Культура как духовная жизнь

В конце этого раздела я хочу обратиться к одному, как мне кажется, важному вопросу. Это проблема различения материальной и духовной культуры. Считается, что культуру можно разделить как бы на две части — материальную (куда входят орудия труда, предметы обихода, строения и т.д.) и духов­ную (религию, искусство, философию, литературу и др.). Разуме­ется, нельзя не согласиться, что мы имеем в последнем случае чисто духовные явления. Но заметим, что несмотря на сугубую свою духовность, все они связаны с какой-либо вещественной формой. Так, религия — это не только чисто духовные движения, не только система чрезвычайно интимных переживаний связи с верховной духовной силой, лежащей в основе этого мира и придающей ему какой-то смысл, но это еще и определенный ритуал, представляющий …
в каком-то очень простом смысле некото­рую сумму физических действий человека: произнесение каких-то — слов, поклоны, может быть, ритуальный танец, вполне физическое убиение жертвенных животных и т.п. Искусство представляет нам не только некоторую духовную сущность — художественный образ, но с некоторой точки зрения (скажем, реставратора) является вполне вещественным объектом: холстом с нанесенными на него красками, куском мрамора или отлитой бронзой, звуками, движениями человека и т.д. Эта физическая, вещественная форма существования характерна для всей духовной культуры, хотя и не делает ее культурой материальной.

Рассмотрим теперь то, что называют материальной культурой. Разумеется, в ней также присутствует материальное начало. Это скажем, металл, из которого сделан топор, дерево или камень, использованный для постройки и пр. Однако рассмотрение всех этих вещественных форм с точки зрения не науки о сопротивлении материалов или механики, или химии, а с точки зрения культурологической должно производиться таким образом, чтобы выяснить, какие человеческие духовные способности и особенности сделали возможным и необходимым создание этого предмета. И тогда мы увидим, что жилище — это не только некоторое помеще­ние, где можно защититься от непогоды и нежданных гостей, но и определенным образом, а именно в соответствии с некоторыми духовными потребностями организованное пространство, маленький очеловеченный мир. Вспомним красный угол в русской избе или строение монгольской юрты, воспроизводящей буддийские космогонические представления. То же можно сказать и о любом другом предмете материальной культуры. И дело тут не только и не столько в том, что, скажем, керамический горшок может быть еще и украшен некоторым, имеющим художественный смысл узором. Это всего лишь внешнее обстоятельство. Важно тут другое: что в этом горшке заключены способности человека по преобразованию вещества (глины) и его представления о должном (то есть определенный идеальный образ горшка), в соответствии с которым данный горшок сделан. Даже современные многоквартирные дома, в которых мы можем видеть некоторый символ бездуховности, тоже суть явления духовные, поскольку связаны с определенным отношением (наплевательским, скажем) к будущим жильцам. Это отношение тоже есть некоторый тип духовности.

Все это приводит нас к мысли о том, что рассмотрение любого предмета с точки зрения культурологической должно начинаться с признания его духовной сущности.

 

Вопросы для обсуждения

· Что такое определение? Как возможно определение через ближайший род и видовое отличие?

· Какие определения приводятся в данном разделе? Какое из них представляется вам более приемлемым?

· Возможно ли еще какое-либо определение культуры?