История календарей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ………………………………………………………4

2 ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ……….…………………………………………….5

2.1 Греческий календарь……………………………………………………5

2.2 Римский календарь……………………………………………………..5

2.3 Юлианский календарь (старый стиль)………………………………..5

2.4 Григорианский календарь (новый стиль)……………………………..6

2.5 Мусульманский календарь…………………………………………….7

2.6 Египетский календарь………………………………………………….8

2.7 Китайский календарь…………………………………………………..8

2.8 Календари майя и ацтеков……………………………………………..9

3 ЮЛИАНСКИЕ ДНИ…………………………………………………………..10

4 ЛИНИЯ ПЕРЕМЕНЫ ДАТЫ…………………………………………………11

5 ВРЕМЯ……………………………………………………………………….…13

5.1 Местное время и долгота……………………………………………..13

5.2 Поясное время…………………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………………..17

Введение

Система счета длительных промежутков времени называется календарем. За многовековую историю человечества было разработано (и использовалось) много различных систем …
календарей. Но все календари можно разделить на три главных типа: солнечные, лунные и лунно-солнечные. Рассмотрим некоторые из них, исследуем способы измерения времени ими и их точность.

 

 

Измерение времени

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

В основе солнечных календарей лежит продолжительность тропического года, в основе лунных календарей — продолжительность лунного, или синодического, месяца, лунно-солнечные календари основаны на обоих этих периодах. Современный календарь, принятый в большинстве стран, является солнечным календарем.

Примером лунного календаря является магометанский календарь, лунный год которого состоит из 12 лунных месяцев и содержит 354 или 355 средних солнечных суток.

В еврейском лунно-солнечном календаре год состоит то из 12 месяцев (354 дня), то из 13 месяцев (384 дня). Кроме того, есть годы "недостаточные" (353 дня и 383 дня) и "избыточные" (по 355 и по 385 дней).

Основной единицей меры времени солнечных календарей, как уже было сказано, является тропический год. Продолжительность тропического года в средних солнечных сутках равна 365,2422 (365d5h48m46s).

При составлении солнечного календаря необходимо выполнить два условия:

1) продолжительность календарного года, в среднем за несколько лет, должна быть как можно ближе к продолжительности тропического года;

2) календарный год должен содержать целое число суток, так как неудобно было бы начинать один год ночью, другой — утром, третий — вечером и т.д.


История календарей

2.1 Греческий календарь. В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему не хватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25*8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа.

2.2 Римский календарь. Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев — сентябрь ("седьмой"), октябрь ("восьмой"), ноябрь ("девятый") и декабрь ("десятый"). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца — январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.

2.3 Юлианский календарь (старый стиль). Разработан александрийским астрономом Созигеном и введен Юлием Цезарем в 46 г.

до н.э. Выше упомянутые два условия выполняются в нём соблюдением следующего простого правила: продолжительность календарного года считается равной 365 средним солнечным суткам три года подряд, а каждый четвертый год содержит 366 суток.

Годы продолжительностью в 365 суток называются простыми, а в 366 суток — високосными. Високосными годами в юлианском календаре являются

 

те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. В високосном году в феврале 29 дней, в простом — 28.

Таким образом, продолжительность года в юлианском календаре в среднем за 4 года равна 365,25 средних солнечных суток, т.е. календарный год длиннее тропического всего лишь на 0,0078 суток.

Счет времени юлианскими годами за 128 лет даст расхождение со счетом тропическими годами приблизительно в 1 сутки, а за 400 лет — около 3 суток (например, день весеннего равноденствия через 400 лет по юлианскому календарю наступит на три дня раньше). Расхождение это практического значения не имеет и юлианским календарем пользовались все европейские страны около 16 столетий.

2.4 Григорианский календарь (новый стиль). Возник в результате реформы юлианского календаря, произведенной в 1582 г. римским папой Григорием XIII из религиозных соображений.

Дело в том, что указанное выше небольшое расхождение юлианского календаря со счетом тропическими годами оказалось неудобным для церковного летосчисления. По правилам христианской церкви праздник пасхи должен был наступать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, т.е. первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. В год, когда было установлено это правило на Никейском Соборе (325 г, н.э.), день весеннего равноденствия по юлианскому календарю приходился на 21 марта. В 1582 г., т.е. через 1257 лет он стал приходиться уже на 11 марта. Этот переход дня весеннего равноденствия (за 128 лет на одни сутки) на

более ранние даты вносил путаницу и неопределенность в определение дня пасхи и других христианских праздников. Реформа календаря, произведенная по проекту итальянского математика и врача Лилио, предусматривала, во-первых, возвращение календарной даты 21 марта на

день весеннего равноденствия и, во-вторых, изменение в правиле счета простых и високосных лет с целью уменьшения расхождения со счетом

тропическими годами. Поэтому в булле папы Григория XIII имелись два принципиальных пункта:

1) после 4 октября 1582 г. было предписано считать не 5, а 15 октября.

2) не считать в дальнейшем високосными те годы столетий, у которых число сотен не делится без остатка на 4 (1700, 1800, 1900, 2100 и т.д.).

Первым пунктом этого постановления устранялось расхождение в 10 суток юлианского календаря со счетом тропическими годами, накопившееся с 325 г., и день весеннего равноденствия в следующем году наступил снова 21 марта.

Вторым пунктом продолжительность календарного года в среднем за 400 лет устанавливалась равной 365,2425 средних солнечных суток. Таким образом, средний календарный год стал длиннее тропического всего на 0,0003 суток и счет времени по григорианскому календарю и тропическими годами даст расхождение в 1 сутки только лишь через 3300 лет. Поэтому дальнейшее совершенствование григорианского календаря в этом направлении нецелесообразно.

2.5 Мусульманский календарь. До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет — 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

2.6 Египетский календарь. Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф "месяц" в виде лунного серпа.

Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж. Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц — из трех недель.
2.7 Китайский календарь. Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую

продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим

данным — 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, "год коровы" в 1997, "год тигра" в 1998, "зайца" в 1999, "дракона" в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.
2.8 Календари майя и ацтеков. Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя — ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.