Гуссерлевская идея философии

Феноменология

Одно из ведущих направлений философии 20 века. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывает влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, давно уже ставшего классиком философии 20 века, к феноменологам, предложившим собственные, отличные от гуссерлевской, влиятельные концепции, можно отнести таких выдающихся мыслителей 20 века, как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти.

Гуссерль замышлял и разрабатывал феноменологию, как «переворот» в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований «духа в качестве духа», как «универсального самоосмысления», фундирующего и обосновывающего все актуальные и потенциальные формы человеческого опыта.

Задачу создания принципиально новой, универсальной философии …
(трансцендентальной феноменологии) Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ставившихся до него философией, но пока не решенных ею задач. В статье «Философия как строгая наука» (1911) Гуссерль призывает приступить к абсолютно новому началу философии, которое было бы способно, наконец, реализовать саму идею философии. Идея философии как «строгой науки» у Гуссерля – отнюдь не сциентистская. Это – не попытка построить философию по образцу естественных наук или наук о духе, или даже «эйдетических», как их называет Гуссерль, наук (чистая математика, логика). Философия не должна и не может перенимать методы других наук, Напротив, по самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия является универсальной основой и «универсальной критикой» как науки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых позитивных наук, дав им «новое измерение и тем самым последнее завершение».

В соответствии с этим, смысл «научности» разъясняется Гуссерлем через собственные познавательные задачи и возможности философии: «обязательным для каждого разумного человека образом познать, что такое есть подлинная истина, подлинно прекрасное и доброе, как они должны быть определяемы по общему своему существу, каким методом должны быть постигаемы в каждом отдельном случае».

Как новое измерение человеческого существования характеризует философию поздний Гуссерль; если человек есть новая, по сравнению с животными, ступень одушевленности, то философский разум является новой ступенью человечества и его разума. Это способ человеческого существования в горизонте «идеального нормирования бесконечных задач», которое возможно только «в абсолютной универсальности», а именно в той, что с самого начала заключена в идее философии. В соответствии с этим, феноменология для Гуссерля есть «не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя универсального разума». Открывая основания жизни, он «действительно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества действительного и истинного».