И причинными индикаторами


Читайте также:
  1. Анализ финансового рынка
  2. Балансировка коленчатых валов.
  3. Билет №20
  4. Большое значение имеет знание контекста для интерпретации текста максимально близко к авторскому замыслу.
  5. Введение
  6. Вероятностные модели
  7. Виды кривых амперометрического титрования
  8. Вопросы
  9. ГЛАВА 9. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
  10. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ (А.И. Копытин)
  11. Деформационные свойства грунтов
  12. Задания для домашней контрольной работы

 

Ясно, что скорее доход является причиной СЭС, чем наоборот. Несмотря на кажущееся сходство моделей измерения, изображенных на рисунках 3 …
и 4, их «поведение» на стадии анализа будет очень разным.Разными могут оказаться и методы оценки качества индикаторов для этих моделей. Даже без специального анализа можно сказать, что в модели с эффект-индикаторами (рис. 3) всякий «хороший» инди­катор должен чутко реагировать на рост или убывание латентной переменной и изменяться «в согласии» с остальными. В модели, изображенной на рис. 4, дело обстоит не так просто: если, скажем, возрастет доход — возрастет и статус, но образование или профессиональный престиж вполне могут не измениться, ос­таться на прежнем уровне. Другое очевидное отличие связано собственно с от­бором индикаторов: для модели на рисунке 3 любой «хороший» (т. е. надежный и валидный, см. гл. 6) эффект-индикатор может заменить любой другой, и их общее число вполне можно сократить: скажем, высокие результаты выполне­ния одного «хорошего» теста интеллекта будут достаточно надежно предсказы­вать результаты бесчисленного множества других тестов. Если же мы попыта­емся убрать какой-то причинный, формативный индикатор, то изменится не только объем нашей анкеты — изменится сама латентная переменная, кото­рую эти индикаторы собственно и составляют: так, стоит «убрать» доход из числа индикаторов СЭС, как мы уже будем изучать что-то вроде социального, но уж никак не экономического статуса. Приведенные примеры позволяют по­нять, почему так важно явно задать модель измерения, связывающую индикаторы, которые мы собираемся отобрать, с теоретическими понятиями.

Многие реальные модели измерения еще сложнее только что описанных. Индикаторы могут быть скоррелированы между собой и, что хуже, с ошибками измерения, в число индикаторов могут одновременно входить и эффект-индикаторы, и инди­каторы-причины. Часто разработка модели измерения ведет к радикальному прояснению теоретических гипотез и понятий, которые на предыдущих стадиях иссле­дования носили чрезмерно абстрактный и общий характер. Так, социолог, стремя­щийся найти индикаторы, скажем, «межэтнической напряженности», попытается по меньшей мере разделить «причины» и «эффекты» среди таких показателей на­пряженности, как поселенческая сегрегация (склонность представителей этничес­ких групп к компактному и раздельному поселению) отсутствие семейных и дру­жеских связей с представителями «чужого» этноса, число столкновений и воору­женных конфликтов, недоброжелательное освещение «чужаков» в местной прессе и т. п. В ходе такой работы он наверняка сделает более ясными и отчетливо сформулированными свои представления о механизмах возникновения межэтни­ческой напряженности и ее последствиях.



В целом при поиске и отборе индикаторов полезно руководствоваться некото­рыми общепринятыми правилами:

I. Используйте индикаторы, применявшиеся в более ранних исследованиях. Существует множество устоявшихся и проверенных индексов (т. е. суммарных показателей) и шкал, свойства которых достаточно изве­стны. При возможности проверьте, насколько хорошо «работают» эти по­казатели в вашем случае, проведя небольшое разведочное (пилотажное) исследование. Сориентироваться в многообразии существующих показателей и шкал помогают соответствующие справочные издания и тематические обзоры[11].

2. Если общепринятого способа измерения для какого-то понятия не су­ществует, попытайтесь разработать множество индикаторов для различных определений понятия и проверьте, как различия индикаторов будут влиять на различия в интерпретации результатов. Имея дело с многомер­ным понятием, стоит подумать, какие именно измерения, аспекты поня­тия существенны в рамках вашей исследовательской гипотезы.

3. Обычно установки и мнения имеют более сложную структуру и требу­ют использования большего количества индикаторов, чем, например, поведенческие события. Конечно, решающее слово в определении количества индикаторов (количества вопросов в анкете) принадлежит практи­ческим соображениям. Пилотажные исследования, интервьюирование «фокусных» групп могут оказаться полезными в отборе индикаторов и исключении лишних вопросов. Они также важны для оценки надежнос­ти и валидности показателей (см. гл. 6).

Прежде чем перейти к практическим проблемам конструирования вопросов для анкет и интервью, мы коротко рассмотрим уровни измерения, так как общее представление об уровнях измерения понадобится нам при обсуждении логики построения вопросов и ответов и использования шкал.