Краткое описание языка высокого уровня BASIC

Читайте также:
  1. IDL-описание и библиотека типа
  2. II. Общее описание устройства
  3. II. Служебные части речи в морфологической системе современного русского языка.
  4. II. Темы и краткое содержание
  5. II. Техническое описание прибора
  6. II.1. Политический процесс на региональном и муниципальном уровнях.
  7. U.S. Again Uses Enemy Combatant Label to Deny Basic Rights
  8. VIII. Библиографическое описание публикации
  9. А — расположение колонн в одном уровне; б — расположение колоннв разных уровнях; 1 — внутренняя грань стакана; 2 — наружная грань условной колонны
  10. Акустические СИ уровня
  11. Алгоритм прямого счета и описание шаблонов
  12. Алфавит языка Паскаль

Наименование BASIC является сокращением английских слов «Beginner’s All-purpose Symbolic …
Instruction Code», что в переводе означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих».

Алфавит языка BASIC содержит 26 прописных латинских букв, цифры от «0» до «9», точку, запятую, кавычки, знаки арифметических операций +, -, /, *, ^, знаки отношения: <, >, =, >=, <= < >. Русский алфавит используется только для написания комментариев.

Константы – данные, имеющие в процессе выполнения программы единственное значение, определенное в исходном тексте программы.

Переменные – данные, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы. Типы данных представлены на рис.5.

 

 

Константы

Рис.5. Представление данных в языке BASIC

 

В качестве типов данных используют :

· арифметические (числовые) константы и переменные;

· строковые (текстовые) константы и переменные.

Арифметические константы:

1. целочисленные константы – целые числа от -32768 до +32767 (2 байта);

2. константы с фиксированной точкой, используют десятичную точку, т.е. имеют целую и дробную части числа;

3. константы с плавающей точкой, состоят из мантиссы (mx ) –с фиксированной точкой, порядка числа ( р ) , q – основание системы счисления:

X=mx*qp

Знак числа определяет мантисса, она может быть представлена с простой точностью (Е) или двойной (D). Рассмотрим некоторые из примеров представления чисел:

Строковая константа представляет собой заключенную в кавычки последовательность любых символов. Переменные также делятся на:

· числовые переменные;

· строковые переменные.

Имена переменных могут быть до 40 символов (латинские буквы, цифры).

Существует 2 способа определения типа переменной.

При первом способе тип простой переменной определяется последним символом в имени:

$ — строковая;

% — целочисленная (2 байта памяти);

! – числовая переменная с простой точностью (4 байта памяти, 6 цифр после запятой);

# — числовая переменная с двойной точностью (8 байт памяти, 14 цифр после запятой);

& — длинное целое.

Примеры представления различных переменных имеют вид:

BAX! – переменная с простой точностью;

BAX% — целочисленная переменная;

RUBL% — целочисленная переменная.

Во втором способе используют специальные операторы описания:

DEFINT A – целое — %;

DEFLNG A – длинное целое — &;

DEFSNG A – обычная точность — !;

DEFDBL A – двойная точность — #;

DEFSTR A – строковая — $.

Переменная с индексом позволяет обращаться к элементам массива.

Массив –это упорядоченная совокупность однотипных величин, чтобы обратится к массиву, нужно указать имя массива. Задание в программе имени массива, типа элементов и их количестваназывается объявлением массива и обязательно производится до первого использования переменных массива. Оператор DIM выполняет эту задачу.

Пример:

DIM GR%(24) – одномерный массив;

DIM GR!(5,10) – двумерный массив.

Рассмотрим основные операторы языка BASIC.

CLS – очищает экран: текстовую или графическую области просмотра. Если была установлена графическая область просмотра с помощью VIEW, то очищается только графическая область просмотра. В противном случае очищается текстовая область просмотра или весь экран.

INPUT – оператор выполняет операцию ввода информации с клавиатуры в оперативную память компьютера. Этот оператор используется для диалога между пользователем и компьютером.

Пример:

Команда в программе Результат на экране монитора.

INPUT k — ?;

INPUT “k=”,k — k=;

INPUT k1, k2, k3 — ? ;

INPUT a1$, k1, a2$, k2 — ? ;

В результате выполнения оператора в первом случае на экране дисплея появится «?» и компьютер будет ожидать ввода числа «К» с клавиатуры, т.е. надо ввести с клавиатуры нужное число и нажать на клавишу ввода ENTER.

Количество вводимых данных должно соответствовать количеству переменных в списке. Если введено недостаточное количество значений, то компьютер вновь выводит знак «?» и ждет дополнительного ввода данных, избыточные значения игнорируются. В третьем и четвертом примере показано, что с помощью одного оператора можно вводить как несколько чисел, так и несколько разных типов констант.

REM – оператор позволяет включать комментарий в программу. Формат: REM<произвольный текст>. Оператор REM относится к невыполняемым операторам и не оказывает никакого влияния на порядок работы программы. Он используется только на уровне транслятора и его единственная задача — помочь в комментарии фрагмента программы.

PRINT – оператор обеспечивает вывод информации в монитор, как числовой, так и символьной.

Пример1: PRINT «Исходные данные»

PRINT X,Y

В результате выполнения первого оператора PRINT на экране будет напечатан текст «исходные данные», начиная с первой позиции строки экрана, во втором случае напечатаются значения «X» и «Y», из памяти на момент их печати.

Пример 2: PRINT «Значение Х=»;Х, «Значение Y=»;Y

Этот пример демонстрирует одновременное применение в операторе вывода текста и значения числа. Если X и Y соответственно равны 50 и 70, то после выполнения этого оператора на экран будет выведено: значение X=50 и значение Y=70.

Для вывода информации на принтер используют следующую форму оператора: LPRINT.

LET – оператор присвоения значения выражения, стоящего справа от знака « =» , переменной стоящей слева от знака «=». Переменная и выражение должны быть или оба числовыми или оба символьными.

Имя оператора LET может быть опущено.

Пример:

10 LET A=1

20 A=1

100 X= X*2+B

Числа 10, 20 и 100 – являются метками. Используя метку можно ссылаться на конкретный оператор.

В операторе меткой 100 происходит вычисление переменной X по формуле X=X*2+B, причем, здесь, заранее должно быть присвоено значение переменных X и B в программе.

DATA – данный оператор служит для предварительной подготовки и хранения в памяти значений исходных данных.

Формат оператора: DATA <список констант>. Константы в списке разделяются между собой запятыми.

Пример: DATA 10,20,5,0.5

В программе может быть несколько операторов DATA. Интерпретатор объединяет их всех в один блок в том порядке, в каком они встречаются в программе. Операторы могут стоять в любом месте программы.

READ – осуществляет ввод данных, значения которых представлены в операторе DATA.

Формат оператора: READ<список переменных>

Пример: DATA 10,20,5,0.5

READ A,B,S,D

После выполнения этих операторов переменные примут следующие значения: A=10, B=20, C=5, D=0.5.

GOTO – оператор безусловного перехода, осуществляет переход к выполнению другого оператора, записанного в строке с указанным номером. Формат оператора: GOTO<№ оператора куда перейти>

Пример: GOTO 200 , т.е. перейти к оператору с номером 200.

Условные операторы. Они служат для изменения порядка выполнения операторов в зависимости от какого-либо условия. Условные операторы использоваться для организации циклов и разветвлений.

Общий вид оператора:

IF…THEN…ELSE…

IF<условие> THEN [блок операторов1] [ELSE [блок операторов2]]

Где <условие> логическое выражение

IF< условие > THEN<№ строки операторов>

IF< условие > ELSE <№ оператора>

Пример1:

IF x>0 THEN y=A*X*B ELSE Y=*X^2+B

Если <условие> = истина, то оператор 1

Если <условие> = ложь, то оператор 2

Очень часто вместо линейной формы записи оператора IF (приведена выше)используют блочную форму, особенно в тех случаях, когда размер блоков операторов очень большой и не вмещается в одну строку при написании их в среде программирования. Эта форма имеет следующий вид:

IF<условие> THEN

[блок операторов1]

ELSE

[блок операторов2]

END IF.

Операторы цикла. Цикл является самой типичной структурой алгоритмов, реализуемых компьютером. Поэтому для организации циклов в алгоритмических языках предусмотрены специальные операторы.

FOR…NEXT

Формат:

FOR<переменная цикла> = A TO B [STEP C]

… операторы

NEXT<переменная цикла> ,

 

где <переменная цикла> — числовая переменная, используемая как счетчик цикла.

A и B – числовые выражения, определяющие начальное и конечное условие цикла, C – величина приращения счетчика после каждого цикла. Если С=1, то обычно приращение не указывается.

Циклы FOR…NEXT могут быть вложенными друг в друга. Тогда каждый оператор цикла должен иметь своё имя переменной цикла (имя счетчика). Компилятору это безразлично, располагайте операторы между FOR и NEXT, с отступом на 2 или 3 пробела от края, выделяя, таким образом, структуру цикла.