Фонетическая транскрипция

ГЛАВА 2. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

Фонетика. Понятие фонемы

 

Наша звучащая речь – речь, которую мы слышим, состоит из отдельных звуков. Как же образуются эти звуки? Есть ли у человека специальный орган, при помощи которого он говорит? Ведь чтобы смотреть, есть глаза, чтобы слышать – уши. Можно сказать, что, для того чтобы говорить, есть язык. Для нас стали привычны выражения: «болтать языком», «язык хорошо подвешен», «острый язык» и т. д. Но попробуйте закрыть рот, задержать дыхание и произнести хотя бы один звук – вряд ли из этого что-то получится. Для образования звуков используются сразу несколько органов, и все они вместе называются речевым аппаратом. Как образуются звуки в речевом аппарате, какие звуки существуют и какова …
их роль в языке – всем этим занимается фонетика.

Фонетика(от греч. phone – «звук», «звучание») – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Главная единица фонетики – фонема(от греч. phonema – «голос», «звук»). И.А. Бодуэн де Куртенэ определил фонемы как единые мельчайшие, неделимые единицы языка. Фонемы служат для складывания и различения значимых единиц языка – слов и морфем; например: дом – том – ром сом – сам там. Они создают внешнюю звуковую оболочку, что помогает отличать слова друг от друга.

Звуки речи

 

Вся наша звучащая речь, то есть речь, которую мы слышим, состоит из звуков. Именно звуки создают внешнюю оболочку слов и помогают отличать слова друг от друга. Звуки образуются при помощи артикуляции – определенного положения органов речи (речевого аппарата). В речевой аппарат входят следующие части:

1) органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), при их помощи создается воздушная струя, необходимая для образования звуковых колебаний;

2) гортань, в которой происходят колебания воздуха;

3) полость рта и полость носа, являющиеся резонаторами звука;

4) органы произношения (язык, губы);

5) центральная нервная система, управляющая работой речевого аппарата.

Звуки речи образуются так же, как и любые звуки: с помощью колебания какого-либо тела. Для образования звуков речи необходима воздушная струя, которая заставляет колебаться голосовые связки.

При образовании различных звуков органы речевого аппарата задействуются разными способами, и в зависимости от способов образования звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки образуются при помощи голоса – воздушная струя свободно выходит через рот, не встречая никаких препятствий.

Звонкие согласные звуки образуются при помощи голоса и шума – шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает различные преграды.

Глухие согласные образуются только при помощи шума, голос в их образовании не участвует.

В русском языке шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э. Буквы е, ё, ю, я состоят из двух звуков (первый – [й]), поэтому они называются йотированными: е – [йэ], ё – [йо], ю – [йу], я – [йа].

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Большинство согласных в русском языке имеют пару по глухости-звонкости: [б–п], [в–ф], [г–к], [д–т], [ж–ш], [з–с].

Согласные [р], [л], [м], [н], [й] не имеют парных глухих, так как в их образовании голос преобладает над шумом, они как бы «звонче звонких» согласных и называются сонорными (от лат. sonorus – «звучный»).

Согласные в основном имеют пару по твердости-мягкости, за исключением звуков [ж], [ш], [ц], которые не имеют парных мягких, а являются постоянно твердыми, и звуков [ч], [щ], [й], которые не имеют парных твердых и являются постоянно мягкими.

Слоги. Ударение

 

В слове звуки складываются в слоги. Слог – это наименьшая единица произнесения, он произносится одним толчком воздуха. Количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков в этом слове. Слог может состоять из одного гласного звука или из гласного и одного или нескольких согласных.

Выделение одного слога в слове силой голоса называется ударением. Ударение всегда падает на гласный звук.

В зависимости от ударения в слове гласные звуки могут находиться в сильных и слабых позициях. Сильная позиция для гласных – это позиция под ударением, в ней гласный слышится наиболее отчетливо.

Слабые позиции гласных различаются в зависимости от того, насколько данный гласный в слове удален от ударного слога. Например, в слове дом гласный звук [о] находится под ударением, то есть в сильной позиции; поставим это слово во множественное число – дома, ударение падает на [а], гласный [о] слышится не так отчетливо, как под ударением. Это – первая слабая позиция, слог называется первым предударном, так как если вести отсчет от ударного слога, то этот слог будет находиться как раз перед ударным. А в слове домовой первый гласный [о] слышится еще менее отчетливо и очень мало похож именно на звук [о]. Это вторая слабая позиция, так как если считать от ударного слога, то это второй предударный слог: ударный слог – вой, первый предударный – мо, второй предударный – до.

Звуки и фонемы

 

Итак, мы увидели, что в зависимости от позиции в слове изменяется произношение звуков, но мы знаем, что это тот же самый звук [о], то есть одна и та же фонема [о].

Сравните: в слове сады звук [а] находится в первой слабой позиции, то есть в первом предударном слоге, и звучит точно так же, как звук в первом предударном слоге в слове дома. Звуки в этих предударных слогах одинаковые, а фонемы разные: в слове сады фонема [а], в слове дома – фонема [о]. Фонема и звук – это не одно и то же. С помощью фонем мы различаем слова, когда звуки в слове находятся в одинаковой позиции: в словах сад и суд, [а] и [у] – это разные фонемы, а в словах сад и садовод фонема одна – [а], но звуки в зависимости от позиции по отношению к ударению – разные.

В словах зуб – зубы одна и та же фонема [б], но звуки разные: в слове зуб на конце произносится звук [п]. Согласные звуки также имеют свои слабые и сильные позиции. Сильные позиции для согласных – это позиция перед гласными: дуб зуб. Здесь сильная позиция для согласных [д] и [з].

Для того чтобы узнать, какова же фонема в слове, то есть как правильно написать это слово, надо поставить звук в сильную позицию в той же морфеме. Если вы хотите узнать, какая безударная фонема у слова вода, поставьте ее в сильную позицию – водный.

Фонетическая транскрипция

 

Как же посчитать фонемы в русском языке? Поставить все звуки в сильную позицию. Фонем окажется столько, сколько разных звуков может быть в сильной позиции. Гласных всего лишь пять, а согласных больше тридцати.

Для написания слова в соответствии с его произношением (то есть в точности так, как оно слышится) используется фонетическая транскрипция (от лат. transcriptio – «переписывание»).

Фонетическая транскрипция– это особая система знаков, в которой каждый знак во всех случаях соответствует одному и тому же звуку.

Записанные таким образом звуки, слова и фразы берутся в квадратные скобки, что также является особым знаком: знаком транскрипции. В квадратные скобки в словарях заключается часть слова, если необходимо показать, как нужно правильно произносить то или иное сочетание звуков (например: булочная було[шн]ая).

Для передачи звуков русского языка используются буквы; русского алфавита и дополнительные знаки для обозначения звуков в слабых позициях:

[/] – для обозначения звуков [а] и [о] в первой слабой позиции;

[ъ] – для обозначения звуков [а] и [о] во второй слабой позиции.

и] – для обозначения звуков [э], [и] в первой слабой позиции;

[ь] – для обозначения звуков [э], [и] во второй слабой позиции;

[j] – для обозначения звука [й] в йотированных гласных и в середине слова;

[и] – для обозначения звука [й] в конце слова.

Кроме того, в транскрипции используются надстрочные знаки:

– знак, обозначающий мягкость звука;

¯ – знак, обозначающий долготу звука (при произнесе­нии удвоенного согласного).

Транскрипция следующих слов будет выглядеть так:

сад – [сат]; сады – [с/ды]; садовый – [с/довый];

дом – [дом]; дома – [д/ма]; домовой – [дъм/ вой];

тень – [т’эн’]; тенистый – [т’эн’истый];

синь – [с’ин’]; синева – [с’ин’эва].

Помните, что позиция гласного звука зависит от его места по отношению к ударному слогу, а позиция согласного звука – от того, какие звуки его окружают. Группы согласных в транскрипции пишутся так, как они произносятся в речи:

Хочется – [хочьцъ]; подъезжать – [пъдjэжът’]; объездчик – [/бjэшик].

 

[?] Вопросы и задания

Что изучает фонетика?