Иудаизм


Начнем с иудаизма. Древние евреи стали народом, который сформировался исключительно вокруг религиозной идеи. В еврейской истории были различные государства, которые возникали и исчезали, а были периоды существования без государства. Но всегда, на любом этапе евреи были именно народом: высокодифференцированным полиэтническим обществом, устойчивым, активным и подвижным, сплотившимся вокруг религии и религиозной формы.

В иудаизме мы встречаем все характерные черты религии: • трансцендентализм Единого Бога, • идею творения из ничто, • радикальный дуализм …
Творца и твари (миром), • детализированную теологию, • центральную роль пророков, • драматизм морального выбора, • этику героического преодоления обычных условий существования, • идею священной истории, текущей от рая к «последним временам», • надежду на мессианское восстановление к концу мира, противостояние времени, • острое осознание противоположности общины верующих всем остальным окружающим народам, • предельную агрессивность и крайнюю жертвенность.

Центральным понятием является «священный народ», то есть сами евреи: они мыслятся радикально отличными от других народов и этносов тем, что только они знают о той дистанции, которая отделяет мир от его Творца.

Иудейская религия сформировалась вместе с еврейским народом, история евреев и история иудаизма тождественны. Евреи жили среди других народов, смешивались с другими этносами, в определенные периоды создавали государственность с монархическим правлением, отправлялись в рассеяние и в плен, и снова собирались в Палестине, но всегда осознавали себя носителями особой религиозной миссии, отождествляя свою собственную историю с историей спасения мира, ожидающего приход «машиаха».

Хотя в истории евреев были периоды полноценной государственности (государство Израиль как «последняя» форма иудейской государственности, согласно религиозному толкованию современных раввинов, существует и в наше время), еврейский народ не может быть тождественен государству, так как тысячелетиями сохранял свою идентичность и без него, в условиях рассеяния. При этом, безусловно, имели место многочисленные случаи этнического смешения, но социокультурный тип еврея, выстроенный вокруг идеи «святого народа» и его миссии, сохранялся неизменным.

Евреи, таким образом, являются ярчайшей иллюстрацией того, как народ может веками существовать без государства, не ассимилируясь и не превращаясь в гомеостатический этнос.