География мирового транспорта.

Транспорт — система средств передвижения, используемая в мировом хозяйстве для преодоления территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.

СУХОПУТНЫЙ ВОДНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ

1) Мировая транспортная система

· сеть путей сообщения длиной около 50 млн. км;

· мировой авто парк составляет более 700 млн. автомобилей, морской торговый флот мира – 39 000 судов;

· в мировой транспортной системе занято около 100 млн. человек;

· мировой грузооборот— 55 трлн тонно·км/год (лидер по перевозкам – морской транспорт);

· мировой пассажирооборот— 20 трлн пассажиро·км/год (лидер – авто/транспорт);

· в условиях НТР
транспортная система развивается по следующим направлениям: увеличение пропускной способности путей, рост скорости, увеличение вместимости, электрификация ж/д, новые виды транспорта, контейнеризация, рост производительности труда;

· есть 2 основных уровня рассмотрения мировой транспортной системы:

Ø уровень региональных транспортных систем

(их всего 10: Северо-Американская, Западно-Европейская, СНГ, Китай, Япония, Индия и Пакистан, Юго-Западная Азия, Тропическая Африка, Латинская Америка, Австралия);

Ø уровень «развитые–развивающиеся» страны

(развитые — высокий технический уровень, 75-80% общей длины транспортных путей, мирового грузо- и пассажирооборота; развивающиеся — отсталый транспорт, преобладание ж/д (Индия, Бразилия, Аргентина- колонии), преобладание трубопроводов (страны Персидского залива), преобладание речного транспорта (Тропическая Африка), паровая тяга, гужевой транспорт, носильщики…..).

2) Мировой сухопутный транспорт: 3 главных вида

· Автомобильный транспорт — транспорт XX века, мировой автомобильный парк растет почти на 50 млн. авто ежегодно; уровень автомобилизации во всех странах мира неодинаков (Люксембург — 590 авто на 1000 чел., Италия — 560, США — 520, Германия — 500, Австралия — 490, Нов. Зеландия — 470, Канада — 460, Россия — 140); половина транспортной сети мира по протяженности приходится на 5 стран (США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, РФ); качество дорог развитых стран – очень высокое (автобаны, скоростные трассы), качество дорог развивающихся стран – плохое (много людей гибнет в дорожно-транспортных происшествиях);

· Ж/д транспорт — большая неравномерность этого вида транспорта по территории мира; основная часть железных дорог приходится на США, РФ, Индию, Китай, Германия; в целом, идет снижение доли ж/д транспорта и его замена автомобильным (хотя в РФ и Китае- наоборот!); густота ж/д сети велика в Европе; важным показателем уровня развитости ж/д транспорта является электрификация (в РФ- 47% ж/д электрифицировано, в Италии- 65%, в Швейцарии- 95%); в США- в основном, дизельные ж/д (плохо для экологии); в условиях НТР растет комфортность и скорость ж/д транспорта (Япония- «Синкансен»- 200 км/час; Франция- «TЖВ» — 350 км/час; Германия- «Интер континентал», «Трансрапид»- от 400 км/час до 550 км/час»);

· Трубопроводный транспорт — его роль возрастает из-за роста добычи нефти и газа; общая длина трубопроводов мира- около 2 млн. км; по длине нефтепроводов выделяются 5 стран (1. США, 2. РФ, 3. Мексика, 4. Канада, 5. Китай); по длине газопроводов лидируют также 5 государств (1. США, 2. РФ, 3. Германия, 4. Канада, 5. Мексика).