Классификация философских направлений и принципов



онтологический аспект гносеологический аспект  
МОНИЗМ ДУАЛИЗМ гилозоизм ПЕССИМИЗМ ОПТИМИЗМ  
ИДЕАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ СКЕПТИЦИЗМ  
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИНЫЙ ИДЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ  
КРИТИЦИЗМ  
пантеизм  
МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ  
солипсизм  
АГНОСТИЦИЗМ  
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ    
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ  

В философии помимо принципов и направлений, представленных в данной классификации принято различать еще две стратегии философского познания, два альтернативных ее метода — метафизику и диалектику.

7. Обратите внимание на то, что статус философии в культуре можно определить через анализ целого ряда функций, выполняемых ею в культуре.

Критическая функция. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, теоретического обоснования. Философия постоянно критически анализирует наличное знание с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание действительно высших уровней, и, соответственно, отсеять все то, что имеет более частный характер.

Познавательная функция. С одной стороны, философия выступает формой познавательного отношения к миру, она познает мир. С другой стороны, философия изучает сущность непосредственно самого познания, его механизмы, возможности и границы познания, решает проблему отношения знания и реальности.

Культурологическая функция. В процессе открытия и анализа различных связей и отношений, возникающих в системе «человек – общество – природа», философия формулировала так называемые универсалии культуры, или общечеловеческие ценности

Методологическая функция. Велика роль философии как основного разработчика новых стратегий познания и преобразования действительности. На протяжении всей своей истории она выявляла и обосновывала различные орудия или средства познания, на которые впоследствии успешно опиралась наука. Философия сама является методом, поскольку всегда представляет собой определенную стратегию видения мира, открывающую всякий раз новые ориентиры для познавательной деятельности.

Интегративная функция. Философия выполняет в культуре роль высшего синтезатора знаний. Она интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей.

Мировоззренческая функция. Философия всегда есть некое видение мира, или, другими словами, мировоззрение. В ней отражаются обобщенные чувствования, интуитивные представления, а также взгляды на мир, преобладающие в тот или иной период истории. Она выражает дух эпохи.

Философия, интегрируя частнонаучные знания в общую картину мира, переводя их тем самым на мировоззренческий уровень, доступный для понимания любой зрелой личности, способствует формированию ориентиров, которые создают возможность для успешной адаптации человека в мире. Особенно роль философии возрастает в переломные исторические периоды, на изломе социальных преобразований, когда меняются или ломаются мировоззренческие установки, когда меняются образ и стиль жизни, когда обыденное и теоретическое сознание, находятся в неком хаотическом состоянии, и тогда философия выступает в роли мировоззренческой опоры.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

агностицизм — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать

соответствие познания действительности, а, следовательно, выстроить истинную

всеобъемлющую систему знания;

бытие -это категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего);

вульгарный материализм – направление в философии 19 века, упрощающее материалистическое миропонимание, а также отрицающее специфику сознания, отождествляющее сознание с материей;

гилозоизм – дуалистический принцип, утверждающий идею живой материи ;

диалектика – это, прежде всего, философская концепция развития; это такой способ

понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей,

взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения, развития;

диалектический материализм – философское учение, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира;

дуализм — философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к

другу начал: духовной и материальной субстанций;

идеализм — термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в

качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание,

загрузка…

мышление, разум);

материализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих

в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю;

монизм – философский принцип, рассматривающий многообразие явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего;

метафизика как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира;

объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую

надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию

(абсолютная идея, мировая воля и др.).

пантеизм – дуалистический принцип, согласно которому бог растворен в природе или

наоборот, природа в боге;

рефлексия – размышление, склонность анализировать свои переживания; в философии как рациональное постижение мира;

«скандал в философии» — название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои

тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких

признаваемых всеми философами в качестве очевидных;

солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве

единственной реальности чувственно воспринимающее Я;

субстанция – материальное или идеальноепервоначало всего существующего; то, что себе не

имеет причины, но является причиной всего существующего;

субъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает

сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы

самопознания и т.д.

УРОВЕНЬ 2 — ПРИМЕНЕНИЕ:

Задание 1. О каких специфических особенностях философии прямо или косвенно повествует фрагмент: «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях».

Задание 2. Аргументируйте, какую проблему заключает в себе фрагмент: «…Философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных, ибо то, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией, так как относится к конкретным областям научного знания».

Задание 3. Обоснуйте идею, заключенную во фрагменте:«…В истории философии не наблюдается прогресса, но вне истории философии, в принципе, нельзя понять, чем она является».

Задание 4. Аргументируйте данное утверждение и, исходя из этого, определите ценность философского познания: «…Парадокс философии в том, что в ней нет абсолютно истинных знаний, как и нет абсолютно ложных. Свою меру истинности могут содержать совершенно противоположные взгляды?»

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

1. Определите, что является конечной целью философии:

а) фундаментальные принципы и основы бытия системы «человек-общество-природа»,

б) Бог, в) нравственные ценности, г) мировоззрение, д) мир в целом

2. Назовите специфические черты философского познания:

а) общезначимость положений, б) поиск истины, в) подтверждаемость опытом,

г) критичность, д) отсутствие как абсолютно истинных, так и абсолютно ложных суждений.

3. Соотнесите исторические типы мировоззрения с признаками, которые им наиболее соответствуют:

1) мифология а) наличие канонов

2) религия б) синкретизм

3) философия в) логическая непротиворечивость

4) наука г) многовариативность подходов

4. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику следующих разделов философии:

1) натурфилософия а) учение о сверхчувственных

началах ипринципах бытия

2) онтология б) учение о человеке

3) гносеология в) учение о природе

4) философская антропология г) учение об обществе

5) социальная философия д) учение о познании

5. В каком из предложений выражена сущность основного вопроса философии?

а) Имеет ли мир границы, или он бесконечен? б) Познаваем ли мир?

в) В чем смысл жизни? г) Что первично: сознание или материя?

6. Соотнесите типы философского мировоззрения с представляющими их сущность суждениями?

1) материализм а) Мир в его объективных характеристиках не познаваем.

2) объективный идеализм б) Единственно существующим является только

чувственно воспринимающее Я.

3) агностицизм в) Природа есть отпустившая себя в инобытие

Абсолютная идея.

4) дуализм г) Природа есть бог – она причина самой себя.

5) солипсизм д) Я мыслю, следовательно, я существую.

6) субъективный идеализм е) Вселенная покоится в Боге.

7. О каких функциях философии повествуют фрагменты?

а) Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой

фрагменты знаний; у него сильная потребность в целостном, не разорванном

понимании мира как связного и единого. Для частных наук, занятых каждая своей

областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача.

Философия же вносит весомый вклад в ее решение.

б) Философия способствует уяснению самых общих оснований культуры вообще и науки

в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет,

не обосновывает.

в) Философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и

развития мира, тем самым создает и формирует общий способ познания этого мира,

и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной

области знания.

г) Через все философское размышление происходит связь времен, культурное развитие

человечества осуществляется как диалог.

8. Какое из суждений выражает наиболее существенную связь философии с мировоззрением?

а) Философия – это форма духовной деятельности, направленная на решение

мировоззренческих задач.

б) Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

в) Философия выполняет мировоззренческую функцию, поскольку она дает человеку

целостный взгляд на мир и позволяет ему определить свое место и роль в мире.

г) Философия – это исторический тип мировоззрения.

9. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования.

1) Диалектический метод а) источником движения полагает перводвигатель,

первотолчок;

2) Метафизический метод б) полагает бытие как самотождественное, единое;

в) исходит из того, что каждая вещь, явление – это

множество связей и отношений;

г) внутренним противоречиям отводиться роль движущей

силы;

д) односторонность познания.

10. Установите соответствие, характеризующее основные подходы к определению понятия «философия»:

1) Софийный подход а) Всякая философия – это исповедь ее автора; это

невольные и бессознательные мемуары, и ее источником

побуждение к знанию не является. Каждая философия

эзотерична, в ней каждое мнение, каждое слово есть

маска.

2) Эпистемный подход б) Философия есть свободная потребность субъекта; она

существует как внутренняя необходимость, которая

заставляет его дух двигаться дальше.

3) Технемный подход в) Философия – это упорядоченная, построенная по

законам логики, строгая система знаний,

отличающаяся формально от физики и т.п. только

общностью и большей ценностью предмета.

ОТВЕТЫ: 1) а; 2) г, д; 3) 1-б, 2-а, 3-г, 4-в; 4) 1-в, 2-а, 3-д, 4-б, 5-г; 5) б, г; 6) 1-г, 2-в, 3-а, 4-е, 5-б; 6-д; 7) а-мировоззренческая, б-культурологическая, в-гносеологическая,г-культурологическая; 8) б; 9) 1-в, г, 2-а, б, д; 10) 1-б, 2-в, 3-а.