Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

1. Футурология — учение о прогнозировании будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Экстраполяция – распространение результатов, полученных из наблюдений над одной частью некоторого явления, на другую его часть. Футуролог использует вдохновение и исследование в различных пропорциях. Этот термин исключает тех, кто предсказывает будущее сверхъестественными способами, а также тех, кто предсказывает недалёкое будущее или легко предсказуемые варианты развития событий (например, экономисты, которые предсказывают изменения процентных ставок).

Футурологи имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики, а некоторые писатели воспринимаются как футурологи или даже выступают с футурологическими статьями (например,Артур Кларк, Станислав Лем). Некоторые попытки были сделаны в области космологической футурологии относительно предсказания далёкого будущего …
всей вселенной, обычно предрекая её тепловую смерть или «большой коллапс».

Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать научному методу, так как не может быть верифицирована никакими методами, кроме как ожиданием будущего. Однако футурологи могут применять (и применяют) многие научные методы.

Футурологи имеют очень неоднозначную репутацию и историю успехов. По очевидным причинам они часто экстраполируют современные технологические и общественные тенденции и полагают, что они будут развиваться теми же темпами в будущем, однако технический прогресс в реальности имеет свои собственные пути и темпы развития. Например, многие футурологи1950-х верили, что в наши дни космический туризм будет повсеместно распространённым явлением, но не предсказали возможности вездесущих дешёвых компьютеров. С другой стороны, многие прогнозы были точными. Прогнозируемые варианты будущего (по состоянию на 2003 год) включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле внанотехнологической катастрофе. Представители: Белл, Зиновьев, Калашников, Кларк, Кан.

Термин Г. обозначает процесс изменения всех сторон жизни об-ва под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Социально-ф-фское осмысление этого процесса предполагает выявление как O.ивных изменений социальной реальности, так и тех к-рных форм, в которых происходит их осознание мира как целого.

2. Истоки Г. уходят в далекое прошлое. Предпосылки интеграции: единая биол.природа ч-ка, дея-тное, преобразовательное отношение ч-ка к природе. Это единство породило сходство доц-ционных форм ист.развития ч-чества (родоплеменная организация об-ва, мифологический характер сознания, символич.характер к-ры,) Влияние –географические и демографические факторы. С появлением развитых форм к-ры – влияние опосредованный характер.

Техногеннаяц-ция (Западной ц-ции начиная с 16-17 в.в.) сформировала ценности 1) идею ч-ка как преобразователя природы, 2) признание научной рац-ности как основы ч-ческой дея-ти, 3) идеи об-венного договора и естественных прав ч-ка, правового гос-ва и частной собственности, свободы, социального прогресса, суверенности личности, и др

Начиная с 19 в. процессы интеграции ч-чества, особенно в сфере экономики, стали очевидными. К.Маркс и Ф.Энгельс «приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга».

В позитивистской традиции установка на формирование универсальной модели научного знания, реализация которой могла стать «осью» формирования единого и бесконфликтного, управляемого об-венного целого. В экзистенциалистской и социально-критической традициях вызревал протест против феноменов усреднения и массовизации, жесткой нормативной регуляции жизни ч-ка, манипуляции чел. сознанием и поведением со стороны об-ва, которые неизбежно возникают как следствия Г. социальной жизни.

3. Непосредственный толчок Г. был дан НТР, развернувшейся в сер. 20 ст. Впервые Г. как феномен слияния рынков отдельных видов продукции и услуг, производимых крупными транснациональными корпорациями. Амер. социолог К.Омэ: Г. – процесс разрушения национального гос-венного суверенитета под напором транснациональных корпораций.

Мировая экономика сегодня – это глобальные производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке. Это единый хозяйственный механизм, предполагающий разделение труда в мировом масштабе. Условиями и одновременно формами Г. мировой экономики стали научно-технический и технологический прогресс в форме НТР; значительное расширение сферы дея-ти международных организаций – ООН, ВТО (Всемирная торговая организация), Всемирный банк и др.

загрузка…

4.Результаты мировой экономической интеграции оказываются противоречивыми. Пол: дальнейшее углубление международного разделения труда и стимулирование роста производства не только на национальном, но и мировом уровне. => уменьшению издержек, снижению цен, устойчивому экономическому росту. Г. способствует внедрению экологических технологий и устранению угрозы экологической катастрофы. Г. позволяет повысить всеобщее благосостояние.

Отр: Г. наиболее выгодна транснациональным корпорациям, международным компаниям, финансовым институтам, этническим диаспорам, мафиозным группам и т.д. Несправедливое распределение благ от Г. => угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровне. Г. мировой экономики связана с региональной или национальной нестабильностью из-за теснейшей связи между национальными экономиками на мировом. Опора на «глобального потребителя» формируется через воздействие глобальной пропаганды и рекламы. Эта угроза фундируется возможностью перехода контроля за экономикой в руки иных стран или транснациональных корпораций.

5. Г. – комплексная тенденция, затрагивающая не только экономические, но и политические, к-рные, инф-ционно-коммуникационные аспекты. Мощным двигателем Г. стал процесс информатизации и медиатизации об-ва. Спутниковое ТВ ломает национальные границы и превращает мир в «глобальную деревню». Формирующаяся с-ма глобальной инф-ции через массовую к-ру формирует «унифицированного» («одномерного») ч-ка с соответствующими материальными потребности и интересы, унифицированными товарами (видео- и аудиокассеты, мотоциклы, компьютеры и т.д.), однотипными ценностями, образцами поведения и общения. Т. о., Г. символических обменов (с помощью масс-медиа) порождает однотипность социальных практик, потерю к-рно-исторического и социального разнообразия и богатства, => распада к-ры.

В областиполитики Г. предполагает резкое снижение роли национальных гос-в и возрастание роли международного сооб-ва и международных организаций в решении социально-экономических, к-рных, политических проблем – развитии демократических институтов, прав ч-ка, борьбы с терроризмом, преступностью и т.д. Но: американского «эталона демократии», который спровоцировал ряд военных конфликтов.

Очевидные позитивные возможности в области экологии и социальной сфере – к-ры, здравоохранения, образования — также не могут быть полностью реализованы. Всеобщая интеграция может стать как основой решения глобальных угроз, так и условием уничтожения ц-ции. Будущее ч-чества оказывается принципиально непрогнозируемым и неуправляемым.

6. Реакцией на угрозы об-ву со стороны мировых глобализационных процессов стало антиглобалистское движение, которое начало развиваться с сер. 90-х г.г. во Франции, Германии, Англии, Сша и др. странах западного и восточного мира. АнтиГ. оформляется сегодня как достаточно широкое об-венное движение со специфическими формами протеста, разнообразными требованиями. Антиглобалистские выступления опираются на различные трактовки Г.: Г. как американизации во всех сферах жизни (для стран Европы, например); Г. как несправедливое распределение богатств (для стран 3-го мира); Г. как к-рная экспансия Запада (для мусульманского мира).

В теоретической мысли – ф-фия постмодернизма. Широкая критика современной социальной практики как практики «шизоидного» капитализма, анализ процессов децентрации и детерриториализации социальных пространств, утверждение хаоса как онтологического основания бытия и устойчивого состояния современной к-ры позволяют утверждать, что постмодернизм обладает высокой степенью чувствительности к противоречиям социального бытия. Однако, отвергая позитивность предыдущего исторического опыта, он не дает оснований для формирование эффективной пр-мы выхода из состояния мирового с-много кризиса, настаивая на антиинтеллектуальных позициях, «смерти ч-ка», «смерти ф-фии», развала ц-ционной целостности.

Иным вариантом – концепция нелинейного типа ц-ционного развития (развивается в синергетике), теория ц-ционного поворота к постиндустриальному (инф-ционному) об-ву, концепция устойчивого развития. Они предлагают иную «матрицу» ценностей и приоритетов.

Особенность нелинейного понимания ц-ционного развития: об-во современного типа – сложное и внутренне напряженное целое, которое может быть подвержено бифуркациям – состояниям неопределенности, непредсказуемости, неустойчивости. Бифуркационные состояния ведут к фазе с-много хаоса. Для сложной с-мы эта фаза не всегда имеет характер разрушения и анархии, она может вести к более высоким уровням организации с-мы.

Концепция устойчивого развития стала результатом развития т.н. «экологического двадцатилетия», была принята в качестве уникальной и универсальной стратегии нового ц-ционного развития 21 века в 1992 г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. ( на национальном, региональном, на мировом уровне). Все страны создали национальные пр-мы устойчивого социально-экономического развития. Концепция устойчивого развития выдвигает ряд принципиально новых ценностных приоритетов: социальное развитие с учетом интересов не только нынешних, но и будущих поколений; совмещение стабильной социальной и экономической динамики с потребностями сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала планеты (принцип коэволюции об-ва и природы); необходимости формирования нового ценностно-к-рного потенциала ц-ции – прежде всего экологического сознания; замены расточительной капиталистической экономики (индустриального пути социального развития) более разумной, экономной и гуманной стратегией развития об-ва.