Классификация измерительных шкал по видам используемых аналитических операций. Простая номинальная шкала, аналитические операции с ней. Правила её построения.


Шкалы по видам используемых аналитических операций (действий), направленных на выявление социальных показателей и индикаторов зависимой и независимой переменной:

1)Простая номинальная школа (шкала наименований), которая позволяет измерять качественные свойства единиц исследования и их видовое многообразие (например, место учебы в настоящее время).

Она устанавливает отношения равенства между свойствами, включенными В ОДИН КЛАСС, и является неупорядоченной. С её помощью можно измерить изменения в структуре свойств, но нельзя измерить изменения в их интенсивности.


Операции:

-Нахождение частот распределения по градациям шкалы в абсолютном или процентном выражении.

-Поиск средней тенденции по модальной частоте.

-Установление взаимосвязи между рядом свойств посредством перекрестных таблиц.

Правила построения: 1) правило непротиворечивости – объект может быть отнесен к одному и только одному классу явлений; 2) правило единого основания классификации свойств единиц исследования; 3) правило полноты – не должно быть ни одного объекта, не поддающегося в рамках шкалы отождествлению.

2)Частично упорядоченная шкала, которая измеряет свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении и устанавливает отношения больше — меньше этих свойств между несколькими, но не всеми из класса измеряемого явления. Поэтому такая шкала используется исследователями для измерения определённых установок, оценочных суждений респондентов, их мотиваций, особенностей их предпочтений и др.

3)Порядковая шкала, которая измеряет изменения в интенсивности присутствия значимого для исследования свойства у отдельных единиц социологического исследования в качественном выражении.

Порядковая шкала в обязательном порядке обладает своей внутренней структурой:

-ранги, которые характеризуются приписыванием измеримому социальному явлению определённого места в ряду других состояний этого явления (например, ранг предпочтения студентами при выборе ими определённой кафедры)

-баллы, которые отражают приписывание измеряемому состоянию явления оценочного значения в соответствии со шкалой оценки. Например, в настоящее время порядковая балльная шкала используется в структуре среднего образования – ЕГЭ.



Порядковая шкала устанавливает отношения последовательности «больше-меньше» между ВСЕМИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ КЛАССАМИ.

4)Метрическая шкала, посредством которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении, при этом устанавливаются не только отношения «больше – меньше» между ними, но и фиксируется величина интервала между изменением свойства при переходе от одной градации к другой. Например: «Сколько лет вы работаете в данной организации?», варианты: от 1 до 2, от 2 до 3, и т.д.

Особенность: полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами и отсчет начинается с произвольно выбранной величины (нет 0).

Операции с числами:

— все операции, разрешаемые для предыдущих шкал.

— коэффициенты парной и множественной корреляции, позволяющие количественно определить влияние изменения в значениях одной переменной на изменения в значениях другой переменной

5)Шкала пропорциональных оценок, с помощью которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в количественном выражении, устанавливает отношения «больше – меньше», фиксируется величина интервала с экспериментально установленной точкой отсчёта (нулевым значением).В социологии нет возможности интерпретации этого вида шкал.

Операции с числами: все доступные математические операции с натуральными числами.