Измерение длины маршрута

Длину маршрута измеряют по карте обычно курвиметром (рисунок 105). Стандартный курвиметр имеет две шкалы для измерения расстояний по карте: с одной стороны метрическую (от 0 до 100 см), с другой стороны дюймовую (от 0 до 39,4 дюйма) Механизм курвиметра состоит из обводного колеса, соединенного системой зубчатых передач со стрелкой. Для измерения длины линии на карте следует предварительно вращением обводного колеса установить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление шкалы, а затем прокатить обводное колесо строго по измеряемой линии. Полученный отсчет по шкале курвиметра необходимо умножить на величину масштаба карты.

Правильность работы курвиметра проверяют путем измерения известной длины линии, например расстояния между линиями километровой сетки на карте. Погрешность в измерении линии длиной 50 см курвиметром …
составляет не более 0,25 см.

 

 

 

Рисунок 105 – Курвиметр КУ А; 1 – Корпус; 2 – шкала; 3 – стрелка; 4 – указатель; 5 – обводное колесо

 

Протяженность маршрута на карте может быть измерена также циркулем измерителем (см. подразд.6.9.1).

Измеренная по карте длина маршрута всегда будет несколько короче действительной, так как при составлении карт, особенно мелкомасштабных, дороги спрямляют. В холмистой и горной местности, кроме того, имеется значительная разность между горизонтальным проложением маршрута и его действительной длиной из-за подъемов и спусков. По этим причинам в измеренную по карте длину маршрута необходимо вводить поправку. Поправочные коэффициенты, таблица 45, для разных типов местности и масштабов карт неодинаковы.

 

Таблица 45 – Поправочные коэффициенты

 

  Поправочный коэффициент для карты масштаба
1:50 000 1:100 000 1:200 000 1:500 000
Равнинная 1,0 1,0 1,5 1,5
Холмистая 1,05 1,10 1,15 1,20
Горная 1,15 1,20 1,25 1,30

 

Из таблицы видно, что в холмистой и горной местности разность между, измеренной по карте и действительной протяженностью маршрута значительная. Например, измеренная по карте масштаба 1:100 000 горного района длина маршрута равна 150 км, а действительная длина его будет 150·1,20=180 км.

Поправку в длину маршрута можно вводить непосредственно при его измерении по карте циркулем-измерителем, устанавливая «шаг» циркуля-измерителя с учетом поправочного коэффициента.