Историко-философская реконструкция понятия движение.

Динамическая организация бытия.

Структурная организация бытия.

Структурная организация сущего означает, что любое материальное явление так или иначе «устроено», структурировано. Иными словами, оно чаще всего представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Они могут быть сгруппированы в некоторые классы (формы) сущего – говорят, например, о физической, химической, биологической и социальной реальностях. Обычно выделяют и структурные уровни в организации сущего. Тогда к одному и тому же уровню могут быть отнесены те объекты, которые схожи между собой по своему строению и подчиняются некоторым общим законам.

В неживой природе часто констатируется следующая «лестница» систем: вакуум – элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела – планеты – …
звезды – галактики – метагалактика («Мир естествоиспытателя) – универсум (мир в целом, «Мир философа»). (Здесь также отражается причинно-генетическая связь и отношения «включенности «между уровнями (скажем молекулы возникают из атомов м включают их в свои структуры).

Человек живет в системном мире и сам представляет собой систему, «вписанную» в более сложные системы (природу, Вселенную, Универсум) и взаимодействующую с ними. Эти «сверхсистемы» изначально оказались столь удачно организованными, что человек когда-то смог возникнуть и приспособиться к миру.

Теоретические расчеты показывают, что если бы, масса протона, образовавшегося в начальной фазе эволюции Вселенной, оказалась всего на 30% меньше ее реальной величины, то в мире смогли бы сформироваться лишь атомы водорода, а наблюдаемые сегодня более сложные системы не могли бы существовать.

Любая научная картина мира является относительным знанием, и по мере развития науки она может уточняться и изменяться.

Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям (это в равной мере относится к материальным и духовным сущим). Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.

Что такое движение, каковы его источники, формы, направленность? Как передать движение в понятиях? Эти вопросы относятся к разряду важных философских проблем.

На первоначальных этапах развития философской мысли движение понималось как возникновение одного и уничтожение другого.

Такое понимание движения характерно для первых древнегреческих философий (милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур), которые рассматривали первоначало вещей – воду, апейрон, воздух, огонь, атомы, как находящиеся в постоянном движении и изменении.

Вода Фалеса – вечное движение, она не имеет определенной, стоячей формы, она везде, где есть жизнь. То же у Анаксимена: возникновение множества вещей и возвращение их в единое первоначало – воздух. В глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции возникла идея об универсальности движения. Особенно ярко движение представлено у Гераклита через впечатляющий образ реки – «в одну и ту же реку мы входим и не входим», т. е. река равна себе, поэтому мы в нее входим, и в то же время она не равна себе, она все время течет, поэтому входим мы как бы не в нее. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

В последующие периоды, особенно в XVIII в., отчетливо формируется понимание движения как способа существования материи (Толанд, Гольбах). Однако само движение понимается лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Но не являются простым перемещением изменения, происходящие в живом организме, в обществе и т. д. Глубокие идеи, связанные с пониманием движения были высказаны Лейбницем, Гегелем. Гегель преодолевает представление о движении как о только механическом перемещении и раскрывает такие свойства движения, как переход количественных изменений в качественные, борьба противоположностей и отрицание отрицания.