Из биографии слов и фразеологизмов

Оказывается, эти фразеологизмы не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к сло­ву нос как обозначению части лица.

По древнему обычаю жених приносил родителям невес­ты нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появи­лись выражения показать нос, водить за нос (вводить в заблуждение, дурачить).

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу (хорошенько запомнить). Носом в старину называли па­мятную дощечку, бирку, которую носили с собой (здесь нос — от глагола носить) неграмотные люди, делая на ней различные зарубки. (А.Арсирий)

298.Прочитайте и укажите значение фразеологических оборотов
(при затруднении используйте словари). Спишите, с выделенны­
ми …
фразеологизмами составьте предложения.

Иметь значение, играть роль,играть первую скрипку, проходить красной нитью, положить под сукно,ув..нчать лаврами, подве..ти итоги, прилагать усилия, занимать первое место, предпринять шаги, принять меры,оставляет желать много лучшего, вскрывать недостатки, произвести впечатление,головой ручаться.

299. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при упо­
треблении глаголов и использовании фразеологических оборотов.
Исправьте предложения.

1) Русские войска совершили победу. 2) Гоголь вскры­вает самодержавно-крепостническую Россию. 3) Оне­гин мечется в поисках применения своих сил. 4) Пейзаж имеет в романе большую роль. 5) Положительные художе­ственные образы играют огромное воспитательное зна­чение.

300.Спишите. Укажите вид глаголов, в которых пропущены
буквы, и обозначьте корни. Подчеркните чередующиеся глас­
ные.

1) Дуновение живой силы к..снулось сердца матери, бу­дя его. 2) Нет ничего, что не к..салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и слага­лись в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл..гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул го­лову, закрыл глаза и зам..р. 6) Всё странно зам..рало в су­мрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт..р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт..рать снова. 8) Он любовно заж..гал дрова.

(М. Горький)

301. Спишите, заменяя выделенные существительные одноко-
ренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При
затруднении проверьте по орфографическому словарю. Среди об­
разованных вами глаголов подчеркните непереходные.

Проп..ведьновых взглядов, р..фератстатьи, пропагандаюр..дических знаний, стабилизацияположения, ч..ствоудовлетворения, доклад о работе ком..сии, чествованиепо­бедителей, участиев спектакле.

ПРИЧАСТИЕ § 51. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

 

 

 

Глаголы Коли­чество форм Действительные причастия Страдательные причастия
настоящего времени (от основы настоящего времени) прошедшего вре­мени (от основы прошедшего времени) настоящего вре­мени (от основы настоящего времени) прошедшего времени (от основы прошедшего времени)
Переходные глаголы несовершенного вида решать хранить нести колоть читать 3, реже 4 решающ ий хранящий несущий колющий читающий решавший хранивший нёсший коловший читавший решаемый хранимый несомый Нет читаемый Нет Нет Нет колотый читанный
Переходные глаголы совершенного вида решить расколоть Нет Нет реши вш-ий расколовший Нет Нет решённый расколотый

£ Продолжение

to

 

 

Глаголы Коли­чество форм Действительные причастия Страдательные причастия
настоящего времени (от основы настоящего времени) прошедшего вре­мени (от основы прошедшего времени) настоящего вре­мени (от основы настоящего времени) прошедшего времени (от основы прошедшего времени)
Непереходные глаголы несовершенного вида решаться сидеть дремать решающийся сидящий дремлющий решавшийся сиде-вш-ий дремавший Нет Нет Нет Нет Нет Нет
Непереходные глаголы совершенного вида решиться расколоться задремать Нет Нет Нет решившийся расколовшийся задремавший Нет Нет Нет Нет Нет Нет

Примечание.У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образу­ются от основы настоящего (будущего) времени, например: вести ведут, ведший; зацвести зацве­тут, зацветший.

302. От данных глаголов образуйте и запишите возможные фор­
мы причастий.

Желать, бросать, бросить, рисовать, нарисовать, побе­дить, увязать, строить, построить, бороться, толкнуть, мыть, видеть.

303. Спишите, согласуя причастия с нужными по смыслу суще­
ствительными. Окончания причастий проверяйте подстановкой
вопросов.

Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем; беседовать о (строящийся) в городе стадионе; про­бираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу; думать о (разыгравшийся) на дворе метели; рассказывать о (про­мчавшийся) над городом урагане; разговаривать с (возвра­тившийся) из похода туристом; наблюдать за (взбираю­щийся) на вершину горы альпинистами; обрадоваться (вер­нувшийся) из командировки брату.

304. Спишите, согласуя причастия с определяемыми существи­
тельными. Сделайте морфологический разбор выделенных при­
частий.

I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгиваю­
щий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. (Шол.) 2) Су­
женными глазами он [Телегин] глядел на воду, (вогну­
тый, пенящийся) дорогой (выбегавший) из-под парохода.
(А. Н. Т.) 3) Нет доверия более простого и (обогащаю­
щий), чем доверие к поэзии. (Берг.) 4) Много раз обма­
нывались мы, стараясь разглядеть на (приближавший­
ся) берегу признаки человеческой жизни. (С.-М.) 5) На­
конец самый зоркий из нас увидел (терявшийся)на
фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомач­
ты. (С.-М.) 6) Расцвеченный по-праздничному пёстры­
ми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в
бухту. (С.-М.)

II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную
башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его
ровным тяжёлым пологом, (опустившийся) над во­
дой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражён­
ный) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождае­
мый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота по-

7 — В. Ф. Греков

езда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шорохе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.

(Из произведений М. Горького)

305. Спишите, согласуя причастия с существительными.

1) Каменщики, … дом, работают быстро и уверенно. — Вновь … здания красивы и удобны (строящий, строящий­ся). 2) Несколько классов были переведены во вновь … шко­лу. — Мы поблагодарили женщину, … нам дверь (открыв­ший, открывшийся). 3) Мать беседовала с … её ребёнка врачом. — Доктор подробно рассказал о … у него больном (лечивший, лечившийся). 4) Пассажиры спешили на … поезд. — Дежурный по станции, … поезд, дал сигнал (от­правляющий, отправляющийся). 5) Девочка, … ребёнка, чуть не перевернула санки. — Ребёнок, … в санках, весело смеялся (катавший, катавшийся). 6) Публика спешила на … легкоатлетические соревнования. — Спортсмены, … соревнование, готовились к старту (открывающий, откры­вающийся). 7) Путешественники с тревогой следили за … дождём. — Северный ветер, … мороз, постепенно стих (усиливавший, усиливавшийся).

306. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные опре­
деления. Чем они выражены? Спишите, расставляя недостающие
знаки препинания; объясните их употребление. Сделайте морфо­
логический разбор выделенных слов.

1) Закованные в гранит волны моря подавлены громад­ными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о бор­та судов. 2) По осыпанным известью доскам лесов обняв­ших красную громаду строившегося дома бойко полза­ют фигурки каменщиков. 3) Его [Челкаша] кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда (не) пресы­щалась созерцанием этой тёмной широты бескрайной сво­бодной и мощной. 4) Длинный костлявый немного суту­лый он медленно шагал по камням… Его бурые усы густые и длинные то и дело вздрагивали. 5) Уставший от волне­ния я крепко заснул на полатях. 6) Тучи походили на вол­ны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребта­ми и на пропасти из которых вырваны эти волны и на заро-

ждавшиеся валы ещё (не) покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева,

(Из произведений М. Горького)

307. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте мор­фемный состав выделенных слов.

1) В Мещёрском крае можно увид..ть сосновые боры где так торжеств..но и тихо что бубе..чик заблудившейся коро­вы слыш..н очень далеко почти за километр. (Пауст.) 2) Егорушк.. нехотя глядел вперёд на лилов..ю даль и ему начинало казат( ? )ся что мельница машущая крыльями пр..ближает(?)ся. (Ч.)

§52. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

1. В действительных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы:

а) -ущ-, -тощ-, если причастие образовано от глагола

I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий
(рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);

б) -ащ-, -ящ-9 если причастие образовано от глагола

II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат),
летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, стро­
ятся).

2. В страдательных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы:

а) -ем-, если причастие образовано от глагола I спряже­
ния, например: исполняемый (исполнять, исполняют), ри­
суемый
(рисовать, рисуют);

б) -им-, если причастие образовано от глагола II спря­
жения, например: хранимый (хранить, хранят), слыши­
мый
(слышать, слышат).

Примечание. В книжной речи используются немногочислен­ные страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом-, образованные от глаголов I спряжения, например: вес ти ведут ведомый.

3. В страдательных причастиях прошедшего времени
перед нн пишется а или я, если в неопределённой форме
глагола перед -тъ стоит а или я, например: задержать

7*

задержанный, обстрелять обстрелянный. Если в не­определённой форме глагола перед -тъ стоит и или е, в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е9 например: просмотреть просмотренный, за­стрелить застреленный.

(О правописании нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени см. § 53.)

308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указы­
вая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го

лица множественного числа того глагола, от которого данное при­частие образовано.

Образец. Клокочущий поток. Клокочущий (кло­котать, I спр., клокочут) поток. Красящийсямате­риал. Красящийся (краситься, II спр., красятся) мате­риал.

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещущиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку коли­чество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч.-щая у печки хозяйка, расстилающаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещущая рыба, готовящийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий вино­град.

309. Спишите. Объясните правописание суффиксов причастий.

1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породи­ла. (П.) 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Нов.-Пр.) 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. (С.-М.) 5) Внутри у меня всё дрожало от клокочущего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. (Н. О.) 7) В (полу)свете далеко видна черне..щая окрест мёртвая земля. (Бун.) 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровя­ми. (М. Г.) 9) Печорин — человек решительный, алч..щий тревог и бурь. (Бел.) 10) Поэт, для которого всё сооб-

ща..мое редактором являлось новостью, внимательно слу­шал Михаила Александровича. (Булг.)

310.От глаголов неопределённой формы образуйте форму 3-го
лица множественного числа настоящего времени и страдательные
причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы.
С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составь­
те словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать,волновать, слышать, ре­дактировать, контролировать, ненавидеть,поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забы­вать, рекомендовать,изменять.

311.От глаголов неопределённой формы образуйте и запишите
форму прошедшего времени единственного числа мужского рода
и страдательное причастие прошедшего времени. Обозначьте в
них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных
глаголов, составьте словосочетания.

Образец. Зажечь зажёг, зажжённый, зажжённый огонь.

Опустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, за­стрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, раз­весить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, по­разить, обстрелять, подстрелить, затеять, раскроить,вы­смеять, посеять, склеить,обвешать, обвесить, утешить.

312. Спишите. К каждому выделенному причастию в скобках
укажите неопределённую форму того глагола, от которого оно об­
разовано.

1) Тесто хорошо замепь.но. Он был замеш..н в неприят­ную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны светлыми обоями. 3) Потер..инаякнига нашлась. 4) Замеченныево­время ошибки удалось быстро исправить. 5) На засе..нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была оконченасвоевременно. 7) Бельё было бы­стро высуш-.новетром. 8) Лекция прослуш..нас глубоким вниманием.

313.Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с суще­
ствительными. Укажите устно, какие причастия действительные
и какие страдательные.

1) Школьный драматический кружок, … артистом го­родского театра, готовит новую постановку. — Артист,

… школьным драматическим кружком, тщательно разъяс­няет роль каждому участнику спектакля (руководя­щий, руководимый). 2) Учащиеся … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опы­те в школьную стенгазету. — Большая работа, … школь­никами, была подробно описана в стенгазете (проде­лавший, проделанный). 3) Девушка, … новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлека­тельно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. — Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобре­тённый). 5) Ветер, … облака, не утихал ни на мину­ту. — Облака, … ветром, быстро неслись по небу (гоня­щий, гонимый).

314. Спишите. Страдательные причастия подчеркните одной чер­
той, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую
форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните
правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл-.мые вет­ром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыпь.щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пе­щера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно яр­ким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Добываемый уголь льётся непрерывным пото­ком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставше­го к пристани корабля. (С.-М.) 9) Время от времени впе­реди на полотне появлялся маш..щий флажком свя­зист. (А. Н. Т.) 10) Внезапно раздался топот скач..щей ло­шади. (Т.)

315. Спишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к
которым они относятся, — двумя. Сделайте морфологический
разбор причастий из первых трёх предложений. Найдите в тексте
тропы, определите их типы.

В белой пустыне

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) сне­гом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, подн..маюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалив­шийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, осве­щает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль, вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движется желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бе­гает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) стан­ции по очеред.. сменяются на руле. (По И. Соколову-Ми-китову)

§ 53. КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

В полных страдательных причастиях прошедшего вре­мени пишется два н, а в кратких — одно н: решить ре­шённая решена, сделать сделанная сделана, ку­пить купленная куплена, читать читанная читана.

316. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного чис­ла), запишите, расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

1) Организовать организованный организован организована организовано организованы; основать, приковать, изжевать.

2) Внести внесённый внесён внесена внесе­но внесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3) Возложить возложенный возложен возложе­на возложено возложены; восстановить, добавить, до­пилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

317. Спишите. Определите, каким членом предложения являет­ся каждое причастие.

В «Онегине» все части органически сочлене..ы, в из-бра..ой рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нём ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложе..ых в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходи­мостью; но как они суть только отдельные случаи из жиз­ни хотя и одного и того же человека, то могли б быть за­мене..ы другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэ­лой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же ге­рое. Но тем не менее основная мысль автора даёт им един­ство, и общность их впечатления поразительна. (В. Бе­линский)

§ 54. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

В прилагательных, образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн. Пишется нн:

а) в прилагательных, образованных от страдательных
причастий на -ованный, -ёванный, например: организован­
ный, электрифицированный, балованный, корчёванный
и
т. д. (но: кованый, жёваный),

б) в прилагательных, образованных от глаголов с при­
ставками, например: поношенный (костюм), подержанные
(книги), растерянный (вид), умеренный (климат), от­
влечённое
(изложение), доверенное (лицо), отчаянный,
окаянный
и т. д.

Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое;

в) в немногих прилагательных, образованных от бес­
приставочных глаголов несовершенного вида (иногда с
приставкой не-), например: желанный, священный, неслы­
ханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невидан­
ный
и др.

Одно н пишется в прилагательных, образованных от бес­приставочных глаголов несовершенного вида, например: бе-шеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (пи­саная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, ме­шаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тканая скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), а также существительное мороженое.

Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся с двумя н. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: ранен­ный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д.

Примечания: 1. Приставка не- на написание н или нн не влияет, например: званые гости незваные гости; кипячёная вода некипячёная вода, вскипячённая вода невски пяченная вода.

2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глаголь­ных прилагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, соответственно пишутся с одним или двумя н, напри­мер: путаный путаник путаница; учёный ученик ученица; но: воспитанный воспитанник; посланный по­сланник.

О правописании н или нн в прилагательных, образован­ных не от глаголов, говорилось выше (см. § 44). 318. I. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

Ране..ый боец — изране..ый солдат; сея..ая мука — по-сея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё..ое молоко; кра­шеный пол — покраше..ый забор; коше..ый или неко­ше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая ворона — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — погаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — со-жжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые сте­ны; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избалова..а родителями; кова..ый меч — некова..ое желе­зо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стри­женые под польку волосы — остриже..ая голова; дистиллирова. .ая вода, линова. .ая тетрадь, асфальтиро-ва..ая улица.

II. От данных слов образуйте существительные при помощи суф­фикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. Составьте с ними словосочетания (устно).

Воспитанный, варёный, масленый, посланный.

319. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклее..ом бе­лым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля..ой краской, на блестящем, краше..ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес.ые брёвна, опре-делё..ые на вековое стояние… Всё было пригн..но плотно и как следует. (Г.) 4) С отчая..ым криком Никита кинул­ся на пол. (А. Н. Т.) 5) Смышлё..ый мальчишка понра­вился матросу. (Н. О.) 6) В сенях встретила его [Дубров­ского] няня и с плачем обняла своего воспита..ика. (П.) 7) Что такое станцио..ый смотритель? Сущий муче..ик четырнадцатого класса. (П.) 8) Зала и гости..ая были тем­ны. (П.)

И. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в ма-за..ой хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вы­нул вороне..ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёса..ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4) В доме были высокие комнаты с выбеле..ыми стенами и некрашеными полами. 5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша..ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашена. (Кор.) 7) Степь была пусты..а, ужасающе тиха. (Шол.)

320. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­
ния. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на боль­шом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особе..ым выражением а губы грус(?)но улыба­лись. В комн..те тихо; только слышно его равномерное ды­хание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ланд­карты все почти изорва..ыено искусно подкле..ые рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой бы­ла дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна

изреза..ая, наша, другая нове..кая, собстве..ая, употреб­ляемаяим более для поощрения чем для линования, с дру­гой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёр­ной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края изреза..ые перочи..ыми ножами. Кругом стола бы­ло несколько некраш..ых но от долгого употребления зала-кирова..ых т..буретов. Последняя стена была зан..та тре­мя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окна­ми дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриже..ая липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плетёный ч..стокол; через аллею вид..н и луг. (По Л. Тол­стому)

321. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­ки препинания, раскрывая скобки. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Князь Андрей в этот безветре..ый августовский вечер лежал облокотившись на руку в разлома..ом сара.. де-ревн.. на краю которой расположился его полк. В отвер­стие слома..ой стены он гл..дел на шедш.. вдоль по забору полосу сорок, .(летних) берёз с обрубле..ыминижними суч(?)ями на в..дневшуюся (в)низу ветр..ую мельницу на ещё (не)скош..ое овся..ое поле на густой кустарник по ко­торому ра..т..лались многочисле..ые дымы костров и на (не)болыпую но извил., стую реч..нку протекавшую (не)под..лёку.

Как (не, ни)т..жела теперь к..залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и накануне сражения семь лет тому назад (в)продолжени.. всего дня чу(?)ств..вал себя взволно-ва..ыми раздр..жё..ым.

Приказания на завтра отда..ыи получе..ыим и (в)те-чени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее сражение должно быть самым страш-ным изо всех в которых он уч..ств..вал и которые бы­ли в его жизн.. и мысль о возможности смерти в пер­вый раз отч..тл..во пронеслась в его сознани.. . (По Л. Тол­стому)

§ ДЕЕПРИЧАСТИЕ