КТО ПРИМЕНЯЕТ КРИТЕРИЙ

 

В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не содержится указаний на то, к каким налогоплательщикам относятся приведенные в Приложении N 3 к Приказу показатели налоговой нагрузки. В связи с этим можно предположить, что они касаются всех налогоплательщиков.

Однако, как известно, налогоплательщики могут применять не только общий режим налогообложения. Так, налогоплательщик может применять ЕНВД, который рассчитывается исходя из вмененного дохода. При этом выручка от деятельности фактически может быть существенно больше. А ставка ЕНВД составляет 15% (ст. 346.11 НК РФ), в отличие от ставки по налогу на прибыль в 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

В связи с этим, использовать данный критерий в отношении налогоплательщиков, применяющих исключительно ЕНВД, нелогично, поскольку у них налоговая нагрузка …
не связана с получаемой выручкой, а зависит от величины вмененного им дохода.

Также из Общедоступных критериев оценки рисков непонятно, должны ли при определении налоговой нагрузки учитываться налоги, которые уплачиваются в качестве налогового агента (например, НДФЛ). При этом заметим, что в описании данного критерия упоминается лишь налогоплательщик.

 

УЧИТЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД

 

В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не раскрывается, за какой период следует определять налоговую нагрузку. Однако налоговики привели расчет за календарный год.

Поэтому и вам при расчете своей налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных вами налогов и выручки (оборота) в целом за год.

Речь идет только о суммах, фактически уплаченных в календарном году. То есть в расчет попадают суммы, начисленные за предыдущий период, но перечисленные в этом году, и не включаются суммы налогов за текущий период, которые вы фактически уплатите в следующем году.

Об этом косвенно свидетельствует формулировка абз. 3 п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков, согласно которому при расчете показателя налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за основу берется сумма уплаченных налогов по данным отчетности налогового органа. Чтобы сравнение показателей "налоговая нагрузка по видам экономической деятельности" и "налоговая нагрузка у налогоплательщика" при применении рассматриваемого критерия было сопоставимым их следует рассчитывать по одинаковой методике.

 

Налоговый орган отражает свою отчетность в информационной базе — карточке "Расчеты с бюджетом" (карточка РСБ). В ней налоговый орган, в частности, фиксирует (п. 2 разд. I, п. 1 разд. IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, Приложение N 1 к этому Приказу):

— начисленные суммы налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Они заносятся на основании деклараций, представленных налогоплательщиком, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;

— суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые налогоплательщик перечислил в бюджет;

— разницу между поступившими и начисленными платежами.

 

РАССЧИТЫВАЕМ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ

 

Чтобы определить, не попадаете ли вы в зону риска по критерию низкой налоговой нагрузки, необходимо сначала рассчитать вашу налоговую нагрузку.

В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не раскрывается, как это нужно делать. Налоговики не приводят формулу расчета.

Однако в них содержится пояснение, что приведенные показатели налоговой нагрузки определялись как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налогоплательщиков, представляемой в налоговые органы, и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат).

В связи с этим налоговую нагрузку правильно будет рассчитывать по формуле:

┌─────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌───────────────────────┐

│Налоговая│ │ Сумма налогов, │ │ Сумма бухгалтерской │

│ нагрузка│ = │ уплаченных по данным │ / │ выручки за год │ x 100%.

│ (НН) │ │ отчетности в течение │ │без учета НДС и акцизов│

│ │ │ года │ │ │

└─────────┘ └───────────────────────┘ └───────────────────────┘

При расчете налоговой нагрузки в сумму уплаченных в течение года налогов не включаются страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Это связано с тем, что указанные страховые взносы не входят в систему налогов РФ (гл. 2 НК РФ).

Сумму выручки нужно брать по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за минусом НДС и акцизов. Дело в том, что органы статистики определяют выручку организаций на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которую организации представляют им в соответствии с ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом в отчете о финансовых результатах выручка отражается за вычетом НДС и акцизов (Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

 

Например, организация "Альфа" в течение 2013 г. уплатила налоги в общей сумме 7 750 140 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 67 560 300 руб.

Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2013 г. равна 11,47% (7 750 140 руб. / 67 560 300 руб. x 100%).