Инструментализм


Инструментализм в исследовании этнических процессах сложился в 1960—70-е годы в США в ходе социологического анализа интеграции цветного населения этой страны, межрасовых браков и позиции белого населения. Эти исследования выявили решающую роль пол. элит в этом процессе. Ранее эти элиты были заинтересованы в подержании сегрегац. модели управления общ-ом, а постепенно в силу необх-ти расшир. среднего класса и потребительного потенциала населения перешли к технике расовой интеграции.

Инструменталисты сосредоточены на изучении именно этнических процессов, …
но организованных искусственно и имеющих своей целью укрепление или реорганизацию социальной стратификации в интересах конкретной политической группы.

Первыми социологами, выдвинувшими концепцию инструменталистского подхода, были американцы Натан Глейзер и ДаниэлМонихэн (книга «Этничность: теория и опыт»). Согласно Глейзеру и Монихану, этничность является не просто набором сентиментов и аффективных чувств, но формой реализации соц. стратегий – наряду с нациями и классами. С их точки зрения этнос есть группа общих интересов, то есть искусственная организация.

К исследованию этнической идентичности инструменталисты применяют «теорию рационального выбора», согласно которой, поведение индивидуума диктуется стремлением достичь поставленных целей максимально кратким и простым путем, что предопределяет и структуру его идентификаций: он отождествляется с теми коллективными формами, с которыми это делать выгодно. Этничность, таким образом, становится не более чем средством для достижения конкретной цели. Если этничность помогает ее достичь, она акцентируется, если мешает – игнорируется.

Инструментальный перенниализм – разновидность инструментализма

Представитель инструменталистского подхода социолог Дональд Ноэл сводит фактор этнической идентичности к тем случаям, когда одна группа людей стремится навязать другой группе людей свою власть и для этого прибегает к инструментальному конституированию особой общности (этнической или религиозной). Этнос и этническая идентичность изобретается элитой для закрепления соц. стратификации. Ноэл называет такую стратификацию «этнической» и считает ее частным случаем соц. стратификации.

Английский социолог Дэвид Мэйсон утверждает, что «этничность является ситуационной. Разные люди в разных ситуациях декларируют разную этническую принадлежность».