Философские воззрения.

Йога и другие школы индийской фи­лософии. Значение йоги как метода постижения высшей истины при­знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок­сальных, так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа­лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и Чар­ваки.

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк­хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Природа человеческого «я».

Само по себе человеческое «я» пред­ставляет собой чистое сознание. Но по незнанию …
это «я» отождеств­ляет себя с умом-читтой,которое является первым продуктом прак­рити (материи), состоящим (как и пракрити) из трех гун: саттва (ис­точник удовольствия), раджас (источник действия и страдания) и тамас (источник пассивности и апатии).

Ум-читта (являясь продуктом пракрити) сам по себе лишен созна­ния, но, находясь рядом с «я», он с такой силой отражает «я», что начи­нает казаться разумным. Когда читта приходит в то или иное душев­ное состояние, «я» отражается в нем и склонно считать это состояние своим собственным, т.е. «я» кажется, что оно само переживает взросле­ние и старение, сон и бодрствование, ощущения радости и страдания и т.п. (табл. 11).

Человеческое «я» связано с физическим телом и тонким телом, со­стоящим из чувств, внутреннего ума (манаса), эмпирического «я» (с ко­торым связаны переживания радости и страдания). Состояния физи­ческого и тонкого тела оказывают влияние на ум-читту, усиливая или ослабляя в нем влияние тех или иных гун.


Освобождение.

Высшая цель йоги состоит в достижении освобож­дения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осозна­нию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо огра­ничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следствен­ным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разруше­ния.

Таблица 11. Пять основных состояний читты

Состояние ума-читты Общая характеристика
Рассеянное, беспокойное Ум блуждает от одного объекта к другому, читта находится под влиянием гун раджас и тамас, притягивается к чувственным объектам, порождает стремление к могуществу
Притуплённое Состояние как во сне, читта находится под влиянием гуны тамас, это ведет к пороку, неведению, сну
Относительно успокоенное Читта освобождается от влияния гуны тамас и находится под влиянием гуны раджас, что создает возможность познания и совершения добродетельных поступков
Сосредоточенное Ум останавливается на одном объекте — предмете размышления, читта освобождается от влияния гуны раджас и находится под влиянием только гуны саттвы
Сдержанное Прекращение всех видов душевной деятельности, читта остается в первоначальном состоянии невозмутимости и спокойствия; это состояние экстаза

Для достижения освобождения возможны три пути.

Таблица 12. Пути освобождения

Карма-йога Путь активного действия
Джняна-йога Путь познания
Бхакти-йога Путь любви к Богу

Для очищения и просветления читты используются восемь вспомо­гательных средств, которым соответствуют определенные правила эти­ческого поведения (табл. 13).

Сверхъестественные способности.

Сторонники йоги утверждают, что занятия йогой позволяют человеку приобрести сверхъестествен­ные способности: способность ясновидения и телепатии, способность делаться невидимым, появляться одновременно в разных местах и про­ходить через каменные стены, приручать любых животных и т.п. Но

обретение этих способностей ни в коем случае не являются в йоге са­моцелью.

Отношение к Богу.

Патанджали при рассмотрении теоретических проблем не прибегает к понятию Бога. Поклонение Богу имеет у него скорее практический характер, так как является одним из средств дос­тижения состояния самадхи. Позднее в йоге проблема Бога обретет и теоретический характер. В частности, будут разработаны несколько доказательств существования Бога, например:

• о существовании Бога как высшего «Я» говорят веды и другие священные книги; следовательно, Бог существует;

• в любом множестве объектов, обладающих неким свойством в различной степени, должен существовать объект, обладающий данным свойством в высшей степени. В мире есть существа, обладающие по­знанием и могуществом в различной степени. Следовательно, должно быть существо, обладающее совершенным познанием и абсолютным могуществом, т.е. Бог.

Таблица 13. Восемь вспомогательных средств дня очищения и просветления читты

Средство Основное содержание
Яма (воздержание) 1. Не причинять зло никакому живому существу 2. Не воровать 3. Контроль над чувственными желаниями и страстями 4. Не принимать ненужные дары
Нияма (культура) 1. Внешнее очищение: очищение тела путем омовения и потребления только чистой пищи 2. Внутреннее очищение: очищение ума посредством воспитания дружелюбия, доброжелательности, бодрости для того, чтобы делать добро людям — не взирая на их пороки 3. Привычка довольствоваться тем, что приходит само собой — без внешних усилий 4. Умерщвление плоти (привычка переносить холод, жару и т.п.) 5. Привычка к регулярному чтению религиозной литературы 6. Размышления о Боге и смирение перед Ним
Асаны (положения тела) Правильные положения тела, способствующие возвра­щению и сохранению здоровья, предотвращению болезней, сохранению жизненной энергии и контролю за нервной системой

Окончание таблицы 13

Средство Основное содержание
Пранаяна (контроль за дыханием) Регулирование дыхания, что необходимо для сосредо­точения ума
Пратьяхара (удаление чувств) Удаление чувств от внешних объектов и контроль за чувствами со стороны ума
Дхарана (внимание) Дисциплина ума, состоящая в фиксации читты на определенном объекте
Дхьяна (созерцание) Равномерное течение мысли вокруг и около объекта внимания
Самадхи (сосредоточение) На этой ступени ум настолько глубоко погружен в объект созерцания, что принимает форму объекта и теряет себя

Схема 13. Йога и ее место в индийской философии