Главы 1-8

Сайфутдинов А.Ф.

Тема: ГЕНИЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Главы 1-8

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….. 1

К ЧИТАТЕЛЮ……………………………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1 НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО !………………………………………………………………………… 5

Эксперимент…………………………………………………………………………………………………………… 5

Алмазные этюды: На пороге пути…………………………………………………………………………….. 5

Секрет творческой жизни…………………………………………………………………………………………. 6

"Домашние" задачи……………………………………………………………………………………………….. 10

Без права на ошибку……………………………………………………………………………………………… 11

ГЛАВА 2 ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЫСЛИ………………………………………………………………………………. 15

"Разведчики будущего"………………………………………………………………………………………….. 15

За гранью возможного…………………………………………………………………………………………… 15

Противник N 1……………………………………………………………………………………………………….. 19

Что такое красота?…………………………………………………………………………………………………. 21

Наука побеждать: принципы разрешения противоречий…………………………………………… 22

1. Разделение противоречивых требований в пространстве………………………………….. 22

2. Разделение …
противоречивых требований во времени……………………………………….. 24

3. Разрешение противоречий системными переходами…………………………………………. 25

Алмазные этюды: поиски Цели………………………………………………………………………………. 26

ГЛАВА 3 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ…………………………………………………. 27

"Ивантозавр меченосный"……………………………………………………………………………………… 28

Когда разговаривают пушки……………………………………………………………………………………. 29

Меткий выстрел сэра Артура…………………………………………………………………………………… 31

Зигзаги судьбы……………………………………………………………………………………………………… 32

Царь Иван Пестрый……………………………………………………………………………………………….. 33

Борьба за Мечту……………………………………………………………………………………………………. 34

Морская соль………………………………………………………………………………………………………… 35

ГЛАВА 4 МАЯК-НЕВИДИМКА……………………………………………………………………………………… 37

Вижу Цель!……………………………………………………………………………………………………………. 37

Выбор творческой Цели: первые шаги…………………………………………………………………….. 39

1. Развитие поисковой активности и воображения……………………………………………….. 39

Многообразие интересов…………………………………………………………………………………….. 42

Сон наяву……………………………………………………………………………………………………………… 42

3 Возникновение интереса к конкретной области науки или техники………………………. 43

Наука побеждать: достижение ИКР…………………………………………………………………………… 45

Алмазные этюды: выбор Цели……………………………………………………………………………….. 48

ГЛАВА 5 СТРЕЛЫ МЕЧТЫ………………………………………………………………………………………… 51

Выбор творческой Цели: от хобби к Цели……………………………………………………………….. 51

4. Формирование главного вектора творческого поиска………………………………………… 51

Самообразование………………………………………………………………………………………………. 52

Коллектив единомышленников…………………………………………………………………………… 54

Учитель…………………………………………………………………………………………………………….. 55

5. Формирование творческой Цели……………………………………………………………………… 56

Наука побеждать: искусство использовать ресурсы…………………………………………………. 59

Алмазные этюды: затяжное приключение……………………………………………………………….. 61

ГЛАВА 6 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ………………………………………………….. 65

Bentosuchus sushkini……………………………………………………………………………………………… 65

Жизнь в пути…………………………………………………………………………………………………………. 67

Палеонтология как точная наука……………………………………………………………………………… 69

Черная Гоби………………………………………………………………………………………………………….. 72

Будущее науки………………………………………………………………………………………………………. 73

Братья по разуму…………………………………………………………………………………………………… 74

ГЛАВА 7 НА ВОЛНАХ ТВОРЧЕСТВА…………………………………………………………………………… 75

Цели-фантомы………………………………………………………………………………………………………. 75

История открытия атома………………………………………………………………………………………… 76

Ставка на… победу!……………………………………………………………………………………………….. 77

Достижение недостижимого……………………………………………………………………………………. 80

Метод последовательного приближения к Цели……………………………………………………. 81

Переход в смежную область науки и техники……………………………………………………….. 81

Этапы творчества0 (этапы жизни идей)……………………………………………………………………. 82

Масса покоя равна нулю………………………………………………………………………………………… 84

Волны творчества…………………………………………………………………………………………………. 87

Несвободная свобода…………………………………………………………………………………………….. 88

Время, чтобы делать……………………………………………………………………………………………… 89

Алмазные этюды: укрощение проволоки…………………………………………………………………. 91

ГЛАВА 8 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ К БУДУЩЕМУ………………………………. 94

"Прелесть необычайного"………………………………………………………………………………………. 94

Алмазные россыпи идей………………………………………………………………………………………… 95

Живая история………………………………………………………………………………………………………. 97

В преддверии будущего………………………………………………………………………………………….. 98

Завещание Эрф Рома…………………………………………………………………………………………….. 99

"Печаль моя светла…"………………………………………………………………………………………….. 101

За порогом будущего……………………………………………………………………………………………. 102

ГЛАВА 9 СЛАГАЕМЫЕ ТАЛАНТА………………………………………………………………………………. 103

Поисковая активность………………………………………………………………………………………….. 104

Стремление к осмысленному творчеству и верность………………………………………………. 105

выбранной творческой Цели………………………………………………………………………………… 105

Творческое мышление…………………………………………………………………………………………. 106

Работоспособность………………………………………………………………………………………………. 108

"Умение держать удар"…………………………………………………………………………………………. 110

Высокая нравственность………………………………………………………………………………………. 112

Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными……………………………………………………. 113

Алмазные этюды: взгляд за горизонт……………………………………………………………………. 115

Стратегия открытия таланта………………………………………………………………………………….. 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….. 120

Приложение 1 Система Целей творческой личности……………………………………………………. 120

Приложение 2 Несколько упражнений по развитию творческого мышления…………………. 124

Упражнение "Хорошо-плохо"…………………………………………………………………………………. 124

Упражнение "Прогноз противоречий"…………………………………………………………………….. 125

Упражнение "Робинзон"……………………………………………………………………………………….. 126

Многоэкранная схема мышления…………………………………………………………………………… 126

Приемы фантазирования……………………………………………………………………………………… 128

Эвроритм…………………………………………………………………………………………………………….. 130

Приложение 3 Некоторые дополнительные рекомендации по развитию работоспособности 132

Рациональное планирование………………………………………………………………………………… 132

Организация личного информационного фонда……………………………………………………… 133

Приложение 4 Литература по теории решения изобретательских задач………………………… 134

К ЧИТАТЕЛЮ

Талант, гений такими эпитетами награждают творцов наукии техники, добившихся выдающихся успехов в своей области. Акак они появляются? Ф.Гальтон в своей книге "Наследственный гений", изданнойв Нью-Йорке в 1869 году, доказывал: талант это уникальное явление, он передается только по наследству. Гипотеза и в наше время имеет огромное количество сторонников как среди самих творцов науки и техники, так и среди исследователейтворчества. Но… если она верна, то исследования природы таланта и многочисленные книги по творчеству теряют смысл:человеку талантливому они не нужны, а "потомственно бесталанным" ничем не помогут. Да и возникают новые вопросы. Почему в таком случае М.В.Ломоносов потомственный помор стал великим естествоиспытателем, а М.Фарадей сын кузнеца знаменитым физиком? Почему дети, ничем не выделявшиеся среди сверстников способностями и интеллектом, в дальнейшем становились выдающимися творческими личностями. Примером тому могут быть биографии Ч.Дарвина, П.Эрлиха, Г.Селье… Быть может, творческие способности присущи каждому нормальному человеку, и их можно открыть в себе и развить довысокой степени совершенства?! Анализ многих творческих биографий подтверждает это предположение. Перед вами книга об основных этапах становления творческой личности, о творческих качествах и путях их самовоспитания. Главные герои книги талантливые люди, а точнеетворческие личности, их открытия и изобретения. Цель книги изложение методики творческого самовоспитания, созданной на основе анализа многих творческих биографий. В книге обсуждаются пути и методы самовоспитания творческих качеств личности., проблемы правильного выбора первой и/или новой творческой Цели, приводятся конкретные рекомендации, упражнения и задачи. Читатель также может проверить свои силы в решении творческих задач науки и техники, используя приведенные в книгеэлементарные основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основы которой заложил Г.С.Альтшуллер. В книге рассказывается об одном эксперименте, связанном спрактической работой по развитию творческих качеств личностив детском изобретательском клубе "Эврика" (г.Новосибирск). Читать книгу можно по-разному. Первый путь ознакомлениес основными идеями книги, с биографической информацией, синтересными фактами из истории науки и техники. От тех, кто всерьез решит развивать свои творческие качества потребуетсяактивная работа с книгой: вдумчивая и самостоятельная работапо выполнению упражнений и рекомендаций, тщательный самоанализ действий и их результатов, активный поиск своей области творческих интересов с учетом предлагаемых рекомендаций. Такой режим работы потребует неоднократного обращения к книгев течение длительного времени и привлечения различной литературы, в частности, по ТРИЗ. Возможно, читатель, стоящий на пороге выбора жизненного пути, после прочтения этой книги поверит в свои скрытые возможности и решит связать свою судьбу с увлекательным миромтворчества. Что ж, он не пожалеет о своем выборе. Кроме авторских разработок, в книге использованы материалы исследований по творческим качествам личности автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и инженера И.М.Верткина (Жизненная стратегия творческой личности. В сб.: Как стать еретиком. Петрозаводск: Карелия, 1991), материалы исследований по ТРИЗ Ю.П.Саламатова ("Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Книга для учителя" М.: Просвещение, 1990). Автор выражает глубокую признательность С.Д.Шемелину и В.Н.Полевой, с которыми он в течение многих лет сотрудничал в детском изобретательском клубе "Эврика", а также В.В.Митрофанову (решение исследовательских задач). Особую признательность автор выражает Ю.П.Саламатову. Без его ценных замечаний и советов при подготовке рукописи эта книга вряд ли была бы написана. Исследования по творческим качествам личности находятся вначальной стадии становления. Кроме описываемых в книге,возможны и другие пути решения обсуждаемой проблемы. Следовательно, излагаемый материал нужно воспринимать критически. Автор с благодарностью примет любые замечания, советы и предложения, касающиеся содержания книги, и надеется, что появятся желающие далее развивать и углублять это интересное направление исследований.

 

Светлой памяти И.А.Ефремова посвящается

ГЛАВА 1 НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО !

 

Эксперимент

 

Смотрите, она заваливается на бок!

Если она упадет вниз, мы лишимся установки!

Откройте окно и поправьте ее!

Мы не можем прерывать эксперимент.

Может быть повторить его в другой раз в более удобном месте?..

Другого раза не будет: холодов больше не ожидается. Придется ждать следующей зимы.

Рискнем продолжить!..

За окном на карнизе на высоте третьего этажа подобно знаменитой "падающей" Пизанской башне стояла десятикилограммовая установка. Часть ребят приникла к окну, некоторые нетерпеливо прохаживались, остальные молча сидели.

Зимой на карнизе намело снежный сугроб. Он-то и подвел нас. Следовало предварительно охладить внешний массивный корпус установки. А сейчас под ним медленно таял снег… Если наклон прекратится, то через час-полтора в камере будет достигнуто давление в тысячи атмосфер! Сейчас время для нас измерялось наклоном установки: упадет не упадет. Что перетянет наклон или холод?