Индоевропейцы как воины и солярные культы


Еще одной отлич. чертой индоевр. (особенно кочевых «ариев» Турана) является их воинственный характер. Индоевр. общ-во это в первую очередь воинственное общ-во, воюющее общ-во. Среди трех ф-ий, составляющих трехф. структуру, у индоевропейцев доминирует одна – воинская. Индоевропейцы – народ бога войны, Марса. И жречество, и возделывание земли подчинены в их обществах преобладающей героической функции. Именно героизм, воинственность, столкновение со смертью, неравновесность миробытия в агрессивном состоянии натиска и захвата Освальд Шпенглер кладет в основу той …
культуры, которую он называет «туранской» и которую он противопоставляет двум другим типам культур – культуре Атлантиса (западный ареал Европы – от Ирландии до Иберии) и культуре Куша (ареал, простирающийся от Ближнего Востока к Индии и Пакистану).

Индоевропейцы как социологическое явление непосред. связаны с пассионарностью, войной, героической сис-ой ценностей.

Эта воинственность отражена в мифах и религиях индоевропейцев, в центре которых стоят образы неба и солнца, а также этика самопреодоления, подвига, сражения с чудовищами и осуществления невозможного. Солнце светит изо дня в день, и его силы не убывают. Солнечный принцип стоит в основе индоевр. культуры: герой, подобно солнцу, отдает всего себя излиянию внутр. энергии, самосожжению, огненной стихии, чтобы столкнуться с ночью и смертью, но «наутро» восстать из могилы победителем.

Индоевропейский фактор и славяне

Славяне никогда не были кочевым скотоводческим этносом с высоким дифференциалом и героической доминантой. Об этом не сохранилось ни преданий, ни сказок, ни эпических сюжетов. И это является глубинной константой всей русской истории. Древние славяне, какими мы их встречаем в истории, были преимущественно миролюбивыми аграриями, занятыми обработкой земли и освоением новых территорий, пригодных для земледелия. При этом славяне были чрезвычайно динамичны, подвижны и тяготели к речной стихии. Они селились вдоль рек, и именно от их берегов и плодородных пойм начинали свое распространение вглубь лесной зоны, шаг за шагом отвоевывая у леса все новые и новые территории, пригодные для пахоты.

В общем контексте туранских индоевр. обществ славяне занимали периферийное положение, составляя основу оседлого крестьянского населения, которое в серии завоевательных, перекрещивающихся кочевых волн составляло устойчивое место третьей страты – оседлых земледельцев. Причем такое положение дел было задолго до первых документированных сведений о славянах. Будучи индоевр. народом, они были глубоко интегрированы в воинственное индоевр. общ-во: они были евразийские «квириты», «домохозяева» («грихаспати»), «вайшьи» и были наделены полноценным статусом в структуре трехф. общ-ва. Мы застаем славян уже испол. железный лемех, пашущими на волах и конях с преобладанием в пахоте мужского труда. Эти признаки показывают, что мы имеем дело с третьей стратой дифференцированного индоевр. народа и соответственно стратифицированным, политически оформ. общ-ом. Славяне не играют в нем роли правящей элиты, но полноценно участвуют в общей структуре. Это соучастие объясняет массовое участие славян в военных походах. Хрониками описаны мужество и героизм славян, их храбрость, агрессивность и «дикость». Скорее всего, не сами славяне выступают инициаторами масштабных захватнических походов, но ведомые военной индоевр. элитой, они органично вписываются в войну, хотя после возвращения домой снова входят в стихию мирного сельского труда. Славяне-индоевропейцы в социологич. смысле и являются органичной частью древнейших индоевр. обществ. Язык и культура, быт и особенности мифологии, хоз. практика и обряды – все это позволяет отнести древних славян к вполне опр. цивилизац. типу.



 

22. Урало-юкагирская языковая группа. (финно-угорская эйкумена)