Философские учения Ренессанса о государстве, обществе и истории.

Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, положивших начало вестернизации, превратившей быстро великие государства Азии, Африки и Америки в колонии Запада, из которых вывозилось все, особенно золото и рабы. Европейцы ринулись по свету, когда земли не хватило для возросшей численности населения. Опирающийся на огнестрельное оружие грабеж континентов позволил быстро разбогатеть горожанам ряда стран Европы, что подняло Ш сословие на борьбу за независимость от привилегированных сословий и образованию доныне существующих коммун, начинающихся с восстания Чомпи во Флоренции в 1378 г. Появились банки и мануфактуры, мировая торговля и современные нации с литературными языками. Светские и церковные феодалы в борьбе за сохранение привилегий объединились, возникают монархии. Но быстро расслаивающееся на предпринимателей и простолюдинов Ш сословие уже неудержимо выходило на историческую сцену, показав …
невиданный всплеск творчества во всех сферах жизнедеятельности общества. Спрос на новое мировоззрение и новые задачи перед государством и обществом философы удовлетворили, повернув философию от теоцентризма к антропоцентризму, к высочайшему и по отношению к последующим эпохам гуманизму. Простой, земной и грешный человек – не раб Бога или судьбы, не созерцатель и ученик Природы, как у Сократа, а «земной Бог», соперник в творчестве или помощник Бога, свободный художник и инженер. Не «проживи незаметно», а эпикурейство гражданина, после вуза идущего как в науки и искусства, так и в политику. Не случайно деятели Ренессанса Лютер, Кальвин, Цвингли провели такую реформацию католической церкви, без которой успехи последующего капиталистического развития Европы были бы невозможны. Труд перестал быть наказанием, у протестантов труд – важнейший вид служения Богу, лень позорна, а человек любой славен трудолюбием.


Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества власти трудящихся без частной собственности – это Томас Мор. Он не просто возродил платоновскую утопию общества без частной собственности паразитических элит, но и дал пример для подражания, и все доныне существующие мечтатели построить Рай на Земле для всех людей не на научном изучении общества и роли государства в нем, называются утопистами. Слово «утопия», использованное Т.Мором(1478-1535) в названии своего произведения, стало нарицательным, как и многие фразы произведения. «Овцы съели людей» — пишет об уничтожении крестьян как класса при Генрихе VIII лорд-канцлер страны. Но Т.Мор не только обвиняет «заговор богачей», он предлагает изменить существующие порядки, где власть денег, на подробно изложенные в работе: 6-часовой рабочий день, чтобы оставалось время на учебу и занятия государственными делами, как в Афинах при Перикле, у всех граждан. Важнейшим богатством общества и целью государства является свободное развитие талантов каждого человека как условие развития всего общества. За эти и подобные предложения Т.Мор был заточен в тюрьму, но этого показалось королю мало, Мора четвертовали, как виновных в самых тяжких преступлениях.

Гибелью после 27-летнего заключения в тюрьме закончилась жизнь и отца уже не коммунистической, а социалистической утопии Томазо Кампанеллы,автора произведения "Города Солнца", в котором с позиций утопического социализма излагается программа преобразования феодального и буржуазного общества в такое, где «каждому по труду». В жизнерадостной небольшой работе он тоже описывает в деталях идеальное государство, но в нем не уничтожается полностью частная собственность, а разрешена трудовая, без эксплуатации человека человеком. Дело жизни Т.Кампанеллы по освобождению и объединению Италии увенчалось победой гарибальдийцев в 19 веке, а некоторые положения его социалистической мечты сбылись в жизни двух десятков народов в 20 веке.

Известный социальный философ эпохи Возрождения, автор трактата "Государь" Н.Макиавелли впервые научно разрабатывал вопросы философии политики и обосновывает принципы политического искусства управления государством. В работе Николо Макиавелли возникает научный анализ жизни общества и точное понимание роли в ней политической власти. Власть обычно использует пороки толпы, бюрократический аппарат и войска, создает культ личности правителя и считает, что цель оправдывает средства. Но чем более абсолютная власть, тем скорее она будет утрачена. Власть должна руководствоваться не моральными соображениями, а анализом фактов и нужд государства. Честность правителя важна перед женой, а на службе нужна дипломатия, а верность нужна не обещаниям и сторонникам, а интересам. Подобные иногда циничные, но проницательные и честные замечания были важны многим государям, включая Екатерину П, у которой работа Н.Макиавелли стала настольной книгой несмотря на то, что высказанный в ней идеал демократической республики царица настолько ненавидела, что за него заточила и затем упрятала как можно дальше автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева со словами: «Бунтовщик похуже Пугачева!». Но куда Радищеву было до Томаса Мюнцера (1490-1525), возглавившего в 1525 году крестьянскую войну в Германии и создавшего первую в мире республику (только еще появившихся как класс) рабочих и крестьян, пантеиста, боровшегося с феодалами, богачами и христианством. Мюнцер так напугал государей всей Европы, что они совместно потопили восстание в крови, разделив Германию на части, и лишь Бисмарку удалось объединить Германию, а коммунистам Германии и России, несмотря на три попытки в 19-20 веках, так и не удалось довести до победы дело Т.Мюнцера, хотя оно живет пока в Китае и еще кое-где.