Йохан Готфрид Гердер: народы как мысли Бога


Йохан Готфрид Гердер одним из первых мыслителей Нового времени попытался описать историю челов-ва как осмысленный и целенаправленный процесс, основными движущими силами которого являются народы. Понятие «народа» явл. центральным. Различие народов происходит из различия природных, исторических, социальных и психологических условий. Все народы различны, что выражается в различии их языков. А в языках проявляет себя изначальное сознание и свобода. Высшим же проявлением человечества является религия. Гердер утверждал, что структура языка предопределяет структуру мышления. Каждый народ …
совершенно уникален и что различие является не ограничением, но богатством.Различие между обществами показывает, насколько каждое из них уникально и самобытно, а не насколько оно «отстало» или, напротив, «соответствует времени».

Нельзя мерить один народ по меркам другого, поскольку каждый народ несет в самом себе стандарт своего совершенства, полностью не зависимый от стандарта другого народа. Гердер утверждает, что «каждый народ несет в самом себе центр своего счастья, как пуля свой центр тяжести». Для него народы – это «мысли Бога», его проявления.

Он понимал под концептом «dasVolk» одновременно «этнос» и «народ» как их понимает этносоциология, но не «нацию». «Нация» как явление эпохи Модерна и конструкт третьего сословия является классовым образованием и неразрывно связана с гос-ом. Гердер, особенно в ранних работах, резко критикует инструментальное использование понятия «народа» в полит. целях, любые формы национализма (наступление одного народа на другой есть, согласно Гердеру, покушение на «мысль Бога» и «замысел Провидения») и попытки иерархизировать «народы» по любой шкале – расовой или эволюционной. Более того, Гердер жестко выступает против классовой стратификации народа. «В гос-ве должен быть только один класс, — пишет он, — это народ, но не толпа, и к этому классу должен принадлежать как король, так и простой крестьянин». Он признает иерархизацию внутри народа (наличие стратификации – признак народа как «лаоса»), но отрицает «классовое расслоение», отбрасывая нацию как искусств. конструкт.

Симпатии к этничности (хотя и без использования самого этого термина) проявляется у Гердера еще и в том, что он подчеркивает достаточность самых простых обществ («дикарей») и призывает «вживаться» в них, чтобы их понять и восстановить себе картину того, как они понимают мир со своей позиции.



Гердер утверждает, что в основе народа лежит его дух, который он называет «народный дух» и отождествляет с «культурой». Гердер одним из первых в Европе использует термин «культура» в его современном понимании – как совокупность обычаев, обрядов, верований, установок и ценностных систем, определяющих образ и идентичность общества.