Индивидуальный и групповой анализ данных


Читайте также:
  1. B. Загрузка моментального снимка данных на ПК.
  2. B. интегрированная совокупность данных, предназначенная для хранения и многофункционального использования
  3. B. Перечнем названий полей с указанием их типов и других дополнительных свойств данных, содержащихся в них
  4. Bars: Database Toolbar (команды инструментальной панели базы данных)
  5. BPWIN 4.0 – инструмент системного анализа
  6. C. немедленное и автоматическое сохранение измененных данных
  7. C. Отображение моментального снимка данных при помощи функции “Snapshot Upload” TIS 2000.
  8. Case-средства для моделирования данных.
  9. D. ввода данных и наглядного отображения их на экране
  10. Database Browser (команда браузера базы данных)
  11. DLC (разъем канала передачи данных)
  12. Excel в качестве источника и приемника данных.

На каждом уровне абстрагирования процесс интерпретации в оп­ределенной степени попадает под влияние исследователя, его ценно­стей, идеологии и теоретических предпочтений. Каждый исследова­тель имеет свою позицию и «мертвую зону видимости»-. Лишний раз напомним, что в отличии от индивидуального групповой анализ дан­ных позволяет осуществлять контроль над получаемыми результа­тами через процедуру триангуляции группой из нескольких иссле­дователей. В процессе совместного обсуждения хода анализ:: получаемые результаты интерсубъективно верифицируются.

Метод многоуровневой исследовательской триангуляции состо­ит в привлечении к работе нескольких исследователей, которые бы собирали информацию с различных уровней организации: на­пример, один исследователь-консультант работает на низших уровнях организации, другой работает с высшими эшелонами власти. Вместе они обсуждают зародившиеся у них гипотезы по поводу процессов в организации. Это особенно важный момент, поскольку при исследовании организации очень трудно отделить личностные предпочтения и влияние каждого консультанта. Для того, чтобы это снизить и дать более реалистичную картину — привлекаются несколько специалистов. Они же могут осуществлять и методологи­ческая триангуляция,которая подразумевает и комплексность использования методов анализа. Кроме того, существует и времен­ная триангуляция.Когда происходящие процессы отслеживаются за достаточно продолжительный период времени. По мере возможного

гi

i’

исследователь пытается реконструировать события во времени, при­влекая как можно больше источников информации и информантов.

На завершающей стадии социологи описывают как исследуемая про­блема и результаты исследования воспринимаются и оцениваются людь­ми, которые попали в поле зрения, и что они делают. Пример: админис­трация предприятия не видит проблему, весьма негативно относится, очень вяло реагирует. А что касается действий — то практически выпол­няются только «дежурные дела», которые спущены свыше.

Логика анализа данных заметно упрощается, если есть ясность в каком виде будет происходить представление результатов.

Логика отбора информации может выстраиваться по нескольким основаниям:

1. По принципу хронологии ключевых процессов и событий.



2. На основе ключевых событий наиболее значимых случаев, упорядоченных по степени нарастания или убывания их значи­мости, а не в том порядке, как они происходили в реальном вре­мени.

3. На основе фокусирования внимания на отдельных личнос­тях или группах. Данные организуются таким образом, чтобы опи­сать важные процессы, происходящие в таких группах или с от­дельным человеком: социализация, принятие важных решений, сфера и способы общения, выстраивание стратегий.

4. На основе освещения в первую очередь тех ключевые проблемы, которые совпадают с первичными исследовательски­ми задачами.

Глава 12

Представление отчета

о качественном исследовании

Длительная работа по преподаванию качественной методоло­гии показывает, что начинающие исследователи, даже наиболее продвинутые и знающие как провести социологическое исследо­вание, как правило, не всегда могут отразить на бумаге результа­ты своих исследований и связать свои научные выводы с резуль­татами других исследователей. Кроме того, социологическая наука развивается, и в ней появляются новые тенденции в написании отчетов. Так, например, если ранее в российской социологичес­кой практике социологам приходилось сталкиваться в основном с количественными исследованиями и писать по окончании ис­следования отчеты в количественной парадигме, то в настоящее время в различных сферах социологического знания все чаше и чаще стали применяться качественные методы. Поэтому начина­ющие исследователи, как правило, не знакомы с тем, как оформ­лять результаты качественного исследования в письменном виде.

Целью данного раздела является ввести начинающих исследо­вателей в мир написания отчетов, основанных на полученных в кейс стади материалах особого рода. Мы постараемся показать, как продвигается исследователь от технической стороны — транс­крибирования интервью и анализа Дйиных к написанию непосред­ственно отчета.

Отметим, что работа по суммированию ценных мыслей начи­нается уже на этапе сбора материала, о чем мы неоднократно упо­минали в других разделах. Именно поэтому, те идеи, которые при­ходят в голову исследователя на этапах сбора и обработки материала, необходимо записывать в полевой журнал (дневник).

Как показывает работа с исследовательскими материалами, наибольшая часть важных мыслей приходит на этапе транскри­бирования материала, когда исследователь заново читает или перечитывает интервью. Кроме того, данные из уже распечатан­ных интервью аккумулируются, и с их помощью строятся опреде­ленные типологии. Поэтому на первом этапе написания отчета исследователь пытается изложить именно те мысли и идеи, кото­рые пришли к нему на предыдущих этапах.

Однако неверным было бы полагать, что аналитическая рабо­та заканчивается написанием отчета, а само написание отчета -это суммирование результатов предыдущих этапов. На самом деле, при написании отчета суммируются прежние находки, а анали­тическая работа ума предполагает продвижение исследователя и к новым интересным выводам и заключениям. Поэтому написа­ние аналитического отчета — это этап и значительного продвиже­ния исследователя в аналитическом плане.

Структура отчета

Как правило, отчет строится по определенному плану. Существу­ют различные точки зрения по поводу логики построения таких отчетов. Ниже мы приводим наиболее распространенную схему:

/. Введение.

2. Методология.

3. Анализ результатов. Ввод в дискуссионные поля.

4. Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем.

5. Заключение.

6. Библиографические ссылки.

А теперь остановимся более подробно на написании каждого пункта отчета. Как правило, он начинается с введения, в котором отражается та область, которую исследователь постарался изу­чить. Здесь же составитель отчета подробно описывает тот иссле­довательский вопрос, который он задал себе на первом этапе исследования. В зависимости от тактики исследователя, введение может быть написано двумя путями:

1. Если исследователь заранее знал о существовании литературы по изучаемому вопросу и тщательно ее изучил, однако существует недостаток знаний внутри уже довольно изученной области, то он старается показать то, что было известно в социологической литературе и исследовательской практике до него, и какой вклад он

привносит своим исследованием. Таким образом, данные, кото­рые будут представлены позже в отчете, должны соотноситься с той литературой, которая уже существует, и показывать те резуль­таты исследования, которые расширяют круг знания по уже изу­ченному вопросу.

2. Если исследователь, проведя определенный анализ социологи­ческой литературы, как отечественной, так и зарубежной, убедился в том, что практически не существует литературы по интересующей сто теме, то в таком случае все находки и результаты исследования трудно будет соотнести с литературой, поскольку таковой нет. Тогда исследователь может сделать достаточно короткое введение, указав на отсутствие существенной проработки данного вопроса и на погра­ничные области в теоретическом анализе, с которыми соприкасают­ся данные его исследования, и затем плавно переходить к методоло­гии и результатам исследования. Возможно, что в таком случае исследовательские данные будут способствовать приращению зна­ния на теоретическом уровне.

Методология. При описании методологии исследования, вы должны представить достаточно информации о том, как вы про­вели исследование. Постарайтесь представить его логику от са­мой первой стадии до последней. Постарайтесь отразить то, как менялся исследовательский вопрос на протяжении вашего иссле­дования, как вы отбирали своих респондентов, сколько человек, в конечном счете, вы опросили. Вы также можете представить гид или опросник, который вы использовали, в качестве приложения.

Анализ результатов, дискуссия. Это — наиболее важная часть исследовательского отчета. Убедительность ваших выкладок б уд ci’, по всей видимости, зависеть от того уровня обобщений, которые вы выбрали. Как правило, в отчете вы стараетесь представить те типо­логии, которые вы открыли с помощью вашего исследования. Или же исследователь может представить свою теорию, которая объясня­ет ответы респондентов. Возможно, что вы своим исследованием под­тверждаете теории других авторов, на которые можно сослаться. И наконец, если вами были получены уникальные материалы, то показать в чем состоит специфика полученных вами данных по срав­нению с данными других исследователей.

В данном разделе отчета вы стараетесь представить целый перечень тем, которые, на ваш взгляд, проливают новый свет на предмет вашего исследования и отвечают наиболее полным обра­зом на исследовательский вопрос. Иногда у вас отчет соотносится с темами, которые были обозначены в вашем исследовательском

гиде-вопроснике. Таким образом, вы стараетесь суммировать ин­формацию, полученную от респондентов по той или иной теме. Вы обращаете внимание на сходство во взглядах респондентов и стараетесь объяснить с помощью уже существующих теорий их различия, если они есть. Если же вы не знаете таких теорий, то исследователю самому приходится разрабатывать собственные объяснения.

При работе с текстами интервью вы уже постарались провести категоризацию определенных явлений, выстроить определенные типологии. Именно на этане написания отчета исследователь идет дальше и пытается развить те категории, которые появились у него на этапе транскрибирования интервью. Он пытается перейти на более высокий уровень абстракции, поскольку должен обобщить высказывания всех опрошенных по тому или иному вопросу, а так­же дать объяснение сходств и различий, данных в интервью. Таким образом, на этом этапе исследователь может привлекать теоретические конструкции для объяснения явлений, выявленных на этапе сбора и первичного анализа данных.

Кроме того, при написании отчета он также должен постарать­ся проследить динамику определенных явлений.

Таким образом, анализ результатов — наиболее существенная часть отчета, составленная по результатам вашего исследования. В этом разделе вы представляете свои аргументы, ваши выводы, которые подтверждаются словами ваших респондентов. В отче­тах хорошего уровня присутствуют взгляды респондентов наряду с аналитической интерпретацией того, что было ими сказано. При написании этой части отчета вы неоднократно будете читать и перечитывать отрывки из интервью с респондентами для того, чтобы читатель мог понять, каким образом встраиваются их слова в ваши обобщения.

Рефлексия. В качественных исследованиях огромную роль иг­рает позиция самого исследователя, имеющиеся у него предрас­судки. Они оказывают воздействие на формируемые им теории. Поэтому в этой части, как правило, делается акцепт на том, как траектория становления исследователя, его взгляды могли повли­ять на выводы. Отслеживаются другие факторы, которые могли повлиять на его взаимодействие с респондентами.

Таким образом, в конце вашего отчета было бы полезно оста­новиться на том, какие факторы повлияли на ваше исследование па каждой его стадии. Как ваш пол, ваше происхождение, ваш воз­раст могли повлиять на результаты вашего исследования?

Представление информации в форме ответов на нижеследую­щие вопросы может также служить в качестве дополнительных оценочных критериев [69].

1. Как была отобрана первоначальная выборка? На какой основе?

2. Какие более важные категории возникли?

3. Какие события, инциденты, действия и тому подобное (как индикаторы) указывали на некоторые из этих более важных категорий?

4. На основе каких категорий происходила теоретическая выбор­ка? То есть, как теоретические формулировки направляли сбор данных? После того как теоретическая выборка была сделана, насколько репрезентативными оказались эти категории?

5. Каковы были некоторые из гипотез, относящиеся к концептуаль­ным связям (т.е. между категориями) и на каких основаниях они были сформулированы и проверены?

6. Были ли случаи, когда гипотезы не поддерживались тем, что наблюдалось в действительности? Как учитывались эти разногласия? Как они влияли на гипотезы?

7. Как и почему была выбрана центральная категория? Был этот выбор сделан сразу или постепенно, трудно или легко? На каких основаниях были приняты окончательные аналитические решения?

Возможно, что в результате этой рефлексии вам захочется пе­реписать какие-то части вашего исследования.

Заключение.В заключении исследователь должен представить в лаконичной форме основные результаты исследования. Возмож­но, что это будет определенным повторением того, что было уже сказано. Однако это должно быть выражено в очень краткой фор­ме, в качестве перечисления. Исследователь, таким образом, сум­мирует те выводы и заключения, к которым он пришел за период работы над проектом.

Список использованной литературы.После представленного зак­лючения следует список используемой литературы или ссылки на литературу, которая соотносится с материалами исследования.

Специфика написания отчета в зависимости от его типа

Исследовательские отчеты бывают разных видов. Одни из них предназначены непосредственно для научной общественности, другие — для клиентов. Способ, с помощью которого исследова­тели представляют данные исследований, влияет на доверие читателя к результатам и в целом на отношение к исследованию. Каждый вид отчета имеет свою специфику. Остановимся более подробно на специфике написания отчетов в части анализа резуль­татов, дискуссии:

1. Исследовательский (научный) отчет. В этом отчете возмож­
но присутствие специальной социологической терминологии.
В отчете могут быть использованы усложненные формулировки,
которые, однако, должны быть понятны профессионалам. В науч­
ном отчете должна прослеживаться логика мысли исследователя
от зарождения идеи до конечного результата. Отдельное место в
научном отчете отводится методологии проведения исследования,
а в специальном разделе достаточно подробным образом описы­
ваются все методы, с помощью которого был осуществлен сбор
материала, возможно краткое изложение основных компонентов
программы, включая задачи и гипотезы исследования. В некото­
рых отчетах возможно приложение инструментария (образцов
анкет и интервью). Делается это порой для того, чтобы существо­
вала возможность сравнимости данных, собранных данным иссле­
довательским коллективом с данными других исследований.

Кроме того, в научном отчете возможно перечисление всех нахо­док исследования, в том числе и тех, которые не всегда целесообраз­но включать в отчет для клиента. Таким образом, научный отчет, пред­ставляет собой наиболее полный и объективный исследовательский результат, что говорит о валидности исследование.

2. Отчет для заказчика. Этот отчет, как правило, создается
таким образом, чтобы быть понятным клиенту — неспециалисту в
области социологии. Поэтому отчет для заказчика не должен быть
перегружен специальной терминологией. Результаты исследова­
ния, затрагивающие особо щепетильные вопросы, некоторые сфе­
ры, которые могут быть неадекватно расценены заказчиком, в осо­
бых случаях не включаются в отчет (если заранее не оговаривалось
между заказчиками и социологами о предоставлении полной и
исчерпывающей информации об объекте, включая негативную).

 

14?

Пример структуры исследовательского отчета №1

Проект «Управление инновациями и модернизация постсоветс­кой промышленности» II этап (апрель 2001 г.)

Региональный аналитический отчет по Московской области

1. Введение (краткая справка об исследованных предприятиях: отрасль, технический уровень, форма собственности и корпо­ративного управления, размер, возраст, типы инноваций).

2. Особенности механизма инновационного процесса на предпри­ятиях на стадиях проектирования, реализации, получения резуль­татов и их оценки.

3. Взаимодействие промышленных предприятий и научно-иссле­довательских организаций.

4. Барьеры инноваций и пути их преодоления.

5. Описание примеров удачной практики (элементов успешного механизма управления инновационным процессом).

6. Выводы и практические рекомендации.

С особенной тщательностью в отчете для заказчика нужно го­товить информацию, полученную от сотрудников, работающих на данной фирме. Все выводы и рекомендации должны быть только в обобщенном виде. В отчете не должно быть намека на то, кто и какую информацию дал социологам. В отчете должна быть такая информация, чтобы после ее прочтения клиент не мог вычислить главных «информантов» и причинить им зло. Этический аспект написания отчета для клиента содержит все те же рекомендации, как и в любом другом исследовании. Основной принцип: не на­вреди респонденту. Однако при написании отчета для клиентов, необходимо помнить, что количество людей в организации намно­го меньше, чем при участии в массовых опросах и поэтому они являются более уязвимыми. Именно поэтому в отчете не должно быть прямых или косвенных указаний на лиц, снабжающих соци­олога достоверной информацией об объекте.

В отчете, подготовленном для клиента, как правило, содержится одна часть, которая посвящена рекомендациям социологов. Иногда, в тех случаях, когда клиент заинтересован, рекомендации могут выглядеть как перечень мер, которые необходимо сделать с точки зрения исследователей для наиболее успешного функционирования организации. В тех случаях, когда руководители фирмы или пред­приятия заинтересованы в решении социальных вопросов, они могут попросить социологов специально выделить блок, посвященный мерам по улучшению социальных условий на предприятии.

В современных условиях, когда все меньше и меньше директоров заводов, руководителей фирм заказывают чисто социологические исследования, заключения по которым могут носить опосредованный характер. Социологи могут давать рекомендации, однако все зави­сит от воли директора внедрять или нет их рекомендации.

На социологах, таким образом, лежит огромная ответственность за выработанные рекомендации, именно поэтому они должны совме­щать в себе и роль исследователя, и роль эксперта — специалиста в области трудовых отношений, социологии труда, социологии управ­ления, чтобы достаточно квалифицированно давать рекомендации, исходя из общемировой практики. Не всегда команда исследовате­лей готова к такого рода рекомендациям, поэтому очень часто социо­логи и заказчики сходятся па том, что заказчик дает доступ для ис­следования организации, требуя взамен перечня определенных «проблемных» полей, которые видят люди извне. В таких случаях, социологи могут в приватной беседе показать определенные проблем­ные области в организации, которые существуют на их взгляд, а за­казчик оставляет за собой право принимать управленческие реше­ния в дальнейшем но этому поводу.

Таким образом, в современном мире область рекомендаций все более и более часто осваивают консалтинговые фирмы, а социологи и клиенты ищут новые взаимовыгодные варианты сотрудничества. Одной из форм такого сотрудничества является также предоставле­ние предприятию отчетов в виде определенных аналитических спра­вок, сводных статистических таблиц.

На сегодняшний день, как правило, не на всех фирмах и заво­дах действуют аналитические бюро по анализу и обработке ста­тистической информации. Более того, в начале 90-х годов многие плановые функции были свернуты на предприятиях и только сей­час некоторые предприятия возвращаются к анализу хозяйствен­ной деятельности. В основном в эти годы существовали лишь грубые прикидки. Поэтому одной из форм взаимовыгодного сотрудничества между социологами и клиентами в настоящее время является договор и предоставлении аналитических мате­риалов, касающихся исследуемого предприятия. Тем самым, социологи, получая доступ на предприятие, а также доступ к ста­тистическим данным, обязуются проанализировать, например, динамику развития персонала, анализ внутренней или внешней мобильности работников и т.п. Отчет для заказчика, таким обра­зом, может быть дополнительным отчетом, не связанным с темой исследования.

3. Интегрированный отчет. В современную эпоху все чаще и чаще результаты, полученные в количественном исследовании, необходимо пополнять качественными данными, которые по-новому освещают проблемы, лишь частично объясняемые количественными данными. В таких случаях исследователи пишут интегрированные отчеты, в которых наряду со статистикой присутствуют и выдержки из глубинных интервью, материалы наблюдений, которые объясняют статистические данные. Такого типа отчеты наиболее удобны и для читателя, поскольку позволяют даже тем, кто не совсем разбирается в статистической ин­формации и таблицах, ухватить суть сообщаемой информации.

4. Сегментированный отчет. В отличие от интегрированного отчета исследователи под воздействием определенных обстоятельств порой готовят сегментированные отчеты. В таких отчетах приводит­ся либо только количественная часть и не описываются находки е качественной стороны исследования, либо наоборот исследователи описывают результаты глубинных интервью с экспертами, и не опи­сывают количественные результаты. Все зависит, конечно, от самого заказа, от типа заказчика и от замыслов самих исследователей.

1. Специфика представления данных исследования в стиле кейс стади. В некоторых случаях, когда исследователи длительное время исследуют ту или иную организацию, фирму, предприятие или делают сравнительный анализ нескольких предприятий, областей, регионов, отчет может принимать довольно сложную для кейс стади форму. В таком отчете подробно описывается история вопроса, об­зор ситуации, а затем идет полное описание исследования и иссле­довательских находок. Надо отметить, что отчеты такого рода не дол­жны наносить вред изучаемым предприятиям, а также лицам, у которых исследователи брали информацию. Поэтому порой назва­ние предприятия вуалируется, имена респондентов заменяются. Надо отметить, что в качестве отдельного кейса, представленного в отчете, может быть не только предприятие или организация, но и судьба отдельного человека, описание отдельного процесса или явления. Если же изучается какое-то явление на уровне общества, то возмож­но и представление нескольких случаев — судеб людей для наиболее полного и глубокого описания того или иного явления.

Ниже представлен вариант отчета, созданный английской иссле­дователем Аннетт Робертсон па основании изучения положения женщин в двух угольных регионах России. Из структуры отчета вид­но насколько подробно и всесторонне автор подходит к изучаемой проблеме, посвященной тому, как женщины в угольных регионах справляются со сложным социально-экономическим положением, и

что они делают для того, чтобы выжить. Достаточно важно и то, что автор сознательно строит изложение от общего — к частному. Она начинает свой обзор с общего состояния экономики и положения женщин в угольных регионах. Этому посвящена первая часть. Во второй части автор переходит к конкретным стратегиям, посвя­щенным отобранным для исследования женщинам.

Пример структуры отчета №2

А.Робертсон. Предприимчивые женщины:

как женщины в угольных регионах России отвечают на изменения в области экономики и занятости

Часть I. Обзор ситуации: общие и конкретные проблемы, стоящие перед женщинами в угольных регионах России

1.1. Изменение социально-экономической ситуации в шахтерских
городах

• Экономический спад.

• Рост безработицы.

• Уровни безработицы.

• Женское лицо безработицы.

• Пособие по безработице.

• Снижение доходов к семьях.

• Социальная напряженность.

1.2. Занятость женщин в угольных регионах

• Степень участия в трудовой деятельности.

• Добровольное или принудительное участие в трудовой деятельности.

• Традиционные сферы женской занятости.

• Положение женщин в угольной отрасли.

• Специальные женские фабрики.

1.3. Последствия перемен в области экономики и занятости

• Распространеность женской безработицы.

• Кризис в бюджетном секторе.

• Образование.

• Здравоохранение.

• Реструктуризация угольной промышленности.

• Спад в легкой промышленности.

1.4. Заключение и выводы

Часть II.Ответы женщин