Католичество и Православие


Распад Римской империи на Восточную и Западную реактуализировал существование на новом этапе двух народов – римского (латинского) и греческого (ромейского), с примыкающими к ним этносами-саттелитами. Церковное разделение было связано с историческим выбором пути соотношения христианской религии с историческими вызовами двух народов – Восточных христиан и Западных христиан.

Латинский мир стал основой западноевропейского народа, который в рамках единого государства (Западно-Римской Империи) просуществовал очень недолго, но сложился в западноевропейскую цивилизацию, скрепленную католической религией …
– с верховной властью Папы Римского, латинской мессой, целибатом клира и особым социокультурным стилем. Эту общность некоторые европейские философы, в частности, Э.Гуссерль, называли «европейским человечеством». С этносоциологической точки зрения, точнее было бы назвать это явление «европейским лаосом». В формировании этого «европейского лаоса», состоящего, в свою очередь, из нескольких довольно самостоятельных народов, основополагающую роль сыграло католичество.

Совершенно иначе сложилась судьба Восточно-Римской Империи, Византии, где государство просуществовало почти на тысячелетие дольше, чем в Западной Римской Империи. Византия стала формой исторического бытия народа ромеев, который также стал ядром распространения православной религии и центром особой восточно-христианской цивилизации. По византийской модели складывались народы и государства православного ареала – восточные славяне, а также кавказские и ближневосточные общества. Если Западная Европа представляла собой скрепленную католичеством цивилизацию, то Византия была религиозным центром и цивилизацией, но еще и государством. То есть здесь мы видим все три формы бытия народа одновременно.