Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.

1. На современном этапе общественного развития характер отношений в системах «человек – природа», «общество – природа» фундирует экологическую проблему в связи со значительным снижением природных запасов, разнообразными загрязнениями окружающей среды, демографическими вопросами. Сегодня эта проблема выливается в проблему будущего всей человеческой цивилизации. Она входит одной из первых в число глобальных проблем и потому часто называется инвайроментальной (от англ. «environment» — окружающая среда).

Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет характер мировоззрения, которое определяет отношение человека к природе. Современное экологическое мировоззрение в значительной мере антропоцентрично, что и детерминирует наличие кризиса. Экологическоесознание характеризируется рядом составляющих. Во-первых, определением места человека в природном мире, включенностью в качестве естественной части природы или противопоставленностью, нахождением вне …
и над природой
. Во-вторых, характером восприятия природы человеком, который может быть как субъектным (человек и природа предстают как равноправные субъекты взаимодействия), так и объектным (природа лишена самостоятельности и приобретает статус объекта воздействия со стороны человека). В-третьих, характером взаимодействий природы и человека, который может быть как прагматическим и тогда природа рассматривается как средство удовлетворения материальных потребностей человека, так и непрагматическим, в соответствии с которым природа становится элементом духовного взаимодействия в системе «человек – природа». Конец XIX – начало ХХ вв. характеризуются попытками поиска новых парадигм в отношении человека к природе. Могут быть названы следующие направления: инвайроментальный консервационизм, экологизм, универсальная этика и биоцентризм. Универсальная этика не видит принципиальной разницы в этическом плане между человеком и животным, считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В фундаменте такой этики лежат три основные идеи: синкретичность, слитность мира в единое целое; биосферный эгалитаризм (равноправие всех живых существ жить и процветать) и экологическое самообеспечение. Становлению инвайроментальной парадигмы в современной философии во многом способствовало развитие общенаучных представлений о природе и ее взаимодействии с человеком. Уже в конце XIX в. в контексте критики техногенной цивилизации в науке получают популярность идеи коэволюции человека и природы, впоследствии оформившиеся в соответствующую концепцию. Широко используются такие понятия, как «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Деятельностная сторона понятия «ноосфера» при этом предполагает высокую меру ответственности человека за характер протекания основных эволюционных процессов планеты. Это означает необходимость согласования развития цивилизации с развитием прежде всего биосферы, что выражается в требовании коэволюции (в смысле совместной и согласованной эволюции человека и природы), выраженном в виде экологического императива.

2. Постмодернизм (П.), как термин, в современной литературе трактуется весьма широко и зачастую его семантика определяется контекстом и условиями использования данного понятия. По словам Ф. Джеймисон «постмодернизм по определению сопротивляется определению», однако можно выделить наиболее часто употребляемые значения этого понятия: П.мирооощущение, взгляд на мир, характеризующийся онтологизацией текста и особой чувствительностью; П.особый стиль письма, продиктованный «поэтическим» и «цитатным» мышлением; П.эпоха, промежуток времени, начиная с конца 70-х г.г. и до наших дней. Вместе с тем наиболее обоснованной и часто встречающейся интерпретацией П. выступает его понимание как своеобразной «идеологии» постиндустриальной эпохи. П. в этом смысле не является целостным философским течением или школой, но предстает как совокупность концепций, идей, теоретических исследований. Они разновекторны по проблематике, языку, целям; в них отражается и осмысливается специфика культурной ситуации Запада конца ХХ века.

Отсутствие концептуального единства П. фундируется тем, что философы этого направления, в общем, выступают против философии как определенного вида интеллектуальной деятельности, которая имеет свою собственную предметную очерченность и теоретические основы. Постмодернисты придерживаются той точки зрения, что философское мышление внеисторично, значит философия как своеобразный жанр духовного творчества, а также теоретический, рациональный фундамент мировоззрения, исчерпала свои возможности и переросла свои границы.

3. Концепция устойчивого развития стала результатом развития т.н. «экологического двадцатилетия», была принята в качестве уникальной и универсальной стратегии нового цивилизационного развития 21 века в 1992 г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Идея устойчивого развития стала одной из фундаментальных идей современной культуры и перспективной основой социально-экономического развития как на национальном, региональном, так и на мировом уровне. В 1993 г. все страны — члены ООН подписали документы этой конференции. В последующие годы практически все страны создали национальные программы устойчивого социально-экономического развития и ратифицировали их (РБ – в 1997 г.). Концепция устойчивого развития выдвигает ряд принципиально новых ценностных приоритетов: социальное развитие с учетом интересов не только нынешних, но и будущих поколений; совмещение стабильной социальной и экономической динамики с потребностями сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала планеты (принцип коэволюции общества и природы); необходимости формирования нового ценностно-культурного потенциала цивилизации – прежде всего экологического сознания; замены расточительной капиталистической экономики (индустриального пути социального развития) более разумной, экономной и гуманной стратегией развития общества.

загрузка…

Критика: нет ресурсов для индустриализации западных стран, способствует укреплению несправедливости и выгодна странам с высоким уровнем развития, неперспективна для остального мира, утопизм ее целей и задач (у лидеров нет желании).

.

 

 

1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

2. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.

3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

8. Основные стратегии научного исследования природы.

9. Роль биологии в становлении эволюционного стиля мышления.

10. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

11. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

12. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

13. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

14. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

15. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.

16. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

17. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

18. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.

19. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

20. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

21. Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

22. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

23. Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии.

24. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

25. Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

26. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.

27. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.

28. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

29. Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.

30. Концепция постиндустриального развития в современной социальной философии.

31. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

32. Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.

33. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.

34. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

35. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.

36. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры.

37. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

38. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

39. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.

40. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

41. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

42. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание

43. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

44. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

45. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

46. Метатеоретические основания науки.

47. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

48. Динамика науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки.

49. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.

50. Понятие метода. Методы эмпирического исследования.

51. Понятие метода. Методы теоретического исследования.

52. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.

53. Математизация и компьютеризация современного естествознания.

54. Методологические новации в современном научном познании.

55. Проблема истины в философии и науке.

56. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

57. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

58. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

59. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.

60. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.