Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Вопрос о фонематической трактовке долгих гласных и согласных звуков.

Вопрос о фонематической трактовке Щ и Ж.

18.Сложные вопросы трактовки фонем.

19.Понятие потока речи, влияние мягких согласных на артикуляцию ударных гласных.

20.Безударные гласные в потоке речи.

21.Типы произнесения. Стили произношения.

22.Фонематическая и фонетическая транскрипции.

23.Согласные в потоке речи.

24.Сочетания согласных и особенности их реализации. В зависимости от положения внутри одной морфемы, на стыке морфем и на стыке слов (служебных и знаменательных). Согласные и их сочетания в абсолютном конце слова и перед паузой.

25.Понятие фонемного чередования. Чередование фонем и модификация фонем в потоке речи.

26.Позиционные и исторические чередования фонем.

27.Фонологическая …
теория Трубецкого.

28.Теория Аванесова.

29.Основные теории слога. Слогоделения.

30.Словесное ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения.

31.Понятие интонации. Компоненты интонации.

32.Понятие синтагмы.

33.Основные интонационные конструкции. Концепция Е.А.Брызгуновой.

34.Ударение в русском языке. Типы ударения: словесное, синтагматическое, фразовое, логическое.

35.Алфавит. Буквенно-звуковые соответствия.

36.Русская графика, слоговой принцип русской графики.

37.Орфография. Принципы русской орфографии.

38.Ведущий принцип русской орфографии.

39.Русское литературное произношение. Ороэпия и орфофония.

40.Московское и петербургское (ленинградское) произношение.

41.Орфоэпические и орфографические словари русского языка.

42.Сложные вопросы современной орфоэпии.

Русский язык и его место среди языков мира.

Русский язык принадлежит к обширной группе славянских языков, на которых в общей сложности говорит около 200 миллионов человек.

Славянские языки делятся на 3 группы – западную, южную и восточную (украинский, русский, белорусский). Русский язык относится к восточным языкам, но имеет сходство и с другими, так как у них общие корни в праславянском языке. Славянские языки – типичные индоевропейские. У них противопоставлены передние и непередние гласные, то есть умягчающие и неумягчающие предшествующие согласные. Устранены исконные закрытые слоги и развиваются новые на новой основе. Сохранена система склонения, развит класс сложных прилагательных.

В русском языке много заимствований из европейских языков. Первые заимствования – из восточной латыни. Потом – из французского, английского.

По распространённости – четвёртый.

Русский литературный язык, общее понятие. Соотношение понятий система, норма, речь.

Литературный язык – наследие прошлого. Он противопоставлен диалектным, разговорному языку. Литературный язык не обязательно письменный – ораторское искусство. В основе литературного языка лежит монолог. Монолог – организованная система облечённых в словесную форму мыслей с целью воздействия на окружающих. Монологу свойственны сложные предложения, неполных нет, фонетических сокращений нет, нарушений норм нет. Литературная монологическая речь не даёт отступлений от нормы. Он один для всех, тогда как диалект обслуживает только определённую группу людей. Нормы традиционны и неподвижны, общеприняты.

Язык делится на устный и письменный. Разновидность письменного языка – разные формы делового и художественный. Быстрота понимания не важна в деловых документах, главное – выразить всю суть. Выбор терминов.

Развитой литературный язык представляет собой весьма сложную систему более или менее синонимичных средств выражение, так или иначе соотнесённых друг с другом. Количество средств выражения важно. Синонимы.

Изменения литературного языка происходят при возникновении новых понятий, или при взаимодействии с диалектами. Примеры – разговорная речь стремится к упрощению форм.

 

Литературный язык. Наличие сознательно применяемых правил. Система языка диктует нормы. Предписывающая (кодифицированная) норма, зафиксированная в словарях, справочниках, пособиях. Норма – категория внутреннеязыковая. Предписывающие нормы — совокупность тех вариантов, которые кажутся автору словаря, справочника правилами.

 

Язык с точки зрения Соссюра – языковая система, словари (лексика языка) и грамматика(правила) Речь Соссюра – реализация языковых явлений – языковой материал у Щербы. Языковой материал – совокупность всего говоримого и понимаемого. Речевая деятельность – процесс говорения и понимания. Под речью понимается и устная, и письменная формы. И так называемая речь внутренняя. Речевой акт с его точки зрения является проявлением речевой деятельности. Именно в речевом акте создаётся текст. Текст – речевое произведение любой протяжённости. При внутренней речи – речевое произведение в уме.

Язык является знаковой системой. Есть наука – симеотика – изучающая знаковые системы. Язык – самая сложная система знаков. Знак должен обладать материальной формой – экспонентой (означающим). Любой знак имеет и форму содержания – означаемое. Знак является знаком, если он имеет обе стороны.

Язык– это система знаков и правил оперирования этими знаками.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Фонетика занимается звуковой материей языка.

Фонетика как раздел языкознания занимается изучением звуковых единиц в связи с их ролью в образовании значимых единиц языка.

Фонетика, изучающая непосредственно звуки, фонология, изучающая функциональный аспект.

 

АСПЕКТЫ

Любой звук можно рассматривать с разных точек зрения.

1) Функциональная сторона – процесс понимания – ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ аспект звука речи, суть которого составляет учение о фонеме. Сложность этой единицы в том, что фонема смысла не имеет, но является потенциальным носителем смысла. ФОНОЛОГИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЯЙ АСПЕКТ.

2) Любой звук речи является результатом действия произносительных органов – АРТИКУЛЯТОРНЫЙ аспект звука речи, какие активные органы участвуют в образовании, какую роль играют пассивные органы (какую роль играет кончик языка – пассивный орган – и его положение при произнесении "т"). На этих параметрах основана классификация звуков речи любого языка.

3) Любой звук – результат колебательного движения. Звуковые волны. Слуховая система. Каждый звук имеет физические параметры: длительность, сила, частота. Качественно-разные. АКУСТИЧЕСКИЙ аспект звука речи (звук "с" в "са" и "су")

4) Восприятие параметров. Ограничение слуховой системы. Избыточность в языке. Восприятие естественного – воспринимается. Вырезанные звуки по длительности можно и не опознать звук. Есть определённый временной порог слуховой системы. Звук менее 100 милисекунд длительностью, изолированный, человек не может идентифицировать. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ аспект (воспринимающий). Через "сито" просеиваются звуки неродного языка. Мы можем понять и услышать те звуки, которых нет в русском.

 

 

Роль фонетики:

— определение частоты звука (мин.16 Гц, макс 20000 Гц – обычные звуки, от 50 до 10000 Гц – речевые звуки), для совершенных каналов связи необходимы подобные данные

— знать общие параметры для звуков, абстрагируясь от индивидуальных характеристик

— найти индивидуальность (Рамишвили, "идентификация диктора по голосу")

— определение параметров техники (частотные параметры звуков, которые передавали микрофон)

|р|а|

|t|a| если согл.имеют одинаковые характеристики остальные

|k|a|

— синтезированная речь, качество синтеза показывает качество анализа

— запись звуковой речи в письменном виде: проблема пробела, строгий признак конца слова вроде бы не существует точно.

Трубецкой: есть фонематические признаки конца слова и фонетические. Фонематические положительные – нет. Фонематические отрицательные – звонкие согласные мягкие заднеязычные (к’, х’) не могут быть на конце слова. Фонетические положительные и отрицательные.

— по искажению характеристик нормы звучания языка, параметров речи, можно узнать о физическом состоянии человека

с 50 по 80е годы – много экспериментов, фонетических исследований

Мягкий от твёрдого отличается доп.поднятой средней частью спинки языка. При мягкости – от 2000 до 3000 Гц – форманта мягкости, при твёрдости – от 1000 до 2000 Гц – формат твёрдости.

— исследование спектральных характеристик.

Лингвистика тесно связана с другими науками, физиологией, биологией, медициной, инженерией.

 

 

Фонетика изучает не только характеристики звуков речи, она определяет связь между означаемым и означающим. Физология и физика – только означающее, материальная сторона.

Предмет фонетики – изучение собственных характеристик звуков, сочетаемость звуков в потоке речи друг с другом, организация звуков в слог, вопросы слогоделения, ударения, интонации, соотношения звука и буквы.

Практическое применение фонетики, обучение чтению-письму, на родном и иностранном языках, при обучении дикторов, чтецов, певцов и проч, в логопедии при исправлении дефектов, при создании алфавитов для бесписьменных народов.

 

Фонетика: частная (конкретный язык) и общая (опирается на данные частных фонетик, даёт общее направление развития всем частным фонетикам) Интересуется теми же проблемами, что и частная, но общими планами! Проблема звуков, слогов и сингармонизма (гласный в корне уподобляет себе все остальные по ряду и подъёму)

 

Фонетика: историческая и описательная.

Компаративная фонетика – сравнительная, где сравниваются системы двух языков, родственных или неродственных.

Экспериментальная фонетика. Метод исследования.