разной интенсив­ностью. Скажем, произведение искусства уместнее переживать эмоционально. Но это не исключает того, что человек может отнестись к этому же произведению и с интеллектуальных пози­ций или примет в связи с ним какое-то решение, скажем, как это бывает явно в подростковом возрасте, сочтет необходимым стать похожим на главного героя какой-либо повести.

Системой же мы эти ценности называем потому, что они вза­имосвязаны, что они входят друг с другом в самые сложные отно­шения, не существуют в отдельности и определяют смысл друг друга.