Гражданское общество и пацифизм


ГО отрицается принцип национализма как неотъемлемого свойства нации, нац. гос-ва.

Пока буржуазное общество устроено по принципу наций, война остается неотъемлемой частью его судьбы, а национализм (в мягких или радикальных формах) – необходимым аспектом политической идеологии.

Против этого гражданское общество выдвигает противоположный принцип пацифизма. Он является важнейшим пунктом гражданского общества. Пацифизм имеет несколько измерений. Он утверждает, что:

· ведение войн между нациями затратно, убыточно и нерационально, а мирные …
договоренности способны всегда решить проблемы более выгодным способом, поэтому необходимо в международной политике перейти целиком к экономике и отказаться от силовых методов решения спорных ситуаций;

· никакие материальные выгоды не должны ставиться выше человеческой жизни, так как нет ценностей, более весомых, чем жизнь индивидуума, гражданина, и он не должен ею жертвовать ни для каких целей (это вытекает из строго индивидуальной идентичности и отсутствии веры в иные формы жизни, кроме индивидуального земного существования);

· современные буржуазные государства, основанные на общей социально-политической и экономической логике, имеют намного больше общего, чем различий, и по мере их модернизации и рационализации, должны осознать, что интеграция и сотрудничество для них есть выражение социально-исторической судьбы.

Пацифизм, таким образом, отменяет основные моменты нации, а именно:

· национализм и экстраполяцию образа врага на другую нацию («противотип»);

· вес и значение (искусственной) коллективной идентичности (нации в целом) для индивидуума;

· самоидентичность нации как самост. сувер. образования, способного отстаивать в своих границах нац. же модель общ-ва.

Гражданское общество и либерализм

Либерализм – идеология, которая претендует на обобщение основных принципов ГО в нормативном ключе.

Либерализм исходит из принципа строго индивидуальной идентичности гражданина. Оптимальным будет такое общество, которое построено на принципе абсолютной свободы индивидуума и полной добровольности создаваемых им социальных, политических и экономических конструкций.

Либерализм рассматривает в качестве приоритета именно экономическую деятельность индивидуума. Все в человеке есть сугубо индивидуальное дело, он может быть тем, кем захочет и каким захочет, но именно в материальном обеспечении своих нужд он сталкивается с другими людьми и, следовательно, вторгается в сферу их приватности. Поэтому именно здесь требуется установить правила, которые будут гарантировать всем участникам эк. процесса соблюдение их свобод и оградят их от посягательств со стороны других индивидуумов. Эти правила называются «свободным рынком». Рынок есть область взаимодействия индивидуумов, исключающая применение силы. Конкуренция, соревнования, противоречия – все это остается в сфере предпринимательской эк. деят-ти и никогда не должно переходить в область физ. насилия. Отмена принципа насилия в пользу принципа экономической свободы есть цель либерализма.



Индивидуумы сами по себе считаются добрыми или нейтральными. Они могут согласовать свои интересы и построить свободное общество по принципам рынка и без гос-ва. Более того, гос-во в какой-то момент начнет им мешать. Поэтому либералы этого направления полагают, что надо сразу строить общество на универсальных принципах эк. свободы и индивидуальной идентичности, постепенно двигаясь к отмене государств и наций в духе ранее отмененных иных форм коллективной идентичности.