Гражданское общество.


Гражданское общество – это производная от нации. Оно основано на принципе индивидуального гражданства, но в отличие от нации, оно отрицает фиксированность структуры агломерации, то есть историческую оправданность (на современном этапе) гос-ва как политического (хотя и сконструированного, механического) целого.

Взятое само по себе, в отрыве от нации, ГО – это социологическая абстракция, представляющая собой проект существования граждан без национального государства, то есть содержание без формы. Это общество мыслится как основанное исключительно на …
индивидуальной идентичности, по ту сторону всех форм идентичности коллективной – этнической, народной, сословной, религиозной и даже национальной.

ГО, т.о., мыслится изначально выходящим за пределы национальных государств и противопоставляется им как формам организации, подлежащим постепенному упразднению. Форма агломеративной национальной идентичности должна уступить место идентичности исключительно индивидуальной. И только тогда мы получим общество индивидуумов, где никаких форм коллективной идентичности не останется.

ГО как концепт есть «третья производная» от этноса. В определенном смысле гражданское общество есть полная антитеза этноса, так как все соотношения, структурные симметрии, ценности и формы идентификации между ними перевернуты. Гражданское общество – это такая социологич. модель, которая предполагает отсутствие этноса даже в глубинном, бессознательном измерении.

Реверсивность гражданского общества

Можно задаться теоретическим вопросом, а реверсивно ли гражданское общество? На этот вопрос мы не можем ответить однозначно, т.к. процесс создания ГО не завершен, и мы не имеем прецедентов, на которые можно было бы опираться. Единственно, что можно сделать по этому поводу, это проследить реверсивность предшествующих обществ, рассматриваемых с позиции этносоциологии. Этнос не исчезает до конца в народе и обнаруживается снова при распаде тех форм, которые исторически создает народ. Распад наций показывает, что и в нац. гос-ах этнический фактор и фактор народа до конца не упраздняются и снова могут стать важнейшей социальной формой идентификации. Т.о., реверсивность наблюдается на практике во всех феноменологически наблюдаемых формах. На этом основании можно предположить, что реверсивность является общим законом этносоциологии и распространяется на все типы обществ – как известных исторически, так и будущих, которым только предстоит реализоваться.



Поэтому можно осторожно сказать, что скорее всего гражданское общество, когда (и если) оно будет построено, также имеет перспективу перехода назад – к менее сложным этносоциологическим моделям – таким как нации, народы и этносы.

Глобальное обществокак апофеоз гражданского общества

Если поместить концепт ГО в конкретный истор. контекст, мы увидим, что это общество не может не быть глобальным, сверхнациональным, постгосударственным. ГО предполагает то, что в конце концов оно обязательно станет глобальным. Поэтому мы можем рассмотреть глобальное общество как высшую форму общества гражданского, как его оптимальное и конкретное воплощение.

Глобальное общество в своем становлении имеет следующие этапы.

1. Начинается оно с укрепления индивидуальной идентичности в рамках нац. государств. Это называется «демократизацией» и «соц. модернизацией». Коллективная идентификация с нацией и, соответственно, с гос-ом постепенно уступает место строго индивидуальной идентификации. Демократические нац. гос-ва становятся всё более демократическими и все менее национальными.

2. Далее достигшие высокого уровня демократизации и модернизации государства-нации сливаются в одно наднациональное образование, которое превращается в основу постнационального демократич. сверх-государства. (Этот этап мы видим реализованным на практике в современном Евросоюзе).

3. Второй этап длится до тех пор, пока, наконец, все общества и государства не достигнут высокого уровня демократизации и не объединятся в единое мировое государство с единым мировым правительством. Граждане этого планетарного гос-ва Космополиса будут только гражданами мира, и сам статус гражданина будет полностью приравнен к статусу человека. Эта идеология получила название «права человека». Она подразумевает именно концепт глобального гражданства или глобального общества.

С социологической точки зрения следует обратить внимание на главный момент концепта глобального общества (как общества гражданского): это общество отрицает любую форму коллективной идентичности – этническую, историческую, цивилизационную, культурную, сословную, национальную и т.д. Реальное гражданское общество может быть только глобальным.