ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ

Герберт Маркузе (1898-1979) считается одним из основателей Франкфуртской школы. Он работал вместе с Теодором Адорно, Максом Хоркхаймером.

Среди основных научных работ Г Маркузе следует назвать следующие: «Онтология Гегеля и основы теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Конец утопии» (1967), «Эссе о свободе» (1969).

Рассматривая проблемы западной индустриальной цивилизации, Маркузе указывает на то, что здесь господствует зависимость. Это особая зависимость — удобная, разумная, свободная от ограничений, демократическая. И все же индивидуальность оказывается подавлена. Многим кажется, что это вполне разумно, рационально. Устанавливается технический порядок, который приносит с собой унификацию — как политическую, так и духовную. Изменяется сама система господства. Если …
раньше речь шла о личной зависимости (раба, крепостного крестьянина), то теперь, по мнению автора, есть все основания говорить о зависимости человека от «объективного порядка вещей». Под ними автор понимает экономические законы, рынок и т.д.

Взгляды М. на культуру весьма специфичны. Он разработал понятия аффирмативной культуры и аффирмативного искусства. По его мнению, культура амбивалентна, т.е. обладает одновременно как позитивной, так и негативной значимостью: с одной стороны, она служит выражением сопротивления личности бесчеловечной реальности, с другой — выполняет аффирмативную функцию, узаконивает противоречие между человеческой потребностью счастья в реальной жизни и ее иллюзорным удовлетворением в искусстве.

В довоенных работах М критиковал буржуазную культуру как орудие господства шаблонной ориентации ума. По его мнению, она стала товаром, украшением и «жвачкой» мира бизнеса и в этом смысле она уже не есть культура. М. выдвинул также идею просветительской культур, революции, которая в каждом индивиде разбудила художника. Маркузе полагал, что искусство должно освобождаться от пагубного политич. и идеологического содержания. В своих работах М. пришел к выводу о том, что необходимо освободиться от аффирмативной культуры. Концепции М. пользовались популярностью в 1960-е гг. среди «новых левых» экстремистов, которые считали своей целью «тоталитарную революционную войну» против «позднекапиталистического общества», его «репрессивной культуры» и его авторитарной личности. Однако М. отошел от экстремизма «новых левых» и внес существенные поправки в свои концепции.