IV этап.0: практическая реализация идеи.

На четвертом этапе уровень развития науки и техники позволяет реализовать проект (изобретение) предыдущего этапа.

Главная задача творческой личности на этом этапе: создать работоспособный образец новой технической системы, пригодный для ее практического использования человеком.

Конечный итог внедрение новой технической системы в жизнь расширяет возможности человека, создает реальные предпосылки для дальнейшего развития науки и техники.

Пример 4.1: Идея полета в мировое пространство. .4 октября 1957 года ракета, созданная творческим коллективом С.П.Королева, впервые вывела на орбиту Земли искусственный спутник. 12 апреля 1961 года стартовал новый космический корабль С.П.Королева, пилотируемый Ю.А.Гагариным. С этого момента космонавтика прочно вошла в жизнь человечества.

Пример 4.2: Идея автотрофного человека. .Реализация идеи в отдаленном будущем приведет …
к исчезновению сельского хозяйства, пищевой индустрии и многих отраслей техники. Высвободятся колоссальные ресурсы энергии и мысли. Человечество обретет независимость от слепой игры стихий, направит свои силы на решение таких задач, о которых пока не смеет и мечтать. Пока невозможно оценить все глобальные последствия, но одно ясно: человек из обитателя Земли превратится в обитателя Космоса. А этот шаг, по мнению К.Э.Циолковского, по своей значимости можно сравнить лишь с выходом наших далеких предков на сушу.

 

* * *

 

В рассмотренных этапах творчества существует лишь одно исключение, позволяющее нарушить последовательность переходов от этапа к этапу: некоторых случаях возможен прямой переход от первого этапа к третьему, минуя второй.

Это происходит лишь в том случае, когда в науке и технике возникли все предпосылки к созданию новой технической системы, а исследователи под влиянием психологической инерции игнорируют этот факт, не обращая внимания на исходную идею и не пытаясь дать ей теоретическое обоснование. Либо даже "научно" опровергают саму возможность ее реализации. И тогда изобретатели ставят их перед свершившимся фактом!

Когда в 1875 году А.Белл пришел к идее телефона, в электротехнике того времени не было даже намеков на такую возможность. Дж.Беднорц и К.Мюллер в 1986 году открыли "теплые" сверхпроводники вопреки всем отрицательным прогнозам, даваемым существующими теориям сверхпроводимости.

 

Масса покоя равна нулю

 

Однажды наступает такой момент, когда заветная Цель достигнута и даже, допустим!, без особых препятствий получает признание. Тогда-то и начинается новый и очень трудный этап в жизни творческой личности. Человек, длительное время работавший на пределе сил и втянувшийся в такой режим работы, вдруг оказывается как бы в пустоте, наедине с самим собой, в поисках ответа на нелегкий вопрос: "Что делать дальше?"

Достижение Цели нередко приводит к депрессии. Психологи даже назвали возникающее при этом душевное состояние "синдром Мартина Идена" по имени главного героя замечательного романа Дж.Лондона, оказавшегося в подобной ситуации.

С другой стороны, как отмечал Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию", самая страшная ошибка, которую может совершить в этой ситуации творческая личность, "увязнуть в побочных результатах собственного успеха." Как показали в "Жизненной стратегии творческой личности" Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин, прекращение работы над творческой Целью, по любой причине и независимо от результатов, равносильно творческой "смерти". 5 0Масса покоя творчества равна нулю! В чем же выход?

Ответ очевиден. Уже на заключительных этапах работы над

Целью (или еще раньше) надо ставить перед собой новую творческую Цель0. Но как и какую?

Попытаемся найти ответы на эти вопросы, поскольку это не только расширит возможные перспективы творческой работы, но и может дать дополнительную полезную информацию к проблеме правильного выбора первой творческой Цели.

Анализ биографий творческих личностей показывает, что за свою жизнь они осуществляют обычно один или несколько переходов к новым творческим Целям. А наиболее выдающиеся до десяти и более! Таким образом в течение жизни у творческой личности складывается система творческих Целей0. Примеры подобных систем приведены в приложении 1.

Основываясь на рассмотренных ранее этапах творчества, представим теперь полную систему возможных творческих Целей, охватывающую весь диапазон творчества в науке и технике.

I этап.. Цель 1-1: выдвижение и обоснование идеи существо1вания нового явления природы, или по-новому объясняющей уже известные.

Пример. В первой половине XIX века М.Фарадей высказал смелую гипотезу о существовании электромагнитных волн.

Цель 1-2: выдвижение и обоснование идеи нового способа, технической системы (новой главной полезной функции), которая в будущем может привести к реализации принципиально новых возможностей человека, либо идеи, способной существенно улучшить выполнение главной полезной функции уже известных способов и технических систем.

Пример. В 1842 году один из изобретателей телеграфа С.Морзе высказал идею возможности беспроволочной связи и даже попытался реализовать ее (неудачно), используя свойство

проводимости воды.

II этап.. Цель 2-1: открытие нового, неизвестного ранее 1факта, явления природы.

Пример. В 1831 году М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, сыгравшее впоследствии важную роль в изобретении радио. В 1888 году Г.Герц экспериментально открыл электромагнитные волны, предсказанные теорией Максвелла.

Цель 2-2: установление новой закономерности, неизвестного 1ранее закона природы.

Пример. В 1833 году Э.Х.Ленц, опираясь на открытие Фарадея, сформулировал закон электромагнитной индукции.

Цель 2-3: разработка новой научной теории, обобщающей бо1лее или менее широкий круг ранее известных фактов, по-новому 1объясняющей их, и способной предсказать существование новых, 1еще неизвестных фактов и явлений.

Пример. В 1865 году Дж.Максвелл разработал электромагнитную теорию, обобщавшую результаты, полученные предшественниками Г.Эрстедом, А.Ампером, Э.Х.Ленцем, М.Фарадеем и многими другими. Теория предсказывала существование электромагнитных волн и описывала их гипотетические свойства.

Цель 2-4: научное обоснование возможности создания новой 1технической системы (способа) или существенного улучшения 1уже известной.

Пример. В 1896 году А.С.Попов, после проведения опытов Герца, пришел к выводу о возможности использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние.

III этап.. Цель 3-1: изобретение новой технической системы 1(способа), позволяющей реализовать принципиально новую глав1ную полезную функцию.

Пример. 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества А.С.Попов продемонстрировал устойчивый прием электромагнитных волн с помощью своего изобретения.

Цель 3-2: изобретение усовершенствованной технической 1системы (способа), позволяющей существенно улучшить выполне1ние уже известной главной полезной функции.

Пример. Уже через несколько лет после появления радио американский изобретатель Р.Фессенден изобрел гетеродинный способ преобразования радиосигнала в приемнике, позволяющий существенно улучшить прием.

IV этап.. Цель 4-1: создание пригодной для практического 1использования новой технической системы (способа), реализую1щей принципиально новую главную полезную функцию.

Пример. 24 марта 1896 года А.С.Попов осуществил передачу и прием первой в мире радиограммы: "Генрих Герц". Летом того же года итальянский изобретатель Г.Маркони независимо создал аналогичную приемо-передающую аппаратуру.

Цель 4-2: создание пригодной для практического использо1вания усовершенствованной технической системы (способа), су1щественно лучше выполняющей уже известную главную полезную 1функцию.

Пример. В 1906 году Ли де Форест изобрел вакуумный триод и на его основе создал первый в мире ламповый радиоприемник. В 1913 году А.Мейснер построил первый ламповый радиопередатчик. Внедрение этих изобретений позволило неограниченно увеличить дальность радиоприема.

Задача N 34. Рассмотрите системы творческих Целей, приведенные в приложении 1. Проследите: а) к какому этапу творчества и какому виду относятся содержащиеся в них Цели; б) в каких случаях переход к новой Цели сопровождался переходом на другой этап творчества, в каких нет; в) в каких случаях переход к новой Цели требовал смены главного вектора ТП, в каких не требовал. Попытайтесь ответить: преемственны ли по отношению друг к другу Цели в каждой отдельной системе, является ли смена главного вектора ТП нарушением преемственности в выборе новой Цели? Обоснуйте ответ в каждом случае.

 


Волны творчества

Исходя из условий развития науки и техники (преемственность и взаимовлияние), на рис.41 показаны разрешенные переходы между различными этапами творчества при выборе новой творческой Цели. Стрелки 1, 2, 3, 7 показывают возможные переходы от Целей первого этапа к Целям четвертого (идея теоретическое обоснование техническая разработка практическая реализация). Мы уже рассматривали примеры таких переходов (космонавтика и радио).

Исходя из тех же условий, существуют обратные переходы от четвертого этапа к первому (на рисунке показаны стрелками 4, 5, 6, 8, 9, 10). Например, радио привело к возникновению новых видов техники и наук, например, телевидения, радиолокации, электроники, радиоастрономии и т.д. Возникли новые идеи первого этапа, например, идея-прогноз о возможности установления радиоконтакта с внеземными цивилизациями, высказанная в 1960 году американскими физиками Коккони и Моррисоном, научно-фантастическая идея Великого Кольца, высказанная в 1957 году И.А.Ефремовым ("Туманность Андромеды").

Возможны также переходы к новой Цели в пределах каждого из этапов, как между различными видами Целей (например, Цель 3-2 Цель 3-1), так и в пределах одного и того же вида (например, Цель 3-2 Цель 3-2). На рис.А такие переходы показаны горизонтальными стрелками. Так, продвижение только на I этапе характерно для писателя-фантаста, на II этапе для исследователя, на III этапе для изобретателя, на IV этапе для инженера-изобретателя.

Принципиальный запрет существует только на два вида переходов на прямые переходы от Целей первого и второго этапов к Целям четвертого, минуя Цели третьего, например, от Цели 1-2 или Цели 2-4 сразу к Цели 4-1 (грубое нарушение условия преемственности).

Примеры различных переходов как между этапами творчества, так и внутри них, содержатся в приложении 1.

 

* * *

 

Если рассмотреть процесс развития системы творческих Целей во времени (по основному маршруту 1-2-3-4-5-6), то схему на рис.41 можно развернуть в виде волны.

На рис.42 представлена модель "Волна творчества", отражающая этот волнообразный процесс эволюции творческих Целей. Волны 1 и 2 показывают смену творческих Целей для двух условных областей науки или техники по мере их развития. Нисходящие участки волн соответствуют переходам от первого этапа к четвертому. Восходящие участки обратному процессу.

В точках пересечения этих волн А и В 0возникают новые волны 3 и 4: взаимовлияние, приводящее к возникновению на стыках различных научных и технических направлений новых направлений. Например, возникновение на стыке ракетной техники и авиации реактивной авиации, на стыке биологии и электроники молекулярной электроники. Те, в свою очередь, дают новые пересечения. Чем дольше идет процесс развития науки и техники, тем больше возникает новых волн и подобных стыков.

Сегодня уже никого не удивляет существование "пограничных" областей науки и техники физическая химия, химическая физика, биофизика, биогеохимия и т.п. Эта особенность развития была выявлена В.И.Вернадским, писавшим по этому поводу: "…рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам."

Итак, творческая личность из исходной точки 0 0может перейти к новой Цели, либо сообразуясь с общим движением волны, либо продолжая продвижение на том же этапе, либо на любой другой этап. Например, от изобретения гетеродина (Цель 3-2 Р.Фессенден) можно в соответствии с движением волны перейти к созданию приемника, работающего на этом принципе (Цель 4-2), либо к разработке нового способа обработки радиосигналов (Цель 3-2), либо заняться, допустим, проблемой радиолокации (Цель 2-4), либо перейти к обоснованию принципиально нового вида связи, допустим оптиковолоконной (Цель 1-2) и т.п. Единственное ограничение0 на разрешенные переходы накладывается необходимостью соответствия выбираемой Цели существующему уровню развития науки и техники.

 

Несвободная свобода

 

Как видим, творческая личность имеет очень большую свободу выбора новой Цели. Но с точки зрения высокой эффективности творческой работы это свобода кажущаяся: условие преемственности, как универсальный принцип, распространяется и на эту область.

Опыт выдающихся творческих личностей свидетельствует: наиболее значительных результатов достигает тот, кто каким-либо образом использует результаты предыдущей Цели при выборе и непосредственно в работе над новой Целью!

Рассмотрим возможные пути преемственного выбора новой Цели, обобщающие опыт таких творческих личностей.

1. Расширение области применения результатов предыдущей Цели:

использование результатов предыдущей Цели в качестве средства достижения новой Цели, чаще всего в научной области;

Примеры. Использование А.Левенгуком изобретенного им микроскопа в микробиологии. Использование Ж.-И.Кусто изобретенного им акваланга в качестве средства исследования подводного мира, в подводной археологии, в подводной геологии и т.п. Использование О.Пикаром своего стратостата для исследования космических излучений.

перенос знаний, опыта и ранее накопленных технических решений в другую область техники, т.е. выбор новой Цели на 1стыке различных областей техники;

Примеры. Перенос И.И.Сикорским "самолетостроительного" опыта в вертолетостроение. Использование А.Н.Лодыгиным "электрических" знаний, накопленных при работе над электрическим геликоптером, в электроосвещении и водолазном деле. Использование О.Пикаром "стратостатного" опыта при постройке батискафа.

перенос методов и подходов из одной науки в другую, т.е. выбор новой Цели на стыке наук; 0Примеры. Использование И.А.Ефремовым геологических методов для объяснения законо-

мерностей захоронения ископаемых животных (тафономия). Перенос В.И.Вернадским биологических и химических подходов в геологию (биогеохимия).

2. Выявление новых противоречий, возникающих в результате достижения предыдущей Цели, и постановка новой Цели на их основе.

Примеры. А.Н.Лодыгин после изобретения электрической лампы столкнулся с противоречием между долговечностью и необходимостью повысить ее светимость. И.А.Ефремов после создания тафономии столкнулся с новым противоречием между несовершенством палеонтологических методов и необходимостью повысить полноту палеонтологической летописи. Ж.-И.Кусто после изобретения акваланга столкнулся с противоречием между его ограниченными возможностями и необходимостью увеличения глубины и продолжительности погружений.

3. Выбор в качестве новой Цели работы над необъяснимыми, "побочными" результатами, полученными в процессе достижения предыдущей Цели.

Пример. Г.Селье пришел к открытию стресса, обратив внимание на такую "мелочь", как сходство симптомов различных болезней на их ранней стадии.

АнтиПримеры. Т.Эдисон в 1883 году при конструировании новой лампы накаливания ввел в колбу дополнительный электрод, и… через пустоту пошел электрический ток. Он не обратил на это внимания и НЕ изобрел вакуумный диод, и НЕ открыл электрон! Через год после изобретением Д.Габором магнитной линзы на ее основе другими был создан электронный микроскоп. Досаду Габора за промах не скрасило даже открытие им голографии.

 

* * *

 

Дополнительные примеры преемственности выбора творческих Целей содержатся в приложении 1.

Знание особенностей выбора новой Цели может не только существенно повысить эффективность последующей творческой работы, но и помочь в выборе своей первой творческой Цели.

 

Время, чтобы делать

В 20-х годах нашего века русский экономист Н.Д.Кондратьев провел тщательное исследование экономики Германии, Англии и США, начиная с первой промышленной революции 1775-1785 гг., и установил, что колебания в экономическом росте, в сопровождающих его появлении новых идей, их практической реализации и т.п., укладываются в несколько длинных циклов (волн) с периодом 40-60 лет. Для каждого цикла (волны) он выделил четыре характерных фазы восстановление, процветание, снижение и депрессия (см. рис.43). Справедливость своей теории Кондратьев доказал на "практике", предсказав великую депрессию 1929-1933 гг.

Всего до наших дней насчитывается таких четыре цикла, получивших название макроциклы Кондратьева. В таблице 3 приведены данные по макроциклам для США, полученные К.Б.де Грине.

Согласно выводам Кондратьева, фаза восстановления каждого нового цикла начинается с появления базовых изобретений, создающих основу для будущего экономического роста. Так, первый цикл начинался с появления паровой машины и ткацкого станка. В фазе процветания происходит интенсивное развитие и эксплуатация ранее полученных идей. В фазе снижения научно-технические идеи, питавшие экономический рост в период восстановления и процветания, начинают исчерпывать себя. А в фазе депрессии наступает их полный моральный износ, сопровождающийся резким спадом в экономике. Именно в это время в обществе возникает особо острая потребность в новых идеях.

Сравним время возникновения и реализации некоторых идей, уже упоминавшихся в этой книге, с данными таблицы 3.

Таблица 3

Макроциклы Кондратьева +———————————————————-+ ¦ Циклы ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ +—————+———-+———-+———-+———-¦ ¦ ¦ 1775-1785¦ ¦ ¦ ¦ ¦Восстановление¦ пром.рев.¦ 1840-1860¦ 1896-1905¦ 1937-1948¦ +—————+———-+———-+———-+———-¦ ¦Процветание ¦ 1785-1815¦ 1860-1873¦ 1905-1920¦ 1948-1970¦ +—————+———-+———-+———-+———-¦ ¦Снижение ¦ 1815-1825¦ 1873-1886¦ 1920-1929¦ 1970-1990¦ +—————+———-+———-+———-+———-¦ ¦Депрессия ¦ 1825-1840¦ 1886-1896¦ 1929-1937¦ 1990-2000¦ +—————+———-+———-+———-+———-¦ ¦ длительность ¦ 65 лет ¦ 56 лет ¦ 41 год ¦ 63 года ¦ +———————————————————-+

 

Идея беспроволочной связи (Морзе) возникла в фазе депрессии первой волны. Тогда же начались интенсивные исследования в области электричества. Открытие электромагнитных волн (Герц) и изобретение радио (Попов) произошло в фазе депрессии второй волны.

Идея самолета (Хенсон и Стрингфеллоу, 1842) возникла в начале фазы восстановления второй волны. Серьезные попытки его создания (Можайский, Адер, Максим) начались в фазах синижения и депрессии второй волны, а практически он был соз-

дан в фазе восстановления второй волны (братья Райт).

Идея использования ракеты для полета в космос зародилась и получила теоретическое обоснование (Циолковский) в фазах снижения и депрессии второй и восстановления третьей волн. Формирование коллективов разработчиков космической техники (Тихомиров, Цандер, Королев, Глушко, Оберт, фон Браун и др.) и начало серьезных работ в ракетостроении пришлось на границу фаз депрессии третьей и восстановления четвертой волн.

Идея вычислительной машины (Бэббидж) возникла в фазе депрессии первой волны, а первая ЭВМ была создана в фазе восстановления четвертой волны.

Идея использования ядерной энергии (Кюри) возникла в фазе восстановления третьей волны, а первый ядерный реактор (Ферми, 1942) был построен в фазе восстановления четвертой.

Идея автотрофного человека (Вернадский) была высказана в фазе снижения третьей волны, а в фазе снижения четвертой волны она получила научное обоснование в виде биоэлектрокатализа.

Эти и многие другие факты позволяют сделать очень важный вывод о том, что полупериод волны творчества (см.рис.42), т.е. временная дистанция между Целями I и IV этапов творчества, для наиболее выдающихся идей равен периоду волны Кондратьева, что составляет 40-60 лет. А в отдельных случаях два периода (например, для ЭВМ) и более (например, идею вертолета высказывал еще Л. да Винчи). Следовательно, если высказывается хорошо обоснованная идея I этапа, опережающая свое время, то ее практической реализации (IV этап) можно ожидать не ранее, чем через 40-60 лет. К последним, по-видимому, следует отнести идею авторофного человека. Исходя из

данных таблицы 3, можно предположить, серьезные работы в этом направлении начнутся не ранее середины следующего века, т.е. на границе фаз снижения и депрессии пятой волны.

Таким образом, макроциклы Кондратьева характеризуют темпы развития науки и техники, скорость их "созревания" для решения той или иной проблемы, считая от появления идеи I этапа.

Это подтверждается и противоположными примерами "забытыми", "ненужными" открытиями и изобретениями.

Так, первые открытия законов генетики (Мендель) и радиоактивности (де Сен-Виктор) пришлись на середину фазы процветания второй волны, а их повторное открытие на фазу восстановления третьей волны.

Первое открытие голографии (Вольфке) состоялось в фазе процветания третьей волны, а в фазе восстановления четвертой волны практически теми же средствами ее переоткрыл Габор! То же самое произошло с попытками создания пригодного для практики вертолета и реактивного самолета.

Вывод прост: "забвение", неприятие открытий и изобретений есть не только результат опережения уровня науки и техники, оно связано с многочисленными экономическими интересами общества. В фазах процветания общество в первую очередь заинтересовано в закреплении ранее достигнутых успехов!

Интересно, что возникновение ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер, 1946) пришлось на фазу восстановления четвертой волны, но ее интенсивное развитие началось лишь с фазы снижения, а в фазе депрессии развитие приобрело лавинообразный характер. Возникновение принципиально новой компьютерной технологии (систем искусственного интеллекта на базе ТРИЗ) также пришлось на границу фаз снижения и депрессии (конец 80-х нача-

ло 90-х годов).

Выдающееся открытие Н.Д.Кондратьева позволяет приблизительно установить предпочтительные временные интервалы 0для системы творческих Целей, рассмотренной в этой книге.

Так, в фазах снижения, депрессии и, частично, восстановления возникают наиболее благоприятные условия для работы над Целями I, III этапов и II этапа (работа над новыми научными направлениями). В конце фазы депрессии и в фазе восстановления можно приступать к работам над Целями IV этапа (практическая реализация новых технических систем). Фазы восстановления и процветания наиболее предпочтительны для работы над Целями II этапа (развитие уже существующих научных направлений), III и IV этапов (работа над усовершенствованием существующих видов техники).

 

* * *

 

Можно сказать, что читателям этой книги необычайно повезло, так как начало их творческой деятельности придется на период наиболее дерзновенных исканий на всех этапах творчества!

 

Алмазные этюды: укрощение проволоки

Существует распространенное (и ошибочное!) мнение, что главное в творчестве отыскать верную идею, а ее детальная проработка и воплощение дело второстепенное.

По этому поводу среди инженеров бытует ехидная поговорка: "машина должна работать не в принципе, а в корпусе!"

В основе ее лежит богатый жизненный опыт творцов науки и техники: "оживить" идею обосновать, сделать доступной, воплотить в жизнь в десятки и сотни раз сложнее, чем найти.

Кто после длительных экспериментов не убеждался в полной никчемности, казалось бы, правильной, красивой идеи, кто не натыкался на неожиданные препятствия на, казалось бы, ясном и прямом пути, тот не поймет, какой огромный труд стоит за новой формулой или работающей машиной, какой пестрый букет чувств от окрыляющей радости до глубочайшего разочарования время от времени обуревает исследователя или изобретателя.

Лучшее средство понять и принять это попытаться самому придумать какое-либо новшество и воплотить его в жизнь.

 

* * *

 

Первые симптомы грядущих трудностей возникли, когда "эвриканцам" вместо трех ожидаемых пришлось решать целый ворох проблем. Но вот основные технические решения найдены. Казалось, остается немного поработать руками…

И тут гора новых забот свалилась на наши головы. Надо было рассчитать основные параметры и узлы будущей установки, делать рабочие эскизы, разместить заказы на изготовление наиболее ответственных деталей, ломать голову над высоковольтным источником питания, разыскивать проволоку, чистый графит, сверхчистое олово, высоковольтные конденсаторы и многое другое. В поисках подходящих материалов и деталей приходилось обращаться к знакомым, многократно перерывать домашний хлам, а то и отправляться на… свалку.

Так, для изготовления токовводов в "жертву" были принесены запасные жала паяльника. Появился весьма оригинальный источник высокого напряжения мощное авиационное магнето.

Особенно много крови испортила всем проволока для камеры.

Очень долго ее не удавалось раздобыть. Наконец, ребята приволокли бухту хорошей стальной проволоки, но… другого диаметра. Пришлось изменять конструкцию камеры и заново рассчитывать на прочность. В окончательном варианте камера должна была выдерживать давление в 12 000 атмосфер для начала и это неплохо.

Восторги поутихли, когда стали думать как и где наматывать проволоку на камеру (общая длина около километра!).

 

Задача А20. Проволока должна наматываться виток к витку, с постоянным натяжением: от качества намотки во многом зависит будущая прочность камеры. При намотке на станке приходится вручную направлять упругую проволоку, регулировать натяжение, постоянно следить, чтобы витки не перехлестывались друг через друга. Необходимо предложить простой и надежный способ намотки, исключающий эти недостатки. Как быть?

 

Эта задача была сформулирована уже после сокрушительного поражения, которое мы потерпели, недооценив всей силы коварства стальной проволоки…

Весной, когда занятия в школах заканчивались, все было готово к операции "намотка". Ребята договорились насчет токарного станка в ближайших школьных мастерских, и мы отправились в путь, самонадеянно рассчитывая закончить к вечеру.

Первый слой проволоки лег идеально. Но со второго начались перехлесты витков. Приходилось останавливать станок. Стараясь не ослабить натяжение проволоки, неправильные витки осторожно отматывали назад. Это не всегда удавалось. И тогда с ехидным шипением распускались один-два готовых слоя. Работа шла со скоростью один виток вперед, два витка назад.

Но этим злоключения не заканчивались. Мы своевременно не удосужились перемотать проволоку из бесформенной бухты на катушку. Из-за этого процесс намотки выглядел довольно странно. Два человека, распутывая проволоку, отходили с тяжеленной бухтой на 10-15 метров. По их команде включался станок, и они, лавируя между станками, постепенно приближались к нам. Еще два человека следили, чтобы растянувшаяся на весь зал проволока не цеплялась за станки.

Завершилось это тем, что проволока была безнадежно запутана. Все в машинном масле, мы понуро побрели домой.

Летом "Эврика" в полном составе выехала на берег Обского моря в традиционную летнюю школу. Там, среди шумящих сосен, нарушители дисциплины искупали свои грехи, распутывая огромный клубок драгоценной для нас проволоки. Тогда же мы серьезно подготовились к новой попытке укрощения проволоки, сформулировав и решив задачу А20 о намотке.

На рис.44 показана идея решения. Наматываемую проволоку надо прижимать бруском из мягкой сосны с ровной поверхностью. Такой прижим исключит "выскакивание" витка из своего ряда и возникновение перехлеста. Витки первого слоя оставят на поверхности бруска отпечаток в виде резьбовых канавок, которые и будут в дальнейшем направлять проволоку, обеспечивая плотную укладку витка к витку. С помощью груза, подвешиваемого к свободному концу бруска, можно обеспечить постоянное, независимо от диаметра намотки, натяжение проволоки.

Когда осенью испытывался этот способ намотки, было даже немного странно видеть, как проволока САМА, без хитроумных механизмов бегает вправо-влево по поверхности быстро вращающейся камеры, покрывая ее ровными рядами витков!

Подобных трудностей хватало с избытком. Например, когда завершалось изготовление установки, нас подстерег поистине сокрушительный удар. Кто-то раздобыл книгу японского ученого Н.Маэно "Наука о льде". И тут-то выяснилось, что при расчете давления, развиваемого при замерзании воды мы не учли многочисленные фазовые переходы льда. При температуре -205о0С и давлении свыше 2 000 атмосфер структура льда изменяется, и его плотность переваливает за 1 г/см530. Практически это означало, что с помощью льда, вместо ожидаемого давления в 6 800 атмосфер, можно получить максимум 2 000.

И, хотя для испытаний модели установки это было не так уж важно, стало досадно за такой промах: мы же знали о существовании различных модификаций льда и не удосужились раньше выяснить их свойства.

 

ГЛАВА 8 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ К БУДУЩЕМУ

"Прелесть необычайного"

В 1942 году, во время работы в Уральской экспедиции, выполнявшей важное правительственное задание, с И.А.Ефремовым приключился сильнейший приступ загадочной лихорадки, приобретенной еще в Средней Азии. В тяжелейшем состоянии его доставили в Свердловск.

Привыкший жить в напряженном ритме, он оказался изолированным от привычных научных забот. Но натура ученого не могла смириться с вынужденным бездействием. Тогда-то, в больничной палате, и возник замысел его первых рассказов.

Хотелось поделиться множеством интереснейших наблюдений, впечатлений и мыслей, накопленных за долгие годы научной и экспедиционной работы, поделиться своим мировосприятием, основанным на сильнейшей тяге к новому, необычному.

Позднее он писал о своем замысле: "Для меня, ученого, тогда не помышлявшего о пути писателя, казалось важным показать всю великолепную мощь познания, беспредельный интерес видения мира, открывающийся трудом ученого, решающее его воздействие на самовоспитание."

Первые семь "Рассказов о необыкновенном" были написаны в 1942-1943 годах, а в следующем годы шесть из них были опубликованы. Не удалось напечатать лишь "Эллинский секрет", содержавшим слишком смелую по тем временам гипотезу о генной памяти: как известно, уже в то время готовился сокрушительный разгром отечественной генетики.

Читатели встретили рассказы с огромным интересом. Это было полной неожиданностью для начинающего автора. Знаменитый

писатель А.Н.Толстой одним из первых оценил литературный талант И.А.Ефремова. Будучи уже тяжело больным, он пригласил ученого к себе в больницу и несколько часов беседовал с ним.

В том же году были написаны еще девять рассказов. Все они, за исключением "Звездных кораблей" были опубликованы в 1944-1945 годах. И снова успех. В чем же была необыкновенность рассказов?

 

Из предвидений И.А.Ефремова: карточка Е-10 Роман "Туманность Андромеды", 1957 год..

Высказана идея¦ ¦наблюдательной станции-робота, сбрасываемой на исследуемую планету для передачи данных о ее физических условиях. Подтверждение.. Начиная с 60-х годов автоматические станции побывали на поверхностях Луны, Венеры и Марса.

 

Его рассказы вводили читателя в мир творческих исканий исследователя, заставляли вместе с героями рассказов распутывать необычную загадку природы, показывали романтику познания, радость творчества, утверждали силу человеческого разума, не опускающего крылья перед самыми трудными тайнами природы и сложными жизненными обстоятельствами будь то встреча с таинственным оптическим явлением ("Тень минувшего"), или мужество "пароходных" моряков, волею судеб оказавшихся в штормовом море на старом паруснике ("Последний марсель").

Красной нитью через все рассказы проходит мысль о закономерности встречи с необыкновенным для каждого стремящегося к знаниям, к новому: "…необычайное, встреченное почти каждым из вас, как бы соответствует внутренним исканиям каждого…

Разве эти встречи не результат многолетних, может быть бессознательных, поисков? Терпеливое стремление тренирует нашу чуткость, дает умение отделить настоящее от случайного это своего рода внутренний компас, который в нужную минуту подскажет вам, что вы на верном румбе… И кто знает, быть может, мы потому и встречались в жизни с интересными и замечательными событиями, что постоянно следовали этому своему компасу." ("Голец Подлунный").

 

Алмазные россыпи идей

Иван Антонович был генератором смелых, ярких, научно глубоко проработанных идей. Многие из них оказались подлинными предвидениями, а некоторые напрямую оказали свое влияние на последующие события.

"…Он поднес диск к свету, придав ему надлежащее положение, чтобы свет отражался прямо на смотревших.

Оба профессора невольно содрогнулись. Из глубины совершенно прозрачного слоя, увеличенное неведомым оптическим ухищрением до своих естественных размеров, на них взглянуло странное, но несомненно человеческое лицо. Неизвестным способом изображение было сделано рельефным, а главное необыкновенно, невероятно живым. Казалось, живое существо смотрит, отделенное только прозрачной стенкой оптической линзы. И прежде всего, подавляя все остальные впечатления, в упор смотрели громадные выпуклые глаза. Они были как озера вечной тайны мироздания, пронизанные умом и напряженной волей, двумя мощными лучами, стремящимися вперед, через стеклянную преграду, в бесконечные дали пространства. В этих глазах был свет безмерного мужества разума, сознающего беспощадные законы Вселенной, бьющегося в муках и радости познания."

В конце 50-х годов молодого физика Ю.Н.Денисюка увлекла идея объемных изображения, высказанная писателем в повести "Звездные корабли", и он поставил своей творческой Целью научиться создавать такие изображения. Уже будучи известным ученым, создателем общей теории голографии, основателем практической голографии, он писал: "С дерзостью, свойственной молодости, я решил придумать себе интересную тематику, взявшись за какую-то большую, стоящую на грани возможности оптики задачу. И тут в памяти всплыл полузабытый научно-фантастический рассказ И.А.Ефремова…

…Я не только не отрицаю своеобразное участие И.Ефремова в моей работе, но подтверждаю его с удовольствием."

 

Из предвидений И.А.Ефремова0: карточка Е-15 Роман "Лезвие бритвы", 1963 год..

Высказана идея лазера способного излучать под действием солнечного света, т.е. ра-¦ ¦ботать за счет даровой энергии солнца.

Подтверждение.. Такие лазеры созданы. Например, лазер с¦ ¦накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в¦ ¦Институте высоких энергий АН СССР (а.с. N 1 208 591).

 

Еще большее количество замечательных идей ждет своего часа. Вот, например, идея о существовании наследственной памяти поколений, высказанная им в рассказе "Эллинский секрет" и более подробно обоснованная в романе "Лезвие бритвы".

Очень давно известны случаи снов, галлюцинаций, в которых некоторые люди видели события близкого и далекого прошлого,

заведомо неизвестные им ранее и оказывавшиеся подлинными.

Наука обычно отмахивается от подобных фактов, считая их недостоверными, а всякого рода религиозные мистики, псевдоученые и просто невежественные люди видят в них проявления "идеального" мира, прямое доказательство переселения душ.

Разве мог Иван Антонович с его живым интересом к необычным явлениям удовлетвориться подобными "объяснениями"?

Со свойственным ему стремлением докапываться до первопричин, он стал искать материалистическое объяснение: каким образом могут сохраняться и передаваться неизвестные воспоминания предков?

Известен только один информационный канал, связывающий поколения генетический код молекул ДНК. Отсюда он сделал вывод: тайна удивительных "воспоминаний" далекого прошлого должна скрываться в структуре генов.

До сих пор считается, что память человека, впитывающая многообразие мира, бесследно исчезает с его смертью. Ефремов предположил, что в течение миллионов лет эволюции мог выработаться механизм кодирования некоторых наиболее важных отпечатков памяти непосредственно в структуре генов. Эти отпечатки могут передаваться по наследству и храниться в подсознательной "клеточной" памяти потомков. В определенных случаях они могут прорываться в создание и вызывать те самые загадочные видения-воспоминания.

Значение генной памяти, подтвердись эта гипотеза, огромно, ибо ее расшифровка привела бы, по словам ученого, "к головокружительной возможности заглянуть через самого человека в бездну миллионов прошедших веков его истории, пробуждая в его сознании закодированный памятный фонд."

Эта и многие другие подобные гипотезы И.А.Ефремова в целом создают богатейших фонд идей для будущих исследователей.

 

Из предвидений И.А.Ефремова0: карточка Е-11 Роман "Туманность Андромеды", 1957 год.. Высказана идея¦ ¦силиколла прозрачного материала из кремнийорганических¦ ¦соединений

Подтверждение.. Подобные материалы уже синтезированы.

 

Некоторые произведения из-за необычности содержащихся в них идей публиковались с большой задержкой. Так, "Эллинский секрет" был опубликован лишь после публикации "Лезвия бритвы", в 1966 году. Иногда доходило до курьезов. Например, в 1945 году на заседании Союза Писателей Кирилл Андреев с трибуны обвинял Ефремова за то, что тот в повести "Звездные корабли"… "посмел предположить где-то в иных мирах существование коммунистического общества на 70 миллионов лет раньше, чем у нас на Земле!" И повесть была опубликована лишь в 1947 году.

 

Живая история

Давние мечты об Африке, вызванные еще Хаггардом, со временем превратились в глубокий интерес к истории. В 1945 году он закончил работу над исторической дилогией "Великая дуга". Позднее он писал по поводу своего замысла: "Все усиливавшийся с годами интерес к истории постепенно менял планы, в каких представлялась Африка от наивно-романтического интереса к Черному материку до глубокого стремления познать и ощутить прошлое всесторонне посредством пейзажей, животных, растений и, наконец, людей Африки, как ключей к воссозданию ретроспективной, но живой картины ушедшего мира."

И действительно, какая огромная дистанция пролегает между грезами детства в пальмовой оранжерее Петероградского Ботанического сада и суждениями зрелого ученого! В обращении к этой теме просматривается все то же стремление повысить полноту исторической летописи Земли.

В 1949 году была опубликована вторая повесть дилогии "На краю Ойкумены", повествующая о странствиях древнегреческого художника, стремящегося познать законы красоты (идеи повести получили дальнейшее развитие в романах "Лезвие Бритвы" и "Таис Афинская").

Первая повесть "Путешествие Баурджеда", где повествовалось об удивительном путешествии древних египтян на юг Африканского материка, совершенном во времена правления IV династии фараонов, и о том, как познание окружающего мира меняет мировоззрение людей. была опубликована лишь в 1953 году. Почему же "Путешествие…" опоздало на четыре года?

Ефремов с поразительной научной точностью описал жизнь древних египтян. При близком же знакомстве с историей Древнего Египта нетрудно заметить определенное и мало приятное для "владык" сходство с общественным строем, установившимся в России после 1917 года. А главное, через всю повесть проходит мысль о несправедливости власти, препятствующей познанию в целях своего укрепления, и о ее ничтожности перед лицом необъятного мира. Позднее эти мысли в полную силу зазвучат в романе "Час Быка".

Так что не удивительно, что повесть увидела свет лишь в год смерти Сталина.

Великое Кольцо

В начале пятидесятых годов И.А.Ефремов задумал научно-фантастический роман о далеком будущем. Почему палеонтолог, историк по складу мышления, обратился к этой теме?

Этот неожиданный, на первый взгляд, поворот в литературном творчестве в действительности закономерно вытекал из его мировоззрения, научного и предшествующего литературного творчества.

Как ученый, он изучал далекое прошлое Земли, эволюцию жизни, что и привело его к мысли о единстве форм разумной жизни ("Звездные корабли"). С другой стороны, эти интересы были тесно связаны с историей развития человечества, воспринимаемого им как естественное продолжение эволюции. Особенно ярко это отразилось в дилогии "Великая дуга".

Законы диалектического мышления требовали дополнить эти представления противоположной стороной представлениями о далеком будущем человечества, живущего в условиях постоянных контактов с собратьями по разуму.

В противовес зарубежным писателям-фантастам, представлявшим такие контакты в виде "звездных войн". В статье "На пути к роману "Туманность Андромеды" И.А.Ефремов писал: "я хотел противопоставить мысль о 1дружеском контакте 0между различными космическими цивилизациями. Так родилась и созрела тема "Великого Кольца"…"

Однако уже в процессе работы он осознал, что без представлений о человеке будущего, о его идеалах, замыслах и заботах невозможно воссоздать полную картину будущего. Таким образом, пришлось искать ответы на вопросы, заданные им самим в "Звездных кораблях".

В свою очередь, изображение внутреннего и внешнего мира человека будущего потребовало представить самые основы высокоразвитого общества. Особенно много места в романе он уделил будущей 1системе воспитания человека0… Так, от одного штриха к другому, постепенно складывалась всеобъемлющая картина будущего.

После первой публикации в 1957 году, роман быстро получил мировое признание. Недаром десятитомник "Шедевры мировой фантастики", изданный во Франции в 1970 году, открывается романом "Туманность Андромеды".

 

Из предвидений И.А.Ефремова: катрочка Е-12 Роман "Туманность Андромеды", 1957 год..

Высказана идея искусственного разведения в океане хлореллы для получения¦ ¦белковой пищи

Подтверждение.. В настоящее время существуют подобные про-¦ ¦екты, имеющие серьезное обоснование

 

В преддверии будущего

 

В 1959 году была опубликована небольшая повесть Ефремова "Сердце Змеи", как бы в продолжение романа описывающая первый непосредственный контакт землян с представителями иной космической цивилизации. Этот год стал переломным в жизни Ивана Антоновича: из-за резкого ухудшения здоровья пришлось оставить работу в Палеонтологическом институте. Он не порывал связей с наукой до конца жизни, но ему предстояло определиться со своим дальнейшим творческим путем. О его душевном состоянии в этот период можно судить по рассказу "Юрта

Ворона", повествующем о геологе, получившем тяжелую травму, и его мужественных поисках своего нового смысла жизни.

Волею судеб он обрел возможность больше времени уделять литературному творчеству. Предстояло писать о самом важном: неизвестно, сколько отпущено ему времени. О чем же?

И здесь он остался верен принципу преемственности в творчестве. В "Туманности Андромеды" он показал идеал человека будущего и сделал вывод о главенствующей роли воспитания в жизни общества будущего. Но как преодолеть разрыв между идеалом и действительностью? Каким должно быть и на чем основываться воспитание и самовоспитание современных людей, чтобы они могли "уверенно искать свое место в жизни", пройти по труднейшей дороге в будущее?

Раздумьям над этими проблемами и посвятил он следующий роман "Лезвие бритвы". Без глубокого понимания природы человека невозможно воспитание людей, способных уверенно шагнуть в завтрашний мир, невозможно подлинное самовоспитание и духовное, и физическое. Поэтому одной из главных целей романа он ставил привлечение внимания исследователей к наукам о человеке, к его нераскрытым еще способностям.

В романе он попытался обосновать основы морали, этики и эстетики будущего, опирающейся на научные знания, а не на веру, как религиозная мораль. Интересно, что несколько позднее к этой же мысли пришел знаменитый канадский биолог Ганс Селье: "Я всегда стремился преодолевать политические, религиозные и расовые барьеры и подчеркивать то, что считаю кодексом поведения человека, основанном на законах природы и, как мне кажется, наилучшим образом отражающим эти законы." .

 

Из предвидений И.А.Ефремова0: карточка Е-16 Рассказ "Пять картин", 1965 год..

Высказана идея использо-¦ ¦вания льдов Антарктиды в качестве источника пресной воды для¦ ¦орошения засушливых районов планеты

Подтверждение.. В настоящее время существует множество¦ ¦подобных технически обоснованных проектов

 

Огромную роль в воспитании И.А.Ефремов отводил чувству прекрасного: "…воспитать человека это главная задача всего будущего Земли, более важная, чем достижение материального благополучия. И в этой задаче красота одна из главных сил, если только люди научатся правильно понимать и ценить ее, также и пользоваться ею." В романе он дал глубокое обоснование гипотезы о сущности чувства прекрасного.

"Лезвие бритвы", опубликованный в 1963 году, Ефремов назвал романом приключений. Так оно и было по форме, но по содержанию это удивительно глубокая книга о самовоспитании.

 

Завещание Эрф Рома

Наиболее значительное произведение роман "Час Быка" явилось, по словам Ефремова, полной неожиданностью для него самого. Однако анализ предыдущих произведений показывает, что раньше или позже он должен был прийти к этому замыслу.

В предыдущих романах он дал картину будущего человечества и рассмотрел пути подготовки сознания людей к нему. Для завершения цельного исследования проблем будущего требовалось рассмотреть сам путь человечества в будущее.

Целью нового романа стало исследование путей развития общества, выявление трудностей и ловушек, подстерегающих на этом пути, выработка способов их обхода и преодоления.

Название романа замечательно отражает его содержание. С одной стороны, Час Быка по древним восточным поверьям самое глухое время ночи, время власти демонов, злых духов. С другой стороны, "бык" эгоистичный, безжалостный человек, сеющий раздоры, несчастья и страдания среди людей.

В романе с поистине энциклопедической всеобъемлемостью рассмотрены проблемы развития человечества от социальных и экологических, до психологических и лингвистических. Красной нитью через весь роман проходит мысль: "Самое трудное в жизни это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств."

 

Из предвидений И.А.Ефремова: карточка Е-19 Роман "Час Быка", 1968 год.. Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками,¦ ¦чтобы обеспечить их правильное срастание.

Подтверждение.. Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам

 

Вершиной творческих исканий Ивана Антоновича при исследовании проблем на пути в будущее стала теория инферно (в буквальном смысле ад), сконцентрировавшая в себе все его обширные познания.

Суть ее в том, что история на низших этапах развития общества сопровождается неизбежными страданиями каждого человека. То же характерно для всей эволюции жизни. Страдания могут многократно увеличиваться при возникновении замкнутых кругов безысходности.

В природе такие круги возникали вследствие частных, узкоспециальных приспособлений организма к условиям среды обитания, заводивших биологические виды в эволюционные тупики и, тем самым, обрекавших их на массовое вымирание.

В развитии человечества круги безысходности возникают в низкоорганизованных обществах с тоталитарными режимами. Одна из причин тому тенденция к самоизоляции подобных обществ на основе территориальных, национальных, религиозных и других признаков, ведущая к ограждению людей от контактов с внешним миром и их порабощению. Круг безысходности страданий замыкается.

Одним из наиболее опасных и изощренных способов порабощения, по его мнению, является лишение народов их исторической памяти, искажение истории. Один из героев романа, владыка планеты Торманс утверждает: "Человек не должен знать о прошлом, искать в нем силу, это дает ему убеждения и идеи, несовместимые с подчинением власти. Историю надо срезать от корня…"

Первым законом Великого Кольца, считал Ефремов, должен быть закон о свободе информации, по которому преступным считается любая власть, препятствующая познанию и распространяющая намеренную дезинформацию.

Погоня за материальным благополучием в ущерб развитию духовной культуры также ведет к безысходности инферно. Наиболее опасной ловушкой инферно он считал установление мирового владычества олигархии.

Всесторонне исследовав модель общества, находящегося в инферно, он сформулировал закон Стрелы Аримана. Суть его в том, что в этих условиях любое действие власти, даже с благими намерениями, оборачивается неисчислимыми бедами для людей. При этом в первую очередь Стрела Аримана без промаха разит лучшие человеческие проявления!

Были намечены три последовательные ступени выхода из инферно: обеспечение духовно богатой жизни человека через лучшие достижения мировой культуры и необходимость труда познания и творчества; совершенствование самого человека; преображение жизни общества. Сформулировать такую теорию под силу лишь человеку выдающегося интеллекта!

Иван Антонович, как никто другой, осознавал инфернальность жизни и предложил глубокий по смыслу рецепт: "Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?"

Именно в этом и был смысл его жизни, главный вектор литературного творчества. При знакомстве с творчеством И.А.Ефремова не трудно увидеть, что его произведения перекрывают все три ступени выхода из инферно!

С теорией инферно связана одна удивительная загадка. Автором теории в романе называется ученый и философ Эрф Ром, живший в пятом периоде Эры Разобщенного Мира, т.е. в наше время. Странное имя, словно попавшее к нам из далекого буду-

щего! Ефремов всегда точен в цитировании имен современников! Может быть все-таки закралась ошибка?

 

Из предвидений И.А.Ефремова0: карточка Е-17 Роман "Час Быка", 1968 год.. Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон¦ ¦металлической ленты.

Подтверждение.. В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях по патенту США N 3 451 182, по а.с. N 536 308 предлагаются подобные раздвижные телебаш-¦ ¦ни, мачты, антенны, опоры и т.п.

 

Тайну имени нетрудно раскрыть, если сопоставить с ним имя автора романа: Ефремов Еф-рем-ов Еф Рем Эрф Ром…

После публикации этого замечательного романа в 1968 году, первыми провидческую силу интеллекта Ивана Антоновича по достоинству оценили власть имущие и их холопы. Ему пришлось до дна выпить горькую чашу отлично организованной травли, в которой принимали участие от КГБ до собратьев по перу, продолжавшейся даже после его смерти, вплоть до наших дней!

С романом "Час Быка" связан еще один удивительный прогноз И.А.Ефремова. В 1971 году он предсказал, что роман станет обычным лет через пятнадцать. Так оно и случилось: лишь в 1987 году сняли запрет на упоминание и переиздание романа!

 

"Печаль моя светла…"

После окончания "Часа Быка" И.А.Ефремов приступил к работе над давно задуманным историческим романом о Древней Элладе. Направленность романа предопределили предыдущие произве-

дения "Лезвие бритвы" и "Час Быка", в которых он неоднократно подчеркивал особое значение красоты, культуры в целом для воспитания и самовоспитания, рассматривал их как первоочередное средство в борьбе с инферно.

Еще в "Лезвии бритвы" он писал: "Самый великий ученый нашего времени и один из величайших во все времена, мой соотечественник Вернадский ввел понятие ноосферы суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Она обнимает всех людей океаном, формирующим все представления о мире, и надо ли говорить, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия людей творческих должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять пачкать прежнее, вот еще одна громадная задача на пользу всему миру." О необходимости очистки ноосферы от образцов злобы, лжи, насилия, садизма… он писал и в "Часе Быка".

Так на фоне исторических событий времен Александра Македонского была поставлена грандиозная и многоплановая задача нового романа: исследовать истоки формирования человеческой культуры, духовных идеалов, показать преемственность культур прошлого, настоящего и будущего, осмыслить и очистить лучшие достижения культуры древнего мира, глубже изучить значение чувства прекрасного в формировании мировоззрения человека.

Сегодня много говорят и пишут об экологии, о борьбе за чистоту воды, воздуха… А Иван Антонович еще в те годы во весь голос призывал обратить внимание на самый главный вид экологии экологии души человеческой. Ибо без нее будут тщетными все попытки человечества сохранить природу даже под прямой угрозой собственного вымирания!

Полный светлой печали, роман "Таис Афинская" начал публиковаться в журнале "Молодая гвардия" в июле 1972 года.

Жизнь Ивана Антоновича Ефремова оборвалась 5 октября 1972 года, за два месяца до окончания публикации…

 

За порогом будущего

Ушел из жизни великий мыслитель, но с нами остались его дела и мысли. Осталась стопа "премудрых тетрадей", накопившаяся за долгие годы творческой работы уникальная картотека наблюдений и мыслей, помогавшая в осуществлении грандиозных замыслов.

А еще осталось множество неисполненных замыслов.

Он хотел написать еще одну научно-популярную книгу о палеонтологии: "Та философская "жила", что пронизывает мои романы, берет начало здесь, и я обязан популярно изложить читателю основы моей науки…"

Хотелось написать историческую повесть о легендарном броненосце "Ретвизан", о героизме русских моряков во время Цусимского сражения. Их стойкость и мужество служили ему верной опорой, особенно в последние годы жизни.

Был задуман исторический роман о нашествии хана Батыя на Русь. В нем он хотел, по его словам, "разглядеть корни деспотизма, исследовать эту тоже переломную эпоху беспощадно и беспристрастно…" Если в "Часе Быка" основное внимание было уделено последствиям деспотизма и путям их преодоления, то здесь, по-видимому, он собирался глубже исследовать причины, ведущие человечество в бездну инферно и, следовательно, искать новые обходные пути.

Он задумал еще один научно-фантастический роман "Чаша отравы" о далеком будущем. О чем важном он хотел нам сказать?

Сегодня мы можем лишь догадываться об этом. Впрочем, зная общую линию его творческих исканий, можно попытаться по названию спрогнозировать общее направление романа.

В предыдущих научно-фантастических романах он описал могучее бесклассовое общество далекого будущего. Но развитие продолжается. Каким оно будет? С какими серьезными проблемами предстоит столкнуться нашим далеким потомкам? Знание их может быть ценным и для нас.

Недаром И.А.Ефремов в романах о будущем много внимания уделял охранительным системам этого общества, ибо, по словам одной из юных героинь "Часа Быка" "Мне в первый раз стало страшно, когда я поняла, как хрупка человеческая культура. Что может угрожать ей в, казалось бы, совершенном будущем?

В прологе романа "Час Быка" Иван Антонович оставил один намек на такую опасность, вложив его в уста школьницы будущего: "Я только что читала о мертвых цивилизациях нашей Галактики,.. не убитых, не самоуничтожившихся, а именно мертвых. Если сохранилось наследие их мыслей и дел, то иногда это опасный яд, могущий отравить еще не зрелое общество, слепо воспринявшее мнимую мудрость. …Исследование погибших цивилизаций столь же опасно, как разборка древних складов оружия, временами попадающихся на нашей планете."

Возможно, в "Чаше отравы" он хотел поставить мысленный эксперимент по испытанию на устойчивость общества будущего, воспринявшего мудрость исчезнувшей высокоразвитой, но чужой, цивилизации? А может быть подобная опасность могла возникнуть при контакте с цивилизациями из анти-мира Тамаса, о котором мечтали герои "Часа Быка"? Кто знает? Во всяком случае, предупреждение Ефремова очень актуально и в наше время.

 

* * *

 

В прологе к роману "Лезвие бритвы" И.А.Ефремов отметил глубочайшую взаимосвязь жизненных обстоятельств: "И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или иные случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь… Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой."

Такой логической цепью и была жизнь этого удивительного человека, созданная его собственной волей. А его "кнопкой" были тяга к знаниям и неистребимый интерес к новому, неизвестному, воспитанные книгами в детстве и юности.

Он прожил всего 65 лет, но сумел за это короткое время прожить сотни ярких, насыщенных жизней и осуществил мечту детства проник в неведомое, объял мыслью время и весь мир!

Таким он навсегда и останется в памяти людей. Иван Антонович Ефремов Человек, проложивший дорогу через прошлое к будущему.

 

ГЛАВА 9 СЛАГАЕМЫЕ ТАЛАНТА

Для успешной работы над поставленной творческой Целью требуются определенные качества творческой личности (КТЛ). Какие? Можно ли их развивать и как?

Психологами предложено множество вариантов творческих качеств, но все они носят описательный характер510: либо эти качества есть, либо их нет (со всеми вытекающими последствиями).

В 1967 году известный канадский биолог Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию" представил свой взгляд на творческих качеств и один из первых попытался дать некоторые конкретные рекомендации по их развитию.

Впервые комплекс качеств творческой личности, носящий рекомендательный 0характер, был предложен в 1984 году Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным.

Они выявили шесть основных качеств, которые можно воспитывать и развивать:

1) наличие новой, значительной, общественно полезной Достойной Цели;

2) наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль за их выполнением;

3) высокая работоспособность в выполнении намеченных планов;

4) хорошая техника

 

51 0Виноградова Т.В. Творческая личность в науке (Психологические исследования). В сб.: Творчество и жизненный путь ученого. Реф. сб. М., 1988. (Серия: Науковедение за рубежом). 52 0Верткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности. В сб.: Нить в лабиринте. Петрозаводск: Карелия, 1988.

 

решения задач;

5) "умение держать удар" способность отстаивать свои идеи;

6) результативность.

 

Впоследствии авторы несколько изменили свою схему, удалив "результативность" и введя "способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели."

О таком комплексе творческих качеств, но с некоторыми изменениями, отражающими точку зрения автора данной книги, пойдет дальнейший разговор.

 

Поисковая активность

Развитая поисковая активность, направленная на познание, тяга к неведомому и небывалому является определяющим для творческой личности качеством. Оно задает главный мотив ее жизни стремление расширить горизонты познания человека и его возможности. Пронизывает все этапы становления творческой личности и все ее последующее творчество: только благодаря этому качеству формируется главный вектор творческого поиска, происходит последующий выбор Цели и работа над ней.

В главах 4, 5 мы уже подробно рассмотрели роль этого качества, 1возможные пути его развития научно-фантастическая, 1приключенческая, научно-популярная литература, выбор соот1ветствующего "идеального героя", развитие воображения, мно1гообразие интересов, выработка навыков систематического са1мообразовния.

Ряд последующих рекомендаций по развитию творческого мышления также косвенно способствует ее развитию.

.